Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа
В условиях рыночных отношений возрастает значение бухгалтерского учета и аудита на предприятиях оптовой и розничной торговли и в сфере услуг (работ). Обусловлено это необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения на макроуровне. Операции торгового характера осуществляют практически все организации, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок при расчете налогов, при определении финансового результата не каждая организация способна.
Введение……………………………………………………….…………..……..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ИМПОРТА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………………………………………………………….....6
1.1 Определения товаров, работ, услуг……………………………….….6
1.2 Документальное оформление операций по реализации товаров, работ, услуг………………………………………………………………………10
1.3 Нормативное регулирование учета продаж товаров, работ, услуг....15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ………………………………………………………………………..…..18
2.1. Синтетический учет продажи товаров ……………………….……...18
2.2. Учет продажи товаров (работ, услуг), .……………………………...28
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………..33
3.1 Цель и задачи аудиторской проверки предприятия ……………...33
3.2 Аудиторская проверка реализаций товаров, работ, услуг…………48
3.3 Типичные ошибки учета товаров, работ, услуг…………………...53
Заключение………………………………………………………………..........62
Библиографический список …………………………..……………………….64
Также следует учитывать, что распределению подлежат только те транспортные расходы, которые в соответствии с положениями ПБУ 5/01 не относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенных товаров.
При переходе организации с начала следующего года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания транспортных расходов полностью в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году транспортные расходы подлежат включению в себестоимость проданных товаров на начало отчетного года, или же организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).
Издержки обращения списываются в Дебет счета 90 «Продажи» по окончании отчетного периода. Списание коммерческих расходов осуществляется в Дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», либо может быть открыт дополнительный субсчет к счету 90 «Продажи».
Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
2.2. Учет продажи товаров, работ, услуг
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 г. (ред. от 30.12.1999 г.), признают доходами увеличение, а расходами - уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящие к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных актах нормативного регулирования приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). Выручка сумма средств, которая получена от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, работу, услуги). Сумма выручки, полученной от обычных видов деятельности организации, отражается на счете 90 «Продажи», к которому открываются следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную
90-4 «Акцизы»;
90-5 «Экспортные пошлины»;
90-6 «Налог с продаж»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Доходы считаются полученными от обычных видов деятельности, если доходы организация получает регулярно и их сумма превышает 5% от общей суммы выручки за отчетный период.
В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов, на счете 90 отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
товарам;
услугам по перевозке грузов и пассажиров;
транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
услугам связи;
предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и
пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.
Выручка от обычных видов деятельности отражается в учете после перехода права собственности на товары (продукцию) к покупателю, принятия работ заказчиком, оказания услуг следующей проводкой:
Дебет 62 Кредит 90/1 - признана сумма выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг).
Как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки продукции (товаров) или в момент передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг).
Одновременно с отражением выручки производится списание себестоимости проданной продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг):
Дебет 90/2 Кредит 43 (41, 45, 20 и т.д.) - списана себестоимость проданной продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг).
Дебет 90/2 Кредит 44 «Расходы на продажу» - списана стоимость коммерческих и иных аналогичных расходов, связанных с продвижением товара или продукции на рынок.
Хозяйственный договор может предусматривать особый порядок перехода права собственности, например не в момент отгрузки товаров, а в момент их оплаты. Отгруженные готовая продукция, товары в этом случае до момента их оплаты должны учитываться на счете 45 «Товары отгруженные».
Отгрузка готовой продукции (товаров) по договору с особым переходом права собственности отражается проводкой:
Дебет 45 Кредит 43 (41).
Отражение НДС на счете 90-3 производится в соответствии с используемым организацией методом учета выручки от продаж для целей налогообложения, закрепленным в приказе по учетной политике:
по моменту отгрузки продукции (товаров, выполнения работ, оказания слуг)
Дебет 90/3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС к уплате в бюджет;
по моменту оплаты отгруженной продукции (товаров, выполненных работ, оказанных услуг):
Дебет 90/3 Кредит 76, субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» - учтен НДС по неоплаченной выручке;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС к уплате в бюджет.
Начисление акцизов отражается проводкой:
Дебет 90/4 Кредит 68, субсчет «Расчеты по акцизам».
Начисление акцизов не зависит от метода определения выручки от продаж для целей налогообложения. Исключение предусмотрено лишь для некоторых категорий подакцизных товаров. По данным товарам начисление акцизов осуществляется после их оплаты. В этом случае проводки аналогичны рассмотренным выше по НДС при использовании учета выручки для целей налогообложения по моменту оплаты.
Налог с продаж отражается проводкой:
Дебет 90/6 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» - начислен налог с продаж к уплате в бюджет.
Данный налог начисляется независимо от метода определения выручки от продаж для целей налогообложения. Начисление производится только после поступления оплаты от покупателя.
По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток):
Дебет 90/9 Кредит 99 — отражена прибыль от продаж;
Дебет 99 Кредит 90/9 - отражен убыток от продаж.
Счет 90 на конец каждого месяца не должен иметь сальдо. Однако все субсчета 90 в течение года могут иметь сальдо, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года.
В конце года, 31 декабря, осуществляется реформация баланса, все субсчета открытые к счету 90должны быть закрыты.Это отражается записями:
Дебет 90/1 Кредит 90/9 – закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
Дебет 90/9 Кредит 90/2, 90/3, 90/4, 90/5, 90/6 - закрыты субсчета к счету 90 «Продажи» по окончании года.
При отражении выручки от реализации по обычным видам деятельности существуют особенности по договорам мены (бартера), договором в условных единицах, договорам, предусматривающим предоставление покупателю отсрочки (рассрочки) по оплате товаров.
Типовые проводки по договору мены (бартера)
Сумма выручки по бартерному договору определяется исходя из рыночной стоимости того имущества, которое получено взамен. Если цена товаров, которая установлена по данному договору, отклоняется более чем на 20%, то по договору необходимо начислить налоги исходя из рыночной цены товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Если цена по договору установлена в условных единицах, могут иметь место положительные или отрицательные суммовые разницы, которые отражаются проводками
Дебет 62 Кредит 90/1 – доначислена выручка на сумму положительной суммовой разницы;
Дебет 62 Кредит 90/1 сторно – уменьшена выручка на сумму отрицательной суммовой разницы.
Положительные суммовые разницы по субсчету 90/1 включаются в оборот, облагаемый НДС. Отрицательные суммовые разницы уменьшают оборот, облагаемый НДС.
При предоставлении коммерческого кредита покупатель оплачивает стоимость товара и проценты за отсрочку. Сумма процентов увеличивает выручку от продажи. Производятся следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90/1 – отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 62 Кредит 90/1 – выручка увеличена на сумму процентов за отсрочку.
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
3.1 Цель и задачи аудиторской проверки предприятия
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствия (бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой бухгалтерской отчетности, имеют место в силу следующих причин:
в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.
Ограничивает надежность аудита и тот факт, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении: сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.