Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа
В условиях рыночных отношений возрастает значение бухгалтерского учета и аудита на предприятиях оптовой и розничной торговли и в сфере услуг (работ). Обусловлено это необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения на макроуровне. Операции торгового характера осуществляют практически все организации, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок при расчете налогов, при определении финансового результата не каждая организация способна.
Введение……………………………………………………….…………..……..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ИМПОРТА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………………………………………………………….....6
1.1 Определения товаров, работ, услуг……………………………….….6
1.2 Документальное оформление операций по реализации товаров, работ, услуг………………………………………………………………………10
1.3 Нормативное регулирование учета продаж товаров, работ, услуг....15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ………………………………………………………………………..…..18
2.1. Синтетический учет продажи товаров ……………………….……...18
2.2. Учет продажи товаров (работ, услуг), .……………………………...28
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ……………..33
3.1 Цель и задачи аудиторской проверки предприятия ……………...33
3.2 Аудиторская проверка реализаций товаров, работ, услуг…………48
3.3 Типичные ошибки учета товаров, работ, услуг…………………...53
Заключение………………………………………………………………..........62
Библиографический список …………………………..……………………….64
Пятым счетом, связанным с учетом продаж, является счет 50 «Касса». Как правило, он корреспондируется со сч. 90 «Продажи» в розничной торговле, но и оптовые поставки могут оплачиваться через кассу.
Реализация товаров неразрывно связана с выручкой. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
В основном, реализация в предприятиях розничной торговли осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных (исключения – мелкооптовая продажа, то есть когда продажа товаров осуществляется безналичным путем – перевод с расчетного счета денег покупателя на расчетный счет продавца). Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям контрольно-кассовой машины – по итогу за день.
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей за реализованные товары поступает в кассу предприятия розничной торговли. На сумму торговой выручки составляется приходный кассовый ордер (или справка о показаниях суммирующего счетчика, при условии, если сумма торговой выручки сдается в конце рабочего дня в головную кассу предприятия розничной торговли).
Учет товарооборота в предприятиях розничной торговли ведется на счете 90 «Продажи». Отражение торговой выручки производится на основании кассового отчета и сопровождается следующей проводкой: Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 90-1 «Продажи» с\счет «Выручка».
В оптовой торговле выручка признается и оценивается на основании выписанных товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Соответственно, при этом дебетуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90-1 «Продажи» с\счет «Выручка».
И в розничной, и в оптовой торговле выручка отражается с учетом НДС, т.к. согласно статье 168 Налогового кодекса РФ сумма НДС предъявляется покупателю дополнительно к цене товара. Исключением является освобождение продавца от обязанностей плательщика НДС или освобождение от НДС реализуемых им товаров.
Отражение выручки возможно с помощью любого количества проводок. Как правило, делается проводка либо на каждую отгрузку продукции, либо на каждый сводный документ (реестр отгрузочных документов, справка о показаниях суммирующего счетчика ККМ).
Следующей группой проводок являются проводки по списанию учетной стоимости проданных товаров. При этом дебетуется сч. 90-2 «Продажи» с\счет «Себестоимость продаж» и кредитуется сч. 41 «Товары».
Если продавец является плательщиком налога на добавленную стоимость, то необходимо начислить НДС с отраженной на сч.90 выручки. Начисление НДС осуществляется проводкой: Д-т сч. 90-3 «Продажи» с\счет «Налог на добавленную стоимость» К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом». Сумма данной проводки определяется либо суммированием НДС по выписанным счетам-фактурам (для оптовой торговли), либо расчетным путем (для розничной торговли). В розничной торговле цена товара, а значит и выручка уже включает начисленный НДС. Поэтому его сумма выделяется из выручки путем умножения ее величины на 18% / 118% , либо на 10% / 110% в зависимости от ставки НДС. Во многих контрольно-кассовых машинах (ККМ) НДС выделяется отдельной строкой. Тогда НДС начисленный определяется не расчетным путем, а на основе отчета суммирующего счетчика ККМ.
