Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа
В условиях рыночных отношений возрастает значение бухгалтерского учета и аудита на предприятиях оптовой и розничной торговли и в сфере услуг (работ). Обусловлено это необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения на макроуровне. Операции торгового характера осуществляют практически все организации, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок при расчете налогов, при определении финансового результата не каждая организация способна.
Введение……………………………………………………….…………..……..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ИМПОРТА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………………………………………………………….....6
1.1 Определения товаров, работ, услуг……………………………….….6
1.2 Документальное оформление операций по реализации товаров, работ, услуг………………………………………………………………………10
1.3 Нормативное регулирование учета продаж товаров, работ, услуг....15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ………………………………………………………………………..…..18
2.1. Синтетический учет продажи товаров ……………………….……...18
2.2. Учет продажи товаров (работ, услуг), .……………………………...28
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………..33
3.1 Цель и задачи аудиторской проверки предприятия ……………...33
3.2 Аудиторская проверка реализаций товаров, работ, услуг…………48
3.3 Типичные ошибки учета товаров, работ, услуг…………………...53
Заключение………………………………………………………………..........62
Библиографический список …………………………..……………………….64
В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет - фактура.
Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщикам.
Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.
Приемка товаров по количеству в организациях торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям предприятий розничной торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Полученные счета - фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.
Реализация регистрируется, согласно чеков контрольно - кассовых машин, в книге продаж.
Одним из признаков учета товаров в организациях торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет.
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ООО «Интернет выставка VID» товарный отчет составляется ежемесячно материально-ответственным лицом, а затем передается в бухгалтерию для его проверки.
Особенностью учета товарных операций в организациях торговли является то, что учет товаров отражается на счете 41 "Товары" по цене приобретения плюс торговая надбавка. Если товар находится у организации торговли, но не является ее собственностью, то его учет осуществляется на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (при возникновении вопросов, связанных с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты).
В ООО «Интернет выставка VID» товары учитываются на счете 41 субсчет. Так как учет товаров организуется по продажным ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается обособленно на счете 42 "Торговая наценка". Счет 42 "Торговая наценка" является регулирующим контрольным счетом по отношению к счету 41 "товары". Если из сальдо счета 41 "Товары" вычесть сальдо счета 42 "Торговая наценка" разность покажет покупную стоимость товаров. Счет 42 не может существовать самостоятельно, он применяется только в сочетании со счетом 41 и только при условии товаров по продажным ценам.
При оказании услуг покупателю, разработана форма отдела услуг по которой и осуществляются те или иные услуги. Клиенту отдается копия договора, где он может узнать о подключении тех услуг, которые он заказал и способы проверки работы той или иной услуги. На сумму выполняемых услуг пробивается кассовый чек и прилагается к форме, которая иметься в договоре.
При осуществлении определенных работ составляется смета. 50% от суммы оплачивается сразу, другая часть после окончания работ со всеми пересчетами в случае сложности проводимых работ.
После того как работы все сделаны составляется Акт выполненных работ и передается клиенту после чего клиент проводит оплату.
1.3 Нормативное
регулирование учета продаж
Основными законодательными и нормативными документами учета продажи товаров, работ услуг являются следующие документы:
Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2;
Налоговый кодекс РФ, чч 1, 2;
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.98г. № 60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99г. № 107н)
ПБУ 9/99 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.99 №32н, в ред. Приказов МФ РФ 30.12.99г. № 107н от 30.03.01г. №27н)
ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.99 №33н, в ред. Приказов МФ РФ 30.12.99г. № 107н от 30.03.01г. №27н)
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (Приказ МФ РФ от 19.11.2002г. № 114н)
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ №43н от 6 июля 1999г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Минфина №44н от 9 июня 2001г.)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34 от 29 июля 1998 г.);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов РФ №94н от 31 октября 2000г.
Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000г.)
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ №49 от 13 июня 1995г.)
«О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.)
Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России №40 от 22 сентября 1993г.)
Закон РФ № 5215-1 от 18 июня 1993г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. От 30 декабря 2001г.)
Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152 от 5 мая 1994г.)
Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. №1050-у)
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18 августа 1998г.) (ред. От 3 мая 2000г.)
К другим документам можно отнести документы предприятия, раскрывающие учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов более высоких уровней.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
2.1. Синтетический учет продажи товаров
Реализация товаров работ, услуг в торговых и иных посреднических организациях требует учета выбытия данных ценностей в количественном и стоимостном выражениях по направлениям их выбытия, видам ценностей, а также характеру их дальнейшей реализации. Учет отпуска товаров со склада ведется в ведомости отгрузки и реализации товаров. При этом учет отпуска товаров должен предоставлять информацию о выбытии товаров по следующим направлениям:
в оптовую торговлю;
в розничную торговлю;
отдельно в магазины, входящие в единую торговую систему одной организации с центральным складом;
в магазины, являющиеся дочерними обществами;
в магазины и торговые организации, не зависимые от организации – владельца товаров.
Особенность организации бухгалтерского учета выбытия товаров в организациях торговли и в иных посреднических организациях состоит в том, что учет товаров на основных складах, товаров, находящихся в пути во внутрихозяйственных перевозках, товаров на складах магазинов оптовой и розничной торговли ведется на одном счете учета товаров. Это вызывает необходимость в организации четкого аналитического учета движения товаров по местам их нахождения в количественном и стоимостном выражении, основанного на правилах, изложенных выше.
Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые - в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на основании сводных учетных документов. Как и для всех активных счетов дебетовый оборот отражает стоимость поступивших (оприходованных) товаров, кредитовый – стоимость реализованных или выбывших на другие цели товаров в оценке по стоимости согласно учетной политики: по продажным ценам или по фактической стоимости приобретения по одному из методов – средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО, стоимости каждой единицы.
Реализация товаров, работ, услуг учитывается на счете 90 «Продажи». Особенностью его является отражение по дебету и кредиту счета одинакового количества (объема) реализованных товаров в разных оценках: по дебету (субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») - в сумме фактических затрат и налога на добавленную стоимость (субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»), а по кредиту - в сумме выручки, предъявленной к оплате вместе с налогом на добавленную стоимость (субсчет 90-1 «Выручка»). Эта особенность и позволяет использовать счет 90 для расчета финансового результата хозяйственной деятельности организации как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как результат работы, а превышение оборота по кредиту - прибыль. Счет 90 сальдо не имеет, так как ежемесячно разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами его субсчетов относится на субсчет 90-9 «Прибыль\убыток от продаж», который закрывается в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Четвертым основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активный счет, сальдо которого определяет договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; оборот по дебету - отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце. Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого платежного документа. При этом следует выделить субсчет для учета расчетов с иностранными покупателями.