Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучить организацию бухгалтерского учета и анализа налогов и неналоговых платежей, выработать предложения по их совершенствованию. Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала. Полученные результаты, их новизна: рассматриваемые в дипломной работе методики налогового учета отличаются новизной и практичностью, а именно разработаны и предложены некоторые пути оптимизации учета и анализа налогов и сборов уплачиваемых Калинковичским райпо в бюджет.

Вложенные файлы: 2 файла

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

5.1. Оборотных активов (стр. 1 *360: стр.3) 304,62 112,81 -191,80

5.2. Материальных оборотных  активов (стр. 1.1. *360: стр. 4) 27,66 50,83 23,17

5.3. Дебиторской задолженности  (стр. 1.2. *360: стр. 3) 7,34 5,79 -1,56

5.4. Кредиторской задолженности  (стр. 2 *360: стр. 4) 206,77 366,81 160,04

6. Продолжительность операционного  цикла (стр. 5.2. + стр. 5.3.) 35,01 56,61 21,61

 

 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что оборачиваемость материальных оборотных активов в обороте  увеличилась с 27,66 дней до 50,83 дней, что  связано с более быстрым снижением  средней стоимости оборотных  активов (27,96%) к выручки от реализации (75,49%).

 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности снизилась с 7,34 дней в 2005 году до 5,79 дней в 2006 году. Однако следует  отметить рост оборачиваемости кредиторской задолженности с 206,77 дней до 366,81 дней (+160,04). Следует так же отметить значительный рост операционного цикла с 35,01 в 2005 году до 56,61 в 2006 году.

 

Таблица 1.3.7- Данные о динамике показателей рентабельности деятельности организации Калинковичского райпо 2006-2007 гг.Показатели 2005 г. 2006 г. Темп изменения (%) или отклонение (+,-)

1. Средняя стоимость активов,  млн.р. (ср.зн. по стр. 390 ф.1) 4054 1793 44,23

2. Выручка от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), млн р. (стр. 010 ф.2) 3627 2738 75,49

3. Полная себестоимость  реализованной продукции (товаров,  работ, услуг), млн р. (стр. 040 ф.2 + стр. 050 ф.2 + стр.060 ф.2) 3133 2394 76,41

4. Прибыль (убыток) от реализации  продукции (товаров, работ, услуг), млн р. (стр. 070 ф. 2) -23 -58 252,17

5. Прибыль (убыток) за отчетный  период, млн.р. (стр. 200 ф.2) 40 18 45,00

6. Показатели рентабельности (убыточности), %

6.1. Рентабельность (убыточность)  продаж (стр. 4: стр. 2*100) -0,634 -2,118 -1,484

6.2. Рентабельность (убыточность)  расходов (стр. 4: стр. 3 *100) -0,734 -2,423 -1,689

6.3 Рентабельность (убыточность)  активов (стр. 5: стр. 1*100) 0,987 1,004 0,017

 

 

Из вышеприведенной таблицы 1.3.7 видно значительное снижение рентабельности продаж в 2006 году (-1,484 п), в 2005 году – -0,634, в 2006 году – -2118. Такая же ситуация с рентабельностью расходов, которые так же как и рентабельность продаж в 2006 году снизилась на 1,689 п. Однако следует отметить увеличение рентабельности активов с 0,987 в 2005 году до 1,004 в 2006 году.

 

 

2. Учет расчетов плательщика  с бюджетом по налогам, сборам  и налоговому кредиту, пути  его совершенствования

 

2.1 Виды налогов и сборов  и порядок их расчета

 

Налоговая система Республики Беларусь строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика, косвенные - включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При  прямом налогообложении денежные отношения  возникают между государством и  самим плательщиком, вносящем налог  непосредственно в бюджет; при  косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

 

Прямые налоги в свою очередь  разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических  и физических лиц у источника  дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам  товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой  взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе  разнообразных по объектам обложения  и методам исчисления прямых и  косвенных налогов позволяют  государству полнее реализовать  на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается  и имущество предприятий, создающее  материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая  сила, и получаемый доход.

 

Главным среди налогов, уплачиваемых Калинковичским райпо, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.

 

При определении прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг собственного производства принимаются  расходы, которые приходятся на фактически реализованную продукцию, работы и  услуги. Такие расходы рассчитываются на основе данных бухгалтерских счетов с учетом их расчетных корректировок, сделанных по итогам ведения налогового учета. Поскольку расчеты налоговой  базы (прибыли, которая облагается налогом) и суммы налога на прибыль в  налоговой декларации осуществляется с нарастающим итогом за налоговый  период, регистры налогового учета  доходов и расходов необходимо вести  за каждый отчетный месяц с подсчетом  соответственных показателей, как  за месяц, так и с начала года.

 

В регистрах бухгалтерского учета Калинковичского райпо прибыль, которая облагается налогом, рассчитывается исходя с суммы прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных средств, других товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль или убыток от реализации перечисленных активов, за исключением основных средств и нематериальных активов, определяются как разность между выручкой, полученной от их реализации, и расходами по производству и реализации этих активов. К расходам, которые принимаются в счет для определения прибыли, подлежащей обложению налогам, добавляются также суммы налогов и сборов, которые выплачиваются с выручки, полученной от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Итог от реализации внеоборотных активов определяется как положительная или отрицательная разность между выручкой от их реализации, уменьшенной на сумму налогов и сборов, которые выплачиваются в соответствии с действующим законодательством с полученной выручки и остаточной их стоимостью, а также расходами на их реализации.

 

В национальном законодательстве Республики Беларусь предусмотрено  освобождение от налогообложения отдельными видами налогов оборотов по деятельности юридических лиц Республики Беларусь за рубежом. Кроме того, международными договорами предусмотрен зачет отдельных  видов налогов, уплаченных за рубежом, то есть суммы налогов, подлежащие уплате в Республики Беларусь, уменьшаются  на суммы аналогичных налогов, уплаченных за рубежом.

 

Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости  недвижимости, которое прямым или  косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому  налог на недвижимость предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы  страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками недвижимости на территории государства. При его  взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог  на недвижимость обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных  бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших  сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества (недвижимости).

 

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге на недвижимость»  объектом налогообложения для исчисления юридическими лицами налога на недвижимость является стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся  во владении плательщиков объектов незавершенного строительства.

 

При налогообложении имущества  резидентов Республики Беларусь, находящегося за рубежом, необходимо также руководствоваться  международными соглашениями. В соответствии с некоторыми международными соглашениями имущество резидента Республики Беларусь, находящееся в другом государстве, может облагаться налогом в этом государстве.

 

Подобное правило установлено, в частности, в Соглашении с Россией, Соглашении с Польшей и Соглашении с Украиной. Причем в Польше доходы от недвижимого имущества облагаются в обязательном порядке.

 

В целях устранения двойного налогообложения в соглашениях  также предусматривается зачет  сумм налога на недвижимость (имущество), уплаченных в иностранных государствах. В любом случае:

 

-         такие вычеты не должны превышать  сумму налога на недвижимость, подлежащую уплате в бюджет  Республики Беларусь с этого  имущества;

 

-         зачет сумм налога на недвижимость (имущество), уплаченных структурным  подразделением резидента Республики  Беларусь, находящимся в зарубежном  государстве и являющимся плательщиком  этих налогов, в бюджет иностранного  государства, осуществляется на  основании справки налогового  органа (иной компетентной службы  государства, в функции которой  входит взимание налогов) иностранного  государства, в которой должны  быть отражены полное наименование  резидента Республики Беларусь, наименование налога, ставка налога, размер объекта налогообложения, сумма уплаченного налога.

 

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы (земельный  налог и т.д.). Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более  эффективное использование соответствующих  видов ресурсов. Необходимость в  подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный  оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

 

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены  соответствующие санкции за нарушение  производственной (технологической) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс  сточных неочищенных вод, за нарушение  правил лесопользования и так  далее.

 

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

 

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог  на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 

Согласно Закону Республики Беларусь «О налоге на добавленную  стоимость» объектами налогообложения  признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  на территории Республики Беларусь и  за пределы Республики Беларусь, а  также товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

 

Обороты по реализации объектов за пределами Республики Беларусь, включая обороты по реализации строительных работ за пределами Республики Беларусь, организациями (структурными подразделениями  организаций), зарегистрированными  в качестве налогоплательщиков за пределами  Республики Беларусь, не признаются объектом налогообложения при исчислении НДС (п. 6.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 29.06.2001 № 94 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2003 № 6)). Другими словами, обороты по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые резидентом Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь через свое представительство, расположенное на территории других государств, не облагаются НДС в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь. В то же время такие обороты могут облагаться НДС в соответствии с законодательством того иностранного государства, на территории которого они совершаются.

 

При этом согласно п. 34.3 названной  инструкции суммы НДС, относящиеся  к оборотам по реализации объектов за пределами республики, не подлежат вычету. Уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) суммы НДС, приходящиеся к оборотам по реализации товаров (работ, услуг) за пределами Республики Беларусь, относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг).

 

Одновременно с налогом  на добавленную стоимость в системе  косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые  устанавливаются государством в  процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия  в доход государственного бюджета  получаемой производителями сверхприбыли.

 

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» юридические лица Республики Беларусь являются плательщиками  налога на доходы с дивидендов и  приравненных к ним доходов.

 

Дивидендом для целей  налогообложения признается часть  прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия  либо участникам хозяйственного общества или хозяйственного объединения  в связи с правом собственности  на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе или  хозяйственном объединении, за исключением:

 

-         выплат акционеру (пайщику) в  денежной или натуральной формах и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд предприятия, при его ликвидации либо при выходе акционера (пайщика) из состава участников;

Порядок организации учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.docx

— 54.81 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования