Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить бухгалтерский учет материально- производственных запасов и провести анализ материально- производственных запасов.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа материально-
производственных запасов;
- проанализировать производственно-экономическую деятельность и финансовое состояние МП «Салемальский рыбозавод»;
- изучить учет материально-производственных запасов;
- провести аудит материально-производственных запасов;
- дать обоснование по проделанной работе и предложения по совершенствованию учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 5
1.1 Организация учета материально-производственных запасов 5
1.2 Особенности налогового учета материально-производственных запасов 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» Ямальского район 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия характеристика предприятия 32
2.2 Финансовое состояние деятельности МП «Салемальский рыбозавод» Ямальского района 35
2.3 Общие вопросы организации бухгалтерского учета 44
ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 47
3.1 Цели, задачи и принципы учета 47
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 56
ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» 69
4.1. Цели, задачи и источники аудита 69
4.2 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 79
4.3 Анализ наличия и движения материально-производственных запасов 82
4.4 Оформление результатов проверки материально-производственных запасов 83
Выводы и предложения 87
Список литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 158.26 Кб (Скачать файл)

- цена;

- остаток на начало  месяца - количество и сумма;

- приход за месяц - количество  и сумма;

- расход за месяц - количество  и сумма;

- остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости  выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу (подразделению). На их основе составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов.

Ежемесячно сводные оборотные  ведомости сверяются с данными  синтетического учета материалов, а  данные карточек в бухгалтерии - с  данными карточек складов.

2. Карточки количественно-суммового  учета в бухгалтерии не ведутся.  Приходные и расходные документы  группируются по номенклатурным  номерам. По ним подсчитываются  итоговые данные за месяц отдельно  по приходу и отдельно по  расходу и записываются в оборотную  ведомость.

Оборотные ведомости и  сводные оборотные ведомости  ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных  ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов  и подразделений.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии не ведется количественный и суммовой учет движения материалов в разрезе их номенклатурных номеров  и не составляются оборотные ведомости. Учет движения материалов ведется в  разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов в бухгалтерии  только в денежном выражении, исходя, как правило, из учетных цен.

Материально ответственные  лица складов на основании первичных  документов ведут количественный учет материалов в карточках учета  материалов формы N М-17. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу, принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках учета материалов и подтверждает это своей подписью в карточках. Одновременно проверяет правильность выведения остатков.

Количественные остатки  материалов на первое число каждого  месяца на основании карточек учета  материалов по каждому номенклатурному  номеру переносятся в сальдовую  ведомость.

Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются  по каждому номенклатурному номеру. Затем выводятся суммовые итоги  остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу.

Сальдовая ведомость составляется в бухгалтерии по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов. На основании  сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость  по складам организации в целом. Данные сальдовых ведомостей ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.

Независимо от принятого  метода аналитического учета материалов в бухгалтерии ведется синтетический  учет их движения в стоимостном выражении  по синтетическим счетам, а внутри этих счетов - по складам и группам  материалов.

Кроме сводной ведомости  движения материалов, организация может  составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в  которой указываются корреспондирующие  синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости  от направления их использования.

 

 

ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД»

4.1. Цели, задачи и источники аудита

 

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей  отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложении операций с МПЗ действующим в Российской федерации нормативным документам. Это достигается проведением  проверок на существенность, а также  структур контроля и системы бухгалтерского учета  и оценки риска аудита, который зависит от характера  запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как  основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна. В процессе проверки аудитор должен установить:

  • реальность наличия и существования МПЗ;
  • все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
  • является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы отраженные как задолженность, - обязательствами;
  • правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
  • правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ

Информационной базой для проверки материально-производственных запасов  являются:

  1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.
  2. Приказ об учетной политике.
  3. Первичные документы по оформлению операций с материальными ценностями (доверенность, приходный  ордер,  акт о приемке материалов, лимитно-заборная  карта, требование-накладная, накладная на отпуск материалов на сторону, карточка учета материалов, акт об оприходовании  материальных  ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и сооружений).
  4. Организационно-правовые документы и материалы.
  5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету материальных ценностей.

Приступая к проверке, аудитор получает информацию о выбранных способах и методах учета по данному  участку проверки. В соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» порядок учета и аудита отражается в приказе об учетной  политике организации.

Первичные документы, которыми оформляют  операции с материальными ценностями, зависят от видов и групп материальных ценностей. Формы применяемых первичных  документов содержат все необходимые  реквизиты.

В ходе проверки учета МПЗ нами были изучены необходимые все  первичные документы: порядок их составления, а также заполнения всех реквизитов. К таким документам относятся: доверенность на получение  материальных ценностей, приходные  ордера, акты о приемке и списании материалов и МБП, лимитно-заборные ведомости, требования – накладные, товарно-транспортные накладные, материальные отчеты и карточки складского учета.

Информация для проверки операций с материальными ценностями содержится в бухгалтерской отчетности  предприятия  и бухгалтерских регистрах, в  частности в Ф. №1 «Бухгалтерский баланс» – показатели о материальных ценностях сгруппированы во 2 разделе  актива баланса;

Ф № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – разделы 3, 9; пояснительной  записке прилагаемой к балансу, а также в сальдовой ведомости, книгах и карточках складского учета, материалах инвентаризации.

Аудиторская проверка проводилась  в следующей последовательности:

    • Сначала было изучена учетная политика.
    • Оценена степень надежности системы внутреннего контроля, для этого проводилось обследование складов, изучалась организация материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц.
    • Проводился анализ состава материальных ценностей.
    • Определялся объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации.
    • Проводился анализ движения материальных ценностей.
    • Проверялась правильность оценки материальных ценностей.
    • Проверялось состояние и организация синтетического учета материальных ценностей.

Аудиторская проверка материальных ценностей  позволяет минимизировать риск наличия  существенных ошибок в бухгалтерской  отчетности.

Поэтому, приступая к проверке, выявляются наиболее часто встречающиеся  нарушения и с учетом этого  выбираются необходимые процедуры  проверки.

Перед началом проверки мы  провели тестирование состояния учета МПЗ в организации в следующей таблице.

 

 

 

Таблица 6

Оценка  состояния учета МПЗ в МП «Салемальский  рыбозавод»

 

Содержание вопросов

Содержание ответов

Символ

Выводы и решения

А.Внутренний контроль

1. Имеется ли программа  внутрихозяйственного контроля?

2. Имеется ли служба  внутреннего контроля?

 

 

 

 

3.Имеются ли должностные  инструкции  о работе внутреннего  контроля?

4. Проводится ли инвентаризация  ценностей, когда и сколько  раз?

 

5. Выполняет ли комиссия  программу внутреннего контроля?

6. Проводится ли проверка  полноты и своевременности оприходования  МПЗ?

7. Проверяется ли использование   МПЗ по различным направлениям  деятельности?

8. Выявились ли виновные  лица в перерасходе МПЗ?

9. Сличаются ли первичные  документы с данными проверки?

10 Проверяется ли правильность оценки МПЗ?

Б. Система учета

11 Произведена ли классификация МПЗ?

12.Выбраны ли методы оценки?

 

 

13.Используется ли расчет среднего процента для списания отклонения?

14. Организован ли аналитический учет?

15.Сдаются ли отчеты о движении материальных ценностей в бухгалтерию?

16. Выделяется ли НДС?

 

17.Составляются ли акты на списание МПЗ пришедших в негодность?

18.Сверяются ли данные синтетического и аналитического учета?

 

 

Имеется с детальной разбивкой  по группам ценностей.

 

Имеется в виде инвентаризационной комиссии.

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

В конце года комиссией  назначенной по приказу; при смене

м.о. лица.

Да

 

 

 

По первичным документам.

 

 

По первичным документам.

 

 

 

Да.

 

 

Да

 

 

Да.

 

 

 

Да.

 

Да.

 

 

 

Да.

 

 

 

Да.

 

Да.

 

 

 

 

Да.

 

 

Да.

 

 

 

Да.

 

 

У2

 

 

 

У2

 

 

 

 

 

 

У1

 

 

 

 

У2

 

 

 

 

У1

 

 

 

У2

 

 

 

У2

 

 

 

 

У2

 

 

У2

 

 

У2

 

 

 

У2

 

 

 

У2

 

У2

 

 

 

У2

 

 

 

У2

 

У2

 

 

 

 

У2

 

 

У2

 

 

 

У2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ревизионная комиссия действует  согласно Учетной политики предприятия  по решению общего собрания.

В состав комиссии входят все  специалисты хозяйства.

 

Необходимо чаще проводить  инвентаризацию.

 

 

 

 

 

 

Возможно искажение отчетности.

 

Необходимо проводить  выборочную проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если имеется компетентный член комиссии.

 

По аналитическим счетам.

Планово-учетные цены; фактические.

 

 

 

 

 

 

На карточках

 

Ежемесячно в начале следующего месяца(5числа)

 

 

Нет замечаний,

т.к. НДС выделен на всех документах.

 

 

 


 

У1 ниже среднего уровня; У2 средний уровень; У3 высокий уровень

Запасы на конец года в организации могут быть завышены или занижены из-за неправильного отражения операций в течение отчетного периода.

Объем закупок завышается в случае неправильной классификации расходов или отражения фиктивных операций. Для выявления таких факторов проверяется выборка закупок, и  проводятся необходимые аналитические  процедуры.

Одним из условий обеспечения сохранности  материальных ценностей является разработка и вручение материально-ответственным  лицам  должностных инструкций, в  которых определены обязанности  и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в  натуральных измерителях, сроки  предоставления отчетов в бухгалтерию.

При осмотре мест хранения материальных ценностей по имеющимся у материально-ответственных  лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и  отпуск ценностей и делают записи в книге и карточках складского учета.

Излишки, в хозяйстве, изымают за счет последующих поступлений или  оформляют бестоварными документами  до проверки их фактического наличия  при инвентаризации.

Обследования состояния складского хозяйства и проверки сохранности  материальных ценностей в сочетании  с последующей документальной проверкой  дают возможность сделать обоснованные выводы о сохранности материальных ценностей  и разработать профилактические мероприятия.

При проверке полноты оприходования  материальных ценностей учитываются  условия и формы расчетов с  поставщиками, выбранный вариант  оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.

Обоснованность операций по поступлению  и оприходованию материальных ценностей  комиссия в хозяйстве проверяет  на основе договора с поставщиками и сопроводительных документов.

Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц  или предпринимателей без образования  юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие  обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

Приступая к проверке полноты оприходования  и правильности оценки покупных материальных ценностей, комиссия в хозяйстве  устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета  материальных ценностей, данным других учетных регистров.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов