Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить бухгалтерский учет материально- производственных запасов и провести анализ материально- производственных запасов.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа материально-
производственных запасов;
- проанализировать производственно-экономическую деятельность и финансовое состояние МП «Салемальский рыбозавод»;
- изучить учет материально-производственных запасов;
- провести аудит материально-производственных запасов;
- дать обоснование по проделанной работе и предложения по совершенствованию учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 5
1.1 Организация учета материально-производственных запасов 5
1.2 Особенности налогового учета материально-производственных запасов 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» Ямальского район 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия характеристика предприятия 32
2.2 Финансовое состояние деятельности МП «Салемальский рыбозавод» Ямальского района 35
2.3 Общие вопросы организации бухгалтерского учета 44
ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 47
3.1 Цели, задачи и принципы учета 47
3.2 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 56
ГЛАВА 4. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В МП «САЛЕМАЛЬСКИЙ РЫБОЗАВОД» 69
4.1. Цели, задачи и источники аудита 69
4.2 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 79
4.3 Анализ наличия и движения материально-производственных запасов 82
4.4 Оформление результатов проверки материально-производственных запасов 83
Выводы и предложения 87
Список литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 158.26 Кб (Скачать файл)

При приобретении объектов основных средств, бывших в  употреблении, норма амортизации  определяется с учетом срока полезного  использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного  имущества предыдущими собственниками.

Затраты на проведение ремонтов включаются в  косвенные расходы отчетного (налогового) периода в размере фактических  затрат.

Для амортизации  нематериальных активов, по которым  невозможно определять срок полезного  использования, норму амортизации  устанавливается в расчете на 10 лет.

Калькуляцию себестоимости готовой продукции  для определения налогооблагаемой базы делают в отдельном регистре.

Информацию  о расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), а  так же внереализационных расходов организации для целей налогового учета формируют на основании данных бухгалтерского учета по соответствующим счетам и при необходимости соответствующих регистров налогового учета.

Расходы организации, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммированном объеме всех доходов организации.

Правильность  отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и  налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Исправления ошибок в регистре налогового учета обосновывается и подтверждается подписью лица, внесшего исправления с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Организация ведения налогового учета возложена на главного бухгалтера в соответствии с должностной инструкцией.

Структура бухгалтерской службы выглядит следующим  образом:


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структура бухгалтерской службы МП «Салемальский рыбозавод»

В должностные  обязанности бухгалтера-кассира  входит ведение учета кассы, банка, проведение актов сверок с покупателями и поставщиками.

Ведущий бухгалтер занимается начислением  оплаты труда, налогами.

В обязанности  заместителя главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета материалов и запасов, авансовые отчеты, ведение  учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками, ведение учета с  покупателями и заказчиками, налоги.

 

ГЛАВА 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

3.1 Цели, задачи и принципы  учета

 

Принципы  отнесения активов к материально-производственным запасам (МПЗ), а также правила  отражения хозяйственных операций с ними в бюджетном и коммерческом учете различаются. В данной статье будут рассмотрены эти различия, а также первичный учет материалов и схемы корреспонденции счетов, которые должен знать бухгалтер  некоммерческих организаций, в том  числе автономных учреждений.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться в первую очередь к ПБУ 5/01. В п. 2 этого бухгалтерского стандарта указано, что к бухучету в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые  в качестве сырья, материалов  и т.п. при производстве продукции,  предназначенной для продажи  (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные  для продажи (в том числе  готовая продукция и товары);

- используемые  для управленческих нужд организации.

Характерной особенностью МПЗ является их потребление  в течение одного производственного  цикла. Несмотря на то, что в данное время этот признак МПЗ не отражен в ПБУ 5/01, по сути, именно он позволяет отграничить МПЗ от ОС, которые используются в качестве средств труда и не потребляются в течение одного производственного цикла. Это же свойство (использование в деятельности не более года) положено в основу классификации активов как материальных запасов в бюджетном учете.

Кроме того, Инструкция, регламентирующая бюджетный учет, предписывает относить к материальным запасам предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. В коммерческом учете действует правило, схожее с этим, но дающее больше свободы хозяйствующему субъекту. Так, активы, которые по всем правилам ПБУ 6/01 относятся к основным средствам (в частности, используются в течение длительного периода), но небольшой стоимости, могут отражаться в учете и отчетности в составе МПЗ. Обратите внимание: могут. Иными словами, организация вправе решить, отражать такие активы как ОС (то есть устанавливать срок полезного использования, в течение которого списывать их стоимость путем начисления амортизации) или включать их в состав МПЗ и относить стоимость в расходы единовременно (уменьшая тем самым обязательства по налогу на имущество). Под небольшой стоимостью имеется в виду стоимость в пределах лимита, который организация должна установить в учетной политике самостоятельно. Единственное требование - этот лимит не должен превышать 20 000 руб. Сделав соответствующее замечание в учетной политике, некоммерческая организация вправе отражать активы, которые будут использоваться в течение срока, превышающего год, оговоренной стоимости в составе МПЗ, даже если они поименованы в ОКОФ. Естественно, что в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Документом, в котором детально отражены правила  оформления поступления МПЗ, являются Методические указания. В первую очередь все материалы должны быть своевременно оприходованы. При приемке нужно тщательно проверить соответствие фактического ассортимента, количества и качества материалов, указанному в расчетных и сопроводительных документах.

Согласно п. 11 Методических указаний и п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) МПЗ должны оформляться первичными учетными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Для учета материалов поставщиков применяется приходный ордер по форме N М-4, который составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления материалов на склад (п. 53 Методических указаний). Особое требование предъявляется к нумерации первичных учетных документов: в организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года (п. 13 Методических указаний). Первичные учетные документы нумеруются заранее, либо номер присваивается им при оформлении и регистрации документа.

Альтернатива  приходному ордеру М-4 - проставление на документе поставщика (счет, накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Все эти реквизиты нужно заполнить и проставить очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (п. 49 Методических указаний). Если организация практикует подобный порядок, его целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Приобретенные материалы подлежат сдаче на склад. Однако бывает, что в интересах  производства материалы целесообразно  направить сразу в подразделение  организации, минуя склад. В этом случае п. 51 Методических указаний предписывает все равно отражать такие партии МПЗ как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. В приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации нужно сделать отметку о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом), и не забыть оформить распорядительным документом по организации перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации.

Также встречаются  ситуации, когда при приемке выявляется несоответствие фактически поступивших  материалов (по ассортименту, количеству, качеству) указанным в документах поставщика. Это означает, что должна быть назначена комиссия (в нее  нужно включить материально ответственное  лицо и представителя поставщика или незаинтересованной организации), которая осуществит приемку и  оформит ее актом по форме N М-7. Акт составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию для учета движения МПЗ, второй - специалисту по снабжению или также в бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Заметим, что если оформлен акт по форме N М-7, то приходный ордер М-4 составлять не требуется.

Принципы  оценки МПЗ в коммерческом и бюджетном  учете во многом схожи. Так, основополагающее начало - МПЗ принимаются к бухучету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Если актив приобретается за плату, то фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на его приобретение, в том числе:

- суммы,  уплачиваемые по договору поставщику;

- посреднические  вознаграждения, если МПЗ приобретались  через посредника;

- таможенные  пошлины, невозмещаемые налоги;

- затраты  по заготовке и доставке МПЗ  к месту использования (в частности,  транспортные расходы, проценты  по кредиту, займу);

- затраты  по доведению МПЗ до состояния,  пригодного к использованию в  запланированных целях.

Существенный  момент - вопрос включения в фактическую  стоимость МПЗ сумм НДС, предъявленных  поставщиком. Если в бюджетном учете  НДС включается в стоимость материальных запасов (за исключением МПЗ, приобретенных  для приносящей доход деятельности, облагаемой НДС), то в коммерческом учете согласно общему правилу, наоборот, суммы НДС не включаются в стоимость  МПЗ. При этом суммы налога учитываются  на счете 19 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям" одновременно с оприходованием поступивших  материалов. Правда, есть одна оговорка - если иное не предусмотрено законодательством  РФ. Поэтому некоммерческим организациям следует руководствоваться гл. 21 НК РФ, в частности ст. 170 НК РФ. Если сказать вкратце, НДС нужно включать в стоимость МПЗ, приобретенных для использования в деятельности, не облагаемой НДС (обычно это уставная деятельность некоммерческих организаций, не связанная с выполнением работ, оказанием услуг).

Кроме того, в п. 147 Методических указаний особо отмечено, что если в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных МПЗ, сумма НДС не выделена, то ее нельзя определить расчетным путем. В этом случае стоимость МПЗ (включая предполагаемый налог) полностью отражается на счете 10.

Для некоммерческих организаций не редкость получение  имущества безвозмездно. Оценкой  МПЗ в данном случае будет текущая  рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма, которую  можно выручить в случае продажи  этих активов). Сюда же следует включить расходы на доставку и приведение МПЗ в состояние, пригодное для  использования (если такие расходы  организация несет самостоятельно).

Еще одно важное правило закреплено в п. 12 ПБУ 5/01: если иное не установлено законодательством, фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению.

Согласно  Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии  и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных  принадлежностей, тары и подобных ценностей  организации (в том числе находящихся  в пути и переработке) предназначен счет 10 "Материалы". Планом счетов предусмотрены одиннадцать субсчетов к счету 10. Организация вправе уточнять содержание этих субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. При этом аналитический учет нужно обеспечить как по отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам) МПЗ, так и по местам хранения.

Поступление материалов отражается по дебету счета 10 в корреспонденции со счетами  учета расчетов. Проводки составляются на основании учетных документов по движению материальных ценностей. Они  должны быть сданы в бухгалтерскую  службу лицами, фиксирующими движение МПЗ. Бухгалтерия проверяет документы  с точки зрения правильности оформления и законности совершенных операций (п. 133 Методических указаний).

Выше  было сказано, что МПЗ принимаются  к учету по фактической себестоимости. Однако Инструкция по применению Плана счетов и п. 80 Методических указаний разрешают применять в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов учетные цены. Такой метод целесообразен при большом ассортименте и значительном количестве поставок материалов в условиях колебания цен. В качестве учетных цен можно применять договорные цены, фактическую себестоимость по данным предыдущего периода, планово-расчетные цены.

При учете  материалов по учетным ценам кроме  счета 10 организация использует счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости  материальных ценностей". В этом случае Инструкция по применению Плана счетов предписывает следующий порядок отражения оприходования и списания материалов. На основании полученных от поставщика расчетных документов делается запись: Дебет 15 Кредит 60 (71, 76). Как только материалы фактически поступят в организацию (и будет оформлен приходный ордер по форме N М-4), нужно составить такую проводку: Дебет 10 Кредит 15. Причем оприходование осуществляется по учетным ценам. Соответственно, отпуск материалов в производство отражается также в учетных ценах (например, Дебет 20 Кредит 10).

Сумма разницы  в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается в дебет или  кредит счета 16 со счета 15. Эту проводку нужно сделать по окончании месяца (отчетного периода) на полную сумму  отклонений (п. 85 Методических указаний).

Информация о работе Учет материально-производственных запасов