Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучить организацию бухгалтерского учета и анализа налогов и неналоговых платежей, выработать предложения по их совершенствованию. Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала. Полученные результаты, их новизна: рассматриваемые в дипломной работе методики налогового учета отличаются новизной и практичностью, а именно разработаны и предложены некоторые пути оптимизации учета и анализа налогов и сборов уплачиваемых Калинковичским райпо в бюджет.

Вложенные файлы: 2 файла

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

 

Одним из недостатков существующего  бухгалтерского учета по налогам  и сборам является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для  тех налогов, которые исчисляются  от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге – цен на продукцию.

 

Не совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются  высокие ставки налогов для тех  предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство  дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для  предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

 

Посредством налоговых льгот  государство может также стимулировать  наиболее важные виды деятельности, как  в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что  послужит в дальнейшем снижению цен.

 

Понятно, что эффективность  любой налоговой системы во многом определяется административными затратами  на ее обслуживание. Наиболее эффективной  будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов  в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в  ходе совершенствования налоговой  системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют  достаточно больших затрат на администрирование.

 

Иными словами, речь идет о  малоэффективных налогах и сборах. В частности, это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. Этот налог в доходной части бюджет составляет сотые доли процента, вместе с тем его сбор сопряжен со значительными  организационными и финансовыми  затратами. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены указанного налога можно, к примеру, за счет увеличения ставки налога на землю, на которой  расположена эта недвижимость, и  выработки рационального механизма  его исчисления и уплаты.

 

Аналогичные примеры есть и среди многочисленных местных  налогов и сборов. Наиболее ярким  из них является «сбор за парковку», расходы по администрированию которого составляют 50 % от поступивших сумм. [20, стр. 235] В связи с этим было бы полезным не загромождать налоговую систему малоэффективными налогами.

 

Исходя из опыта России и других стран с переходной экономикой можно выделить в качестве необходимых некоторые преобразования налогов на доходы и прибыль:

 

а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление  любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики  должны разделяться на резидентов и  нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;

 

б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов  из облагаемого дохода и уточнения  состава издержек по осуществлению  коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в Республике Беларусь, а также  доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в  других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог  только на доходы от источников в Республике Беларусь. Включение инвестиционного  и финансового доходов в налоговую  базу, даже если они получены из иностранных  источников, очень важно, поскольку  оно препятствует утечке инвестиционного  капитала за границу;

 

в) сохранение единых унифицированных  для всех видов деятельности и  налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие  повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций  следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;

 

Одним из направлений совершенствования  бухгалтерского учета по налогам  и сборам Республики можно назвать  развитие методики учета налога на добавленную стоимость. НДС в  Беларуси является в настоящее время  бюджетообразующим налогом, он обеспечивает порядка 25 % поступлений в бюджет. [16, стр. 112] Существование его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления.

 

Однако белорусская модель НДС имеет некоторые особенности, которые значительно снижают  эффективность данного налога. В  частности они ограничивают потребление  в обществе, снижают покупательную  способность населения и потребительский  спрос и, следовательно, не стимулируют  производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, делают их невыгодными  по сравнению с приобретением  в других странах, где уровень  косвенных налогов ниже, обуславливают  ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность  отечественных товаров.

 

Таким образом, методика исчисления НДС нуждается в совершенствовании, а ставки – в большей обоснованности. Ставки НДС в Беларуси выше, чем  во многих других государствах (несмотря на снижение основной ставки в 2004 году с 20 до 18 %), кроме того, в отличие  от европейских стран, этим налогом  облагаются предметы первой необходимости. В развитых странах среди целей  НДС можно назвать сдерживание  нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение  чрезмерного потребления других товаров. При этом ставки данного  налога составляют, например, в Японии 3 %, в Швейцарии 6,5 %, Канаде 7,5 % (начисляется  в основном на продукцию потребительского назначения). [33, стр. 88] В США после  длительного изучения отказались от введения НДС. Здесь существует налог  с продаж, который ограничивает нерациональное потребление. Этим налогом облагаются обработанные продукты питания, все  промышленные товары, а, к примеру, овощи  и фрукты не облагаются.

 

Многие отечественные  и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать  его одним из основных в налоговой  системе, мотивируя это тем, что  земля является неэластичным с точки  зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и  при введении налога общий спрос  на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики  не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.

