Учет и аудит материально производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение социально - экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения - реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы воплотить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материально – производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 7
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов 7
1.2 Документальное оформление поступления и выбытия материально-производственных запасов 12
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «АрктикаСпецТранс» 19
2.2 Учет поступления материально-производственных запасов 23
2.3 Учет отпуска материально-производственных запасов в производство 38
2.4 Инвентаризация материально-производственных запасов 50
ГЛАВА 3. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ЗАПАСОВ 59
3.1 Общие положения аудита учета материально-производственных
запасов 59
3.2 Аудит материальных запасов в ООО «АрктикаСпецТранс» 62
3.3 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудиторской проверки материально-производственных запасов 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 160.28 Кб (Скачать файл)

На основе классификации предприятия разрабатывают систематизированный перечень используемых ими материалов, в котором материалы приводятся по группам, подгруппам и наименованиям, и каждому наименованию материалов присваивается номенклатурный номер. Номенклатурный номер обычно включает: номер группы (один знак),номер подгруппы (один знак), вид материала (два знака), характеристику материала (три знака). В номенклатуре указываются также единицы измерения, их шифры, учетная цена материалов, т.е. составляется номенклатура – ценник. Номенклатура - ценник является организующей основой всего материального учета на предприятии. В соответствии с ней номенклатурный номер соответствующего наименования материала указывается на всех относящихся к нему приходных и расходных документах. Это предупреждает пересортицу, ошибки и упрощает технику учетной работы.

 

1.2 Документальное оформление поступления и выбытия материально-производственных запасов

 

Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации. На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных учетных документов и их стоимостная оценка. Материалы поступают в организацию путем:

  • приобретения за плату;
  • изготовления самой организацией;
  • поступления в счет вклада в уставный капитал;
  • безвозмездного получения;
  • поступления в обмен на другое имущество;
  • поступления в результате ликвидации основных средств и иного имущества.

На второй стадии происходит расходование материалов - их отпуск на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства для управленческих нужд организации. На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывающих из организации вследствие таких причин, как:

  • списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);
  • продажи (реализации) материалов;
  • передачи материалов в счет вклада в уставный капитал других

организаций;

  • безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;
  • передачи материалов в обмен на другое имущество;
  • передачи материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности).

При учете материалов на всех стадиях их движения следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.

Для оформления и учета хозяйственных операций по движению материалов Методическими рекомендациями предусмотрены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

  • М-2 «Доверенность»
  • М-2а «Доверенность»
  • М-4 «Приходный ордер»
  • М-7 «Акт о приемке материалов»
  • М-8 «Лимитно-заборная карта»
  • М-11 «Требование-накладная»
  • М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»
  • М-17 «Карточка учета материалов»
  • М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений».

Поступающие в организацию материалы (приобретенные за плату или по договору мены, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, изготовленные в самой организации, полученные в результате ликвидации основных средств и т.п.), как правило, направляются на склад организации. Отпуск их непосредственно на производство или на хозяйственные нужды, минуя склад, не рекомендуется.

На материалы, поступающие по договорам купли - продажи, другим аналогичным договорам, организация должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы.

Расчетные документы (платежные поручения, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу), как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материалов.

При приемке материалов необходимо произвести следующие действия:

  • зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
  • проверить соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
  • проверить правильность расчетов в расчетных документах;
  • оплатить расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от оплаты;
  • определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
  • передать документы в подразделения организации (бухгалтерию, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота в организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам №М-2 или № М-2а. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству. Порядок приема и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М-4 в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материалов.

В случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет акт о приемке материалов по форме № М-7 в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации. В случае составления приемного акта формы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется. Если в расчетных и сопроводительных документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения, чем принято в организации, то материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в организации. Поступившие материалы должны быть своевременно оприходованы. Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад.

Для принятия к учету материалов, оставшихся от ликвидации основных средств и иного имущества, используется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). Материалы, полученные от других организаций (в том числе безвозмездно) и изготовленные в организации, также подлежат принятию на соответствующие склады организации. В первичных учетных документах, отражающих поступление материалов, должны содержаться данные об их количестве и стоимости. Если документ не содержит сведений, необходимых для достоверного учета поступивших материалов, не отвечает требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, то у бухгалтера нет достаточных оснований для принятия данных материалов к учету.

Первичными учетными документами по отпуску материалов со склада организации в подразделения организации являются лимитно - заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма № М-11) и накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Лимитно - заборная карта предназначена для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов.

Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно - заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. При небольших объемах отпуска материалов лимитно - заборные карты могут выписываться на квартал.

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма № М-11). Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для списания ценностей, а второй — основанием для их оприходования.

Для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям применяется накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.

Все первичные учетные документы по движению материалов на складах организации должны сдаваться в бухгалтерскую службу в установленные организацией сроки. Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу и законности совершенных операций, а также правильности их оформления.

В этой главе мы рассмотрели основные теоретические вопросы, касающиеся материально – производственных запасов: понятие, классификация, и что не мало важно документальное оформление МПЗ. В следующей главе мы дадим характеристику финансово – хозяйственной деятельности организации ООО «АрктикаСпецТранс», а также рассмотрим вопросы, связанные непосредственно с бухгалтерским учетом материально – производственных.

 

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной  деятельности ООО «АрктикаСпецТранс»

 

1. Организационно-правовая форма  предприятия: Общество с ограниченной  ответственностью. Форма собственности: частная

2. Основной вид деятельности  предприятия, а также иные виды  его деятельности:

      • деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
      • деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
      • транспортная обработка контейнеров;
      • транспортная обработка прочих грузов;
      • хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки;
      • хранение и складирование прочих жидких и газообразных грузов;
      • хранение и складирование прочих грузов;
      • прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта.

3. Юридический адрес предприятия: 629830, Россия, Ямало-Ненецкий автономный  округ, г.Губкинский, 14-й мкр., д.24, кв.15

4. Виды выпускаемой продукции (работ, услуг) представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Вид продукции (работ, услуг)

Объем продаж в денежном выражении, руб.

Перевозка нефти и газового конденсата

22389,0

Перевозка охлажденных и замороженных грузов

7838,0

Перевозка газообразных грузов

8445,0

Перевозка контейнеров с грузами

2124,0


 

1. Основные технико-экономические  показатели данного предприятия  на начало и конец отчетного  периода. Данные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1.Выручка от продаж, тыс. руб.

100749

40796

2.Себестоимость продаж, тыс. руб.

92821

37522

3. Коммерческие расходы, тыс.руб.

29

6

4. Прочие расходы, тыс. руб.

350

-

5.Прибыль (убыток)до налогообложения, тыс. руб.

7046

3268

6.Рентабельность продукции, %

7,6

8,7

7.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

12304

20077

8.Среднесписочная численность работников, чел.

16

16

Информация о работе Учет и аудит материально производственных запасов