Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа
В условиях рыночных отношений возрастает значение бухгалтерского учета и аудита на предприятиях оптовой и розничной торговли и в сфере услуг (работ). Обусловлено это необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения на макроуровне. Операции торгового характера осуществляют практически все организации, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок при расчете налогов, при определении финансового результата не каждая организация способна.
Введение……………………………………………………….…………..……..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ИМПОРТА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………………………………………………………….....6
1.1 Определения товаров, работ, услуг……………………………….….6
1.2 Документальное оформление операций по реализации товаров, работ, услуг………………………………………………………………………10
1.3 Нормативное регулирование учета продаж товаров, работ, услуг....15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ………………………………………………………………………..…..18
2.1. Синтетический учет продажи товаров ……………………….……...18
2.2. Учет продажи товаров (работ, услуг), .……………………………...28
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………..33
3.1 Цель и задачи аудиторской проверки предприятия ……………...33
3.2 Аудиторская проверка реализаций товаров, работ, услуг…………48
3.3 Типичные ошибки учета товаров, работ, услуг…………………...53
Заключение………………………………………………………………..........62
Библиографический список …………………………..……………………….64
документирование аудита;
обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств (как правило, из нескольких источников и разными методами), которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее Сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.
Для достижений целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственность за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает степень этой ответственности.
В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщать и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно- положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. При составлении условно-положительного или отрицательного ,аудиторского заключения либо оформлении отказа от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта необходимо указать обстоятельства, которые явились причиной того или иного решения аудиторской организации.
Аудиторская организация обязана достичь в ходе аудита приемлемой уверенности в надежности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
Оценка необходимого уровня аудиторских гарантий, надежности мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должна быть основана на его профессионализме. При этом доказательства должны дать возможность аудиторской организации с уверенностью сделать выводы об отсутствии либо наличии искажении в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может быть абсолютной в силу следующих факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита:
ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта рамками исследований издержки на проведение которых должны находиться в экономически приемлемых пределах;
присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности при определении видов, объема и графика аудиторских процедур; .
применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее проведения сплошным порядком;
использование аудиторской организацией в качестве основы для формирования выводов и заключений аудиторских доказательств, которые по своему характеру, являются сочетанием фактов и мнений;
подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта присущим им изъянам;
отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сговора с целью искажения информации; .
наличие неопределенности, обусловленной различной интерпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни, а также другими обстоятельствами, делающими невозможным применение исключительно объективных критериев, как к составлению бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.
Указанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организацией гарантии отсутствия каких-либо иных (не обнаруженных в ходе аудита) обстоятельств, оказывающих или способных оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
В ходе проведения аудита в силу объективных и субъективных причин нельзя исключить вероятность того, что искажения в бухгалтерской отчетности экономического субъекта могут остаться незамеченными
При наличии признаков возможных искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует увеличить объем своих процедур, чтобы рассеять либо подтвердить возникшие сомнения.
Аудиторская работа по проверке финансовых отчетов подразумевает изучение и анализ бухгалтерского баланса (форма NQ 1), отчета о прибылях и убытках (форма NQ 2), пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчета о движении капитала (форма NQ 3), отчета о движении денежных средств (форма NQ 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма NQ 5), отчета о целевом использовании полученных средств (форма NQ 6), пояснительной записки (в части проверки соблюдения предприятием принципа постоянства учетной политики).
Аудитор должен проверить реальность ограничений предприятия в праве собственности на активы, степень надежности гарантий, данных в отношении обязательств, уровень достоверности условных активов и обязательств, оцененных количественно, проверить обоснованность принятых сумм обязательств в счет предстоящих капитальных затрат.
При проверке данных учета и отчетности анализируют наличие и состояние:
имущества (основных средств и вложений, запасов и затрат, нематериальных активов);
других долгосрочных активов (долгосрочных инвестиций, вложений в дочерние предприятия и филиалы, в ассоциированные компании);
денежных средств, расчетов и прочих активов (кассы, расчетного и валютного счетов, ценных бумаг и краткосрочных финансовых вложений, расчетов с участниками, расчетов с покупателями, дебиторами);
долгосрочных пассивов (уставного капитала, износа имущества, специальных фондов и резервов);
кредитов и других заемных средств;
расчетов и прочих пассивов (расчетов с кредиторами, с бюджетом, органами страхования, персоналом предприятия);
прочих пассивов.
При проверке правильности определения финансовых результатов деятельности предприятия предусматривается изучение:
выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);
затрат на производство реализованной продукции;
результатов от финансовой деятельности и других внереализационных операций.
При аудите финансовых отчетов необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчетов о прибылях и убытках и других финансовых документов. Проверке подлежат все значительные операции и сделки, крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, основные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительная ситуация с оборотными средствами, выявленные факты, свидетельствующие о необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции, причины и характер судебных исков к предприятию, особенно в связи с претензиями акционеров, использование в подразделениях предприятия разных форм финансовой отчетности.
При проверке использования прибыли анализируют платежи в бюджет, отчисления в резервный (страховой) фонд, перечисления прибыли в фонды накопления, в фонд потребления, на благотворительные и аналогичные цели, на штрафы.
Особое внимание следует уделить анализу дебиторской и кредиторской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы ).
При аудите акционерных предприятий в объем аудиторской проверки дополнительно включают обстоятельства и данные, характеризующие:
акционерный капитал (по видам вложений);
число акций - разрешенных, выпущенных и неоплаченных; стоимость невыкупленных акций;
номинальную стоимость и доход с каждой акции;
движение по счетам акционерного капитала в течение проверяемого периода;
права, преимущества и ограничения при распределении дивидендов;
задолженность. по кумулятивным накопленным дивидендам
на привилегированные акции;
полученную выручку от реализации ценных бумаг;
акции в резерве для продажи по опционам и контрактам.
В процедурном отношении объем работы аудитора включает;
проверку правильности документального оформления и сущности отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение;
возможность проведения инвентаризации денежных средств, отдельных видов товарно-материальных ценностей, сверки расчетов; анализ финансового положения предприятия по данным баланса и отчетности о прибылях и убытках;
проверку соблюдения принципа тождественности данных аналитического и синтетического учета, правильности отнесения доходов и расходов предприятия к отчетным периодам;
оценку экономической эффективности принятой учетной политики;
проверку правильности составления консолидированной отчетности и баланса (консолидированная отчетность проверяется в случае, если головное предприятие предполагает или осуществляет выпуск ценных бумаг).
3.2 Аудиторская проверка поступление и реализация товаров, работ, услуг
Поступление товара оформляется соответствующими документами (товарные накладные, счета-фактуры поставщиков) и следующими бухгалтерскими проводками:
Дт 41 Кт 60 – оприходование товаров по покупной стоимости
Дт 41 Кт 42 – начислена торговая наценка на поступивший товар
Дт 44 Кт 60 – отражены транспортные расходы
При приемке товара было выявлено расхождение фактического наличия с сопроводительными документами, в частности недостача. При этом сделана одна из следующих бухгалтерских записей:
1) Дт 762 Кт 60 – недостача произошла по вине поставщика, выставляется претензия
2) Дт 94 Кт 60 – в недостаче товаров поставщик не имеет отношений
Дт 44 Кт 94 – выявленная
недостача находится в
Дт 73 Кт 94 – недостача отнесена на виновное лицо
Дт 912 Кт 94 – виновных лиц не обнаружено и недостача отнесена на расходы организации
3) Дт 762 Кт 94 – недостача отнесена на транспортную организацию
При поступлении не заказанного или недоброкачественного товара этот товар принимается на ответственное хранение:
Дт 002 – товар принят на ответственное хранение
Кт 002 – товар возвращен поставщику и снят с ответственного хранения
Предприятие реализует товары либо путем отпуска, непосредственно представителю покупателя, либо путем отгрузки через транспортную организацию.
При отпуске товаров выписывается товарная накладная (ф. ТОРГ-12). Накладная выписывается в двух экземплярах и к ней выписывается счет-фактура. Когда осуществляется отпуск товара работ (услуг) то на основании доверенности, предоставленной представителем покупателя, сделать записи в товарную накладную о том, что товар был получен покупателем. Представитель покупателя также расписывается в получении товара.
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет. Согласно закона РФ «О применении ККМ при осуществлении расчетов с населением» все предприятия осуществляют торговые операции с наличными денежными расчетами с населением обязаны применять ККМ.
На каждый ККМ заведена книга кассира-операциониста. Перед началом работы кассир снимает показания счетчика ККМ и сверить их с записями в книге кассира-операциониста за предыдущий день. В конце рабочего дня показания счетчика ККМ фиксируется в книге кассира-операциониста. Таким образом, сопоставив суммы счетчика ККМ на начало и конец дня позволяет определить выручку за день.
Выручка, полученная кассиром сдают либо в кассу предприятии (при этом заполняется ПКО) либо инкассатору.
Учет продажи товаров осуществляется на сопоставимом счете 90 «Продажи». При этом по кредиту отражается выручка, а по дебету – расходы на продажу товаров.
В бухгалтерском учете сопровождается следующими записями:
Дт 50 Кт 90 – сумма выручки от продажи товаров сданная в кассу организации