 

Перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы, изымающие  ренту вполне целесообразно. К налогам, полностью или частично изымающим  в доход государственного бюджета  природную ренту, относятся: платежи  за используемые и эксплуатируемые  природные ресурсы, включающие земельные  налоги, платежи за использование  воды, объектов растительного и животного  мира, за разработку месторождений  и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, других невоспроизводимых ресурсов.

 

Спецификой рентных налогов  является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Идея учета рентной составляющей весьма перспективна для построения эластичной налоговой системы. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального собственника и реальной стоимости этих ресурсов.

 

В качестве одного из направлений  совершенствования налоговой системы  может быть введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости. Таким образом создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость трудно скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.

 

Существующая сегодня  в республике система налогообложения  недвижимого имущества имеет  множество недостатков и малоэффективна. Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, а также  объектов незавершенного строительства. Таким образом, под налогообложение  в качестве недвижимости попадают все  основные фонды предприятий –  не только здания и сооружения, но и  производственное оборудование, транспортные средства, компьютеры и оргтехника.

 

Позитивным фактором могла  бы стать попытка дифференцировать ставки налога на недвижимость в зависимости  от ее месторасположения. Так, например, в 2003 году Минский городской Совет  утвердил повышающие коэффициенты к  ставкам налога на недвижимость юридических  лиц по месту их регистрации в  зависимости от экономико-планировочных  зон. Однако применяемая практика зонирования  городских территорий, по оценкам  специалистов, не может быть использована для целей налогообложения, так как не отражает реальной рыночной стоимости имущества.

 

Сегодня база налогообложения  недвижимости в республике не имеет  ничего общего с рыночной стоимость  имущества, отличаясь от нее порой  в 10 раз. [36 стр. 20] В результате бюджет лишается значительных средств. Кроме  того, нарушается принцип нейтральности  налогообложения: рассчитанные по существующим методикам стоимости равнозначных объектов в центре города и где-нибудь на периферии отличаются весьма незначительно, хотя разница в прибыльности и  реальной рыночной стоимости существенна.

 

Таким образом, совершенствование  налогообложения недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную  оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме  того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости –  производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и др.

 

Акцизные сборы на отдельные  виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных  товаров входят товары, вредные для  здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть  и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия  налогообложения для отечественных  и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта  и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более  доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

 

Из всех этих принципов  в белорусской модели акцизов  нарушается в основном последнее  требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или  белорусских рублях. Причем уровень  ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно  меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что  не позволяет производителям подакцизных  товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в  бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого  налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

 

С 1992 года, когда налоговая  система Республики Беларусь только начала формироваться, в ней произошли  значительные изменения. В частности  вводились и отменялись различные  налоги, изменялись налоговые ставки, порядок уплаты налогов. Была сформирована нормативно-правовая база налогообложения, в основе которой лежит Налоговый  кодекс, принятый в 2002 году. Однако, несмотря на все изменения направлений, которые  нуждаются в совершенствовании  и реформировании остается достаточно много, а белорусская налоговая система по-прежнему далека от совершенства.

 

Для совершенствования и  оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам  и сборам необходимо провести автоматизацию  данных операций. Проблемы, связанные  с постоянными изменениями в  законодательстве, серьезно затрудняют разработку специальных программных  продуктов для автоматизации  бухгалтерского учета — необходимо оперативно реагировать и вносить  все изменения. Сочетать высокий  уровень автоматизации с корректностью  выполнения бухгалтерских операций весьма и весьма непросто.

 

Использование «пиратских»  — дешевых, но, увы, ненадежных программ либо программ, созданных давно и  неспособных подстраиваться под  современные условия ведения  учета, не дает желаемого уровня автоматизации. Современная автоматизация –  это возможность ведения учета, не требующая дополнительного изучения бухгалтером специальных технических  дисциплин, позволяющая избежать трудоемких расчетов и анализа массивов первичных  документов (с сопоставлением их содержания, дат и сумм) и тому подобной рутинной, отнимающей массу времени работой. Кроме этого, программа должна быть гибкой, т.е. иметь способность адаптироваться к существенным изменениям внешних  факторов (например, законодательства, учетной политики, видов деятельности) без кардинальной внутренней перестройки. Попросту говоря, бухгалтер должен «узнать» свою программу после того, как над ней поработал программист, добавив в нее, к примеру, книгу  покупок.

Порядок организации учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.docx

— 54.81 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования