Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить бухгалтерский учет материально- производственных запасов и провести анализ материально- производственных запасов.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа материально-
производственных запасов;
- проанализировать производственно-экономическую деятельность и финансовое состояние МП «Салемальский рыбозавод»;
- изучить учет материально-производственных запасов;
- провести аудит материально-производственных запасов;
- дать обоснование по проделанной работе и предложения по совершенствованию учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 5
1.1 Организация учета материально-производственных запасов 5
1.2 Особенности налогового учета материально-производственных запасов 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» Ямальского район 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия характеристика предприятия 32
2.2 Финансовое состояние деятельности МП «Салемальский рыбозавод» Ямальского района 35
2.3 Общие вопросы организации бухгалтерского учета 44
ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 47
3.1 Цели, задачи и принципы учета 47
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 56
ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» 69
4.1. Цели, задачи и источники аудита 69
4.2 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 79
4.3 Анализ наличия и движения материально-производственных запасов 82
4.4 Оформление результатов проверки материально-производственных запасов 83
Выводы и предложения 87
Список литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 158.26 Кб (Скачать файл)

По данным регистра синтетического учета по счету 60, а также по приходным  документом складов комиссия определяет количество поступивших материалов и правильность документального  оформления приемки грузов. Для этого  оплаченные платежные документы  поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также  с карточками складского учета.

В ходе документальной проверке операций по поступлению материальных ценностей, устанавливается соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность  представления в бухгалтерию  отчетов материально-ответственных  лиц и реестров оправдательных документов. При выявлении расхождений необходимо провести встречную проверку документов. В ходе аудита материальных ценностей  проверяется порядок отражения  в учете НДС по поступающим  ценностям.

Разработка  программы  проведения  аудита  включает  этапы,  что  и разработка   общего  плана  аудита.   Программа  является  развитием  общего  плана  аудита  и  представляет  собой  детальный  перечень  аудиторских  процедур,  необходимых  для  практической  реализации  плана  аудита. Она  служит  подробной  инструкцией  ассистентам   аудитора  и  одновременно – средством  контроля   сроков   проведения  работы  для  руководителей  аудиторской  организации   и  аудиторской  группы.

 

 

 

Таблица 7

 

Общий  план  аудиторской  проверки  учета   МПЗ

 

 

Проверяемая организация                                МП «Салемальский рыбозавод»

Период  аудита                                                   с 01.01.2010 по 31.12.2010

Руководитель  аудиторской группы                 Федорова А.С.

 

 

№ п/п

Планируемые

виды работ (комплексы  задач)

Период

проведения

Исполнители

1.

Аудит операций по поступлению

материальных  ценностей

Один раз в

квартал

Фёдорова А.С.

2.

Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах  предприятия

Один раз в

квартал

Фёдорова А.С.

3.

Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений.

Один раз в

квартал

Фёдорова А.С.

4.

Аудит  сводного учета материальных ценностей.

Один раз в

Квартал.

Фёдорова А.С.

5.

Проведение анализа использования  материальных  ценностей.

Декабрь 2010г.

Фёдорова А.С.


 

 

 

Таблица 8

 

Программа проведения аудита производственных  запасов.

 

Проверяемая организация                                МП «Салемальский рыбозавод»

Период  аудита                                                   с 01.01.2010 по 31.12.2010

Руководитель  аудиторской группы                  Фёдорова А.С.

 

№ п/п

Наименование

аудиторских  процедур

Период

проведения

Исполнители

Рабочие

документы

аудитора

1

2

3

4

5

1.

Аудит операций по поступлению  материальных ценностей

1.1

Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей

В течении

года

Фёдорова А.С.

Ведомости по

учету

поступления

1.2

Аудит учета операций по поступлению  – передаче материалов

в порядке обмена (бартер)

В течении

года

Фёдорова А.С

Ведомости

по учету

поступления

2.

Аудит аналитического учета движения материальных ценностей  на складах   предприятия

2.1

Изучение  организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных  приборов, стеллажей и тары, состояние  картотеки  складских  карточек)

1 квартал

Фёдорова А.С

Инструкция о приемке материалов, технические паспорта, книги санитарного  состояния складов.

2.2

Проверка полноты и оприходования  ценностей и правильности их оценки.

В течении года

Фёдорова А.С

Сверка внутренних документов с документами  поставщиков.

2.3

Установление соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета  по складам, субсчетам и номенклатурным номерам  материалов.

В течении

года

Фёдорова А.С

Оборотные ведомости, карточки складского учета.

2.4

Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП

 

 

 

Декабрь 2010г.

Фёдорова А.С

Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы  по данным инвен-таризационных ведомостей.

3.

Аудит учета   использования материальных ценностей, списания  недостач, потерь и хищений.

3.1

Проверка операций по отпуску материальных  ценностей в производство и на сторону расходных документов.

В течении

года

Фёдорова А.С.

Расходные документы по учету материалов,

счета-фактуры.

3.2

Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции.

Один  раз в

квартал

Фёдорова А.С

Акты и другие документы на списание расхода материалов.

3.3

Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь.

 

Декабрь 2010 г.

 

Акты на списание хищений, недостач, потерь

4

Аудит  сводного учета  материальных ценностей

4.1

Проверка данных аналитического  и синтетического учета по синтетическим  счетам, субсчетам, направлениям затрат

Один раз в

квартал

Фёдорова А.С

Сводные ведомости по расходу материалов ,журнал-ордер № 10, ведомости незавершенного производства

4.2

Сверка данных бухгалтерских регистров  и отчетности

Один раз в

квартал

Фёдорова А.С

Баланс (ф.№1),приложение № 5,журнал-ордер  № 10

4.3

Сверка оформления результатов инвентаризации

Декабрь 2010г.

Фёдорова А.С

Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов

4.4

Аудит результатов  переоценки материальных ценностей

Декабрь 2010 г.

Фёдорова А.С

Регистры по учету материалов

5.

Проведение анализа использования  материальных  ценностей

5.1

Выявление материалов в течении отчетного  года

Декабрь 2010 года

Фёдорова А.С

Карточки складского учета, оборотные  ведомости

5.2

Выявление неиспользуемых материалов свыше  одного и более лет

Декабрь 2010года

Фёдорова А.С

Карточки складского учета, оборотные  ведомости


 

По  окончании  процесса  планирования  аудита  общий план  и  программа   аудита  должны  быть  оформлены  документально  и  завизированы  в  установленном  порядке.

 

4.2 Методика проведения  аудита материально-производственных  запасов

 

Аудиторская  проверка  материально  – производственных  запасов  начинается  с  ознакомления  с  материальным  отделом  бухгалтерского  учета: 

- кто  ведет  бухгалтерский   учет  движения  ценностей (образование,  бухгалтерский  стаж, родственные   связи);

- какими  нормативными  документами   пользуется  бухгалтер  данного  участка, кому  подотчетен  данный  бухгалтер, кто  его  проверяет   по  исполняемой  работе;

-  наличие  плана (графика)  – схема  документооборота,  обоснованность  и оптимальность   выбора  в учетной  политике;

- какие  методы  внутреннего   контроля   используются (инвентаризация, документирование, нормативного  учета)  для проверки  отклонений  фактического  расхода  материалов  от  норм;

- соблюдаются  ли  сроки   проведения  инвентаризации  ценностей   и  порядок  оформления  результатов   инвентаризации.

До  начала  инвентаризации  аудитор  должен:  составить  перечень  подлежащих  инвентаризации  ценностей; договориться  с  руководителем  организации  о  создании  комиссии;  потребовать  от  материально  ответственных  лиц  составления  отчетов  по  приходу и  отпуску  ценностей на  дату  начала  инвентаризации  и  сдать  их  в  бухгалтерию организации, а  по одному  экземпляру – аудитору;  получить  расписку  от  материально  ответственных  лиц  в том,  что  все  документы,  относящиеся  к  приходу  или  расходу  ценностей, сданы  в  бухгалтерию и что  никаких  неоприходованных  или  не  списанных в  расход МПЗ  у них нет; получить  аналогичные  расписки  у  лиц,  имеющих  подотчетные  суммы  на  приобретение  МПЗ  или  доверенности на  их  получение.

На предприятии проверка наличия, движения и порядка хранения  МПЗ осуществляет инвентаризационная комиссия, которая назначается общим  собранием, утверждается приказом руководителя.

Ежегодно комиссия проводит инвентаризацию МПЗ на 1 октября к составлению  провизорного баланса. Целью такой  проверки является уточнение данных по остаткам на конец года по всем МПЗ. Перед началом проверки составляется перечень ценностей, подлежащих инвентаризации. Комиссия разбивается на 2 группы : первую группу возглавляет главный бухгалтер, у которого в подчинении кладовщик, бухгалтер подразделения. Вторую комиссию возглавляет зам.гл. бухгалтера, у  которого в подчинении также бухгалтер  подразделения, бухгалтер материального  стола. Первая группа производит проверку наличия, порядок хранения  продукции  растениеводства, полученной в течении  года и остатков продукции на начало года. Вторая группа проверяет наличие  и движение покупных МПЗ, а также  остатки по этим МПЗ.

Используя нормативы и справочники  проверяют наличие кормов, заготовленных  в течении года, а для этого  производят обмер стогов, траншей, башни. Обмер буртов зерна производят с  помощью специальных приспособлений, и, также с помощью специальных  разработочных таблиц определяют остатки  по зерну находящиеся на складе.

Проводится проверка наличия МПЗ  приобретенных на стороне с помощью  пересчета наличия остатков МПЗ, комиссия проверяет порядок хранения таких МПЗ. При инвентаризации всегда присутствует материально ответственное  лицо, которое перед инвентаризацией  дает расписку, что на период инвентаризации числилось у него на подотчете  определенное количество МПЗ, и что  на период инвентаризации никаких не списанных и не оприходованных ценностей  на складе не, в т.ч по группам  МПЗ, что все документы сданы  в бухгалтерию хозяйства, а имеющиеся  на руках документы прилагаются  к отчету комиссии.

За период проведения инвентаризации никаких операций по данным складам  не совершается.

Пересчитав все МПЗ, комиссия приступает к составлению отчета о проделанной  работе.

Используется при составлении  отчета вся бухгалтерская информация, полученная в центральной конторе: остатки по каждому подотчетному материально ответственному лицу; приказ по Учетной политике предприятия; планово-учетные  цены на МПЗ; сальдовые ведомости; Инвентаризационные ведомости с предыдущей проверки; Сличительные ведомости по тем МПЗ  по которым у комиссии получились расхождения с данными бухгалтерского учета;

отчеты материально-ответственных  лиц за проверяемый период;

Получив полную информацию, комиссия составляет отчет, который служит основанием для составления Заключения.

Если выявлены нарушения тех  требований, которые оговорены Учетной  политикой и Аудиторскими стандартами, то пишется модифицированное заключение и определяется степень вины каждого  члена коллектива, которые принимают  участие в организации хранения, движения МПЗ.

Основным  нормативным  документом  для  составления  аудиторского заключения  по  результатам  обязательного  аудита  является  федеральное  правило (стандарт)  аудиторской  деятельности  «Аудиторское  заключение  о финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»  (утверждено Постановлением  Правительства  РФ  от 23 сентября 2009 г. № 696).

Аудиторское  заключение  является  официальным  документом  о  достоверности  финансовой (бухгалтерской)  отчетности  аудируемого  лица и соответствии  порядка  ведения  им бухгалтерского  учета  законодательству  РФ. В учебных целях нами составлен аудиторский отчет в части проверки операций по учету МПЗ в МП «Салемальский рыбозавод».

4.3  Анализ наличия и движения материально-производственных запасов

 

        В процессе  проведения проверки операций по учету МПЗ мною проведен анализ состава и структуры оборотного капитала и выяснено, что сырье, материалы и другие аналогичные ценности занимают значительный удельный вес в общей сумме оборотных средств организации. По сравнению с 2009 г. в 2010 году их удельный вес увеличился на 37%  или на 1241тыс. руб. Удельный вес сырья и материалов в общем составе оборотных средств в 2010 г. составил 53 %.

  Таблица 9

Состав и структура оборотных  средств

 

Показатели

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

Отклонение

2010г. от

2009 г.( +, -)

тыс.

руб.

 

%

тыс.

руб.

 

%

тыс.

руб.

 

%

тыс.

руб.

%

1.Материальные оборотные средства

в т.ч.

3906

83

4463

74

7831

91

+3368

 

сырье, материалы и другие ценности

3906

83

3320

55

4561

53

+1241

 

готовая продукция

0

0

700

12

404

5

-296

 

расходы будущих периодов

0

0

199

3

189

2

-10

 

Прочие запасы

0

0

244

4

2677

31

+2433

 

2.Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения, всего:

в т.ч.

     818

17

   1533

26

769

9

-764

 

-денежные средства в кассе,  на расчетном счете

      668

14

1423

24

550

6

-873

 

-дебиторская задолженность

150

3

110

2

219

3

+109

 

3.Прочие  оборотные активы

0

0

0

0

0

0

0

 

ИТОГО:

4724

100

5996

100

8600

100

+2604

 

Информация о работе Учет материально-производственных запасов