Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:42, дипломная работа
Цель работы: изучить бухгалтерский учет материально- производственных запасов и провести анализ материально- производственных запасов.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа материально-
производственных запасов;
- проанализировать производственно-экономическую деятельность и финансовое состояние МП «Салемальский рыбозавод»;
- изучить учет материально-производственных запасов;
- провести аудит материально-производственных запасов;
- дать обоснование по проделанной работе и предложения по совершенствованию учета материально – производственных запасов.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 5
1.1 Организация учета материально-производственных запасов 5
1.2 Особенности налогового учета материально-производственных запасов 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» Ямальского район 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия характеристика предприятия 32
2.2 Финансовое состояние деятельности МП «Салемальский рыбозавод» Ямальского района 35
2.3 Общие вопросы организации бухгалтерского учета 44
ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 47
3.1 Цели, задачи и принципы учета 47
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 56
ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» 69
4.1. Цели, задачи и источники аудита 69
4.2 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 79
4.3 Анализ наличия и движения материально-производственных запасов 82
4.4 Оформление результатов проверки материально-производственных запасов 83
Выводы и предложения 87
Список литературы 90
При приобретении
объектов основных средств, бывших в
употреблении, норма амортизации
определяется с учетом срока полезного
использования, уменьшенного на количество
лет (месяцев) эксплуатации данного
имущества предыдущими
Затраты на проведение ремонтов включаются в косвенные расходы отчетного (налогового) периода в размере фактических затрат.
Для амортизации нематериальных активов, по которым невозможно определять срок полезного использования, норму амортизации устанавливается в расчете на 10 лет.
Калькуляцию
себестоимости готовой
Информацию
о расходах на производство и реализацию
продукции, товаров (работ, услуг), а
так же внереализационных расходов
организации для целей
Расходы организации, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммированном объеме всех доходов организации.
Правильность
отражения хозяйственных
Организация ведения налогового учета возложена на главного бухгалтера в соответствии с должностной инструкцией.
Структура бухгалтерской службы выглядит следующим образом:
Рисунок 2. Структура бухгалтерской службы МП «Салемальский рыбозавод»
В должностные
обязанности бухгалтера-
Ведущий бухгалтер занимается начислением оплаты труда, налогами.
В обязанности заместителя главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета материалов и запасов, авансовые отчеты, ведение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, ведение учета с покупателями и заказчиками, налоги.
Принципы
отнесения активов к
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться в первую очередь к ПБУ 5/01. В п. 2 этого бухгалтерского стандарта указано, что к бухучету в качестве МПЗ принимаются активы:
- используемые
в качестве сырья, материалов
и т.п. при производстве
- предназначенные для продажи (в том числе готовая продукция и товары);
- используемые
для управленческих нужд
Характерной особенностью МПЗ является их потребление в течение одного производственного цикла. Несмотря на то, что в данное время этот признак МПЗ не отражен в ПБУ 5/01, по сути, именно он позволяет отграничить МПЗ от ОС, которые используются в качестве средств труда и не потребляются в течение одного производственного цикла. Это же свойство (использование в деятельности не более года) положено в основу классификации активов как материальных запасов в бюджетном учете.
Кроме того, Инструкция, регламентирующая бюджетный учет, предписывает относить к материальным запасам предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. В коммерческом учете действует правило, схожее с этим, но дающее больше свободы хозяйствующему субъекту. Так, активы, которые по всем правилам ПБУ 6/01 относятся к основным средствам (в частности, используются в течение длительного периода), но небольшой стоимости, могут отражаться в учете и отчетности в составе МПЗ. Обратите внимание: могут. Иными словами, организация вправе решить, отражать такие активы как ОС (то есть устанавливать срок полезного использования, в течение которого списывать их стоимость путем начисления амортизации) или включать их в состав МПЗ и относить стоимость в расходы единовременно (уменьшая тем самым обязательства по налогу на имущество). Под небольшой стоимостью имеется в виду стоимость в пределах лимита, который организация должна установить в учетной политике самостоятельно. Единственное требование - этот лимит не должен превышать 20 000 руб. Сделав соответствующее замечание в учетной политике, некоммерческая организация вправе отражать активы, которые будут использоваться в течение срока, превышающего год, оговоренной стоимости в составе МПЗ, даже если они поименованы в ОКОФ. Естественно, что в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Документом, в котором детально отражены правила оформления поступления МПЗ, являются Методические указания. В первую очередь все материалы должны быть своевременно оприходованы. При приемке нужно тщательно проверить соответствие фактического ассортимента, количества и качества материалов, указанному в расчетных и сопроводительных документах.
Согласно п. 11 Методических указаний и п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) МПЗ должны оформляться первичными учетными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Для учета материалов поставщиков применяется приходный ордер по форме N М-4, который составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления материалов на склад (п. 53 Методических указаний). Особое требование предъявляется к нумерации первичных учетных документов: в организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года (п. 13 Методических указаний). Первичные учетные документы нумеруются заранее, либо номер присваивается им при оформлении и регистрации документа.
Альтернатива приходному ордеру М-4 - проставление на документе поставщика (счет, накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Все эти реквизиты нужно заполнить и проставить очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (п. 49 Методических указаний). Если организация практикует подобный порядок, его целесообразно предусмотреть в учетной политике.
Приобретенные
материалы подлежат сдаче на склад.
Однако бывает, что в интересах
производства материалы целесообразно
направить сразу в
Также встречаются ситуации, когда при приемке выявляется несоответствие фактически поступивших материалов (по ассортименту, количеству, качеству) указанным в документах поставщика. Это означает, что должна быть назначена комиссия (в нее нужно включить материально ответственное лицо и представителя поставщика или незаинтересованной организации), которая осуществит приемку и оформит ее актом по форме N М-7. Акт составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию для учета движения МПЗ, второй - специалисту по снабжению или также в бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Заметим, что если оформлен акт по форме N М-7, то приходный ордер М-4 составлять не требуется.
Принципы оценки МПЗ в коммерческом и бюджетном учете во многом схожи. Так, основополагающее начало - МПЗ принимаются к бухучету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Если актив приобретается за плату, то фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на его приобретение, в том числе:
- суммы,
уплачиваемые по договору
- посреднические вознаграждения, если МПЗ приобретались через посредника;
- таможенные пошлины, невозмещаемые налоги;
- затраты
по заготовке и доставке МПЗ
к месту использования (в
- затраты
по доведению МПЗ до состояния,
Существенный
момент - вопрос включения в фактическую
стоимость МПЗ сумм НДС, предъявленных
поставщиком. Если в бюджетном учете
НДС включается в стоимость материальных
запасов (за исключением МПЗ, приобретенных
для приносящей доход деятельности,
облагаемой НДС), то в коммерческом
учете согласно общему правилу, наоборот,
суммы НДС не включаются в стоимость
МПЗ. При этом суммы налога учитываются
на счете 19 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям"
одновременно с оприходованием поступивших
материалов. Правда, есть одна оговорка
- если иное не предусмотрено
Кроме того, в п. 147 Методических указаний особо отмечено, что если в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных МПЗ, сумма НДС не выделена, то ее нельзя определить расчетным путем. В этом случае стоимость МПЗ (включая предполагаемый налог) полностью отражается на счете 10.
Для некоммерческих
организаций не редкость получение
имущества безвозмездно. Оценкой
МПЗ в данном случае будет текущая
рыночная стоимость на дату принятия
к бухгалтерскому учету (сумма, которую
можно выручить в случае продажи
этих активов). Сюда же следует включить
расходы на доставку и приведение
МПЗ в состояние, пригодное для
использования (если такие расходы
организация несет
Еще одно важное правило закреплено в п. 12 ПБУ 5/01: если иное не установлено законодательством, фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и подобных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 "Материалы". Планом счетов предусмотрены одиннадцать субсчетов к счету 10. Организация вправе уточнять содержание этих субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. При этом аналитический учет нужно обеспечить как по отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам) МПЗ, так и по местам хранения.
Поступление
материалов отражается по дебету счета
10 в корреспонденции со счетами
учета расчетов. Проводки составляются
на основании учетных документов
по движению материальных ценностей. Они
должны быть сданы в бухгалтерскую
службу лицами, фиксирующими движение
МПЗ. Бухгалтерия проверяет
Выше было сказано, что МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости. Однако Инструкция по применению Плана счетов и п. 80 Методических указаний разрешают применять в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов учетные цены. Такой метод целесообразен при большом ассортименте и значительном количестве поставок материалов в условиях колебания цен. В качестве учетных цен можно применять договорные цены, фактическую себестоимость по данным предыдущего периода, планово-расчетные цены.
При учете материалов по учетным ценам кроме счета 10 организация использует счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". В этом случае Инструкция по применению Плана счетов предписывает следующий порядок отражения оприходования и списания материалов. На основании полученных от поставщика расчетных документов делается запись: Дебет 15 Кредит 60 (71, 76). Как только материалы фактически поступят в организацию (и будет оформлен приходный ордер по форме N М-4), нужно составить такую проводку: Дебет 10 Кредит 15. Причем оприходование осуществляется по учетным ценам. Соответственно, отпуск материалов в производство отражается также в учетных ценах (например, Дебет 20 Кредит 10).
Сумма разницы
в стоимости приобретенных МПЗ,
исчисленной в фактической
Информация о работе Учет материально-производственных запасов