Если согласно своей учетной политики торговая организация учитывает товары по ценам приобретения (покупным ценам), то после указанных проводок на счете 90 «Продажи» оказывается почти полностью сформированным валовый доход от продажи товаров (за исключением коммерческих расходов). Валовый доход – это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Но если торговая организация учитывает товары на счете 41 «Товары» по ценам продажи, то дебетовый и кредитовый обороты по счету 90 «Продажи» будут равны. В этом случае, чтобы отразить полученный от торговли доход, надо списать на доходы торговую наценку, приходящуюся на проданные товары и числящуюся на счете 42 «Торговая наценка». Существует несколько способов ее расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:
по общему товарообороту;
по ассортименту товарооборота;
по ассортименту остатка товаров;
по среднему проценту.
Рассмотрим каждый из этих способов.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:
ВД= Т ´ ТН / (100 + ТН) ,
где Т – общий товарооборот; ТН – торговая надбавка, %.
Если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.
Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.
Валовой доход по ассортименту товарооборота рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.
Расчет валового дохода по общему товарообороту очень прост, но на практике он почти не используется, поскольку очень мало предприятий, которые на все товары устанавливали бы одинаковые торговые надбавки. Это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.
Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки. Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко.
Большинство предприятий торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от конъюнктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента по такой формуле:
ВД = Т ´ П / 100.
В свою очередь, средний процент определяют по формуле:
П = ( ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) ´ 100,
,где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 “Торговая наценка” на начало отчетного периода); ТНп – торговая надбавка на товары., поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 “Торговая наценка” за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 ”Торговая наценка” за отчетный период); ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 “Товары” на конец отчетного периода).
Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Рассчитать валовой доход по ассортименту остатка товаров можно по такой формуле:
ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк,
где ТНк – торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.
В свою очередь:
ТНк = (ОК1 ´ ТН1 / 100 + ТН1) + (ОК2 ´ ТН2 / 100 + ТН2) + ... + + (ОКn ´ ТНn / 100 + ТНn),
где ОК1, ОК2... – остатки товаров по наименованиям на конец месяца (по данным инвентаризации); ТН1, ТН2 – торговая надбавка (в процентах) на товары.
Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров более точен, чем по среднему проценту. Он может применяться в любой организации. Недостатком его является большая трудоемкость, поскольку он требует проведение инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.
На рассчитанную сумму реализованной торговой наценки (валового дохода) уменьшается себестоимость продаж сторнировочной записью:
Д-т сч 90-2 «Продажи» с\сч «Себестоимость продаж»
К-т сч 42 «Торговая наценка»
После того как в организации розничной торговли определили валовый доход от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90 на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».
Бухгалтерский учет издержек обращения предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В состав издержек обращения предприятия розничной торговли включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с реализацией товаров.
Основным документом, определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете.
В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 организации торговли вправе признавать издержки обращения в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. При этом, если в отношении расходов на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, на рекламу и представительские расходы такой принцип соблюдается в любом случае, то расходы на перевозку и заготовку товаров могут признаваться как полностью в стоимости реализованных за отчетный период товаров, так и отдельно в части реализованных и не реализованных на конец отчетного месяца товаров.
Соответственно, сальдо по счету 44 на конец месяца может представлять собой сумму издержек обращения в части транспортных расходов, приходящейся на остаток не реализованных на конец данного месяца товаров. При этом сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные
расходы на остаток товаров
на начало месяца и
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
3) отношением определенной
суммы расходов к сумме
4) умножением суммы остатка
товаров на конец месяца на
средний процент указанных
Расчет суммы транспортных расходов, приходящихся на стоимость реализованных за отчетный месяц товаров и стоимость остатка нереализованных товаров, производится также по среднему проценту с использованием данных об остатке транспортных расходов в составе издержек обращения на начало месяца, сумме произведенных транспортных расходов за месяц, а также о стоимости реализованных товаров за отчетный месяц и остатке товаров на конец месяца.