Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование состояния первичного, синтетического и аналитического учета, контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление имеющихся недостатков, внесение предложений по их устранению и совершенствованию.
Для достижения вышеизложенной цели необходимо определить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками;

Вложенные файлы: 13 файлов

2.аспекты.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Вексель является, с одной стороны, средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар (оказанные услуги), с другой — ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя.

Векселя могут быть двух видов: процентные и дисконтные. Процентные представляют собой обязательство заплатить сумму, указанную в векселе, и проценты, начисленные на нее. Дисконтные – это векселя, по которым плательщик обязуется заплатить только сумму, указанную в векселе. Они обращаются на финансовом рынке со скидкой с номинала и погашаются согласно обозначенной на них сумме.

В свою очередь, процентные и дисконтные векселя могут быть простыми и переводными.

Оплата векселя плательщиком производится путем составления платежного поручения на перечисление денежных средств в счет погашения данного векселя на расчетный счет векселедержателя.

Механизм расчетов с помощью простого векселя представлен в приложении 10.

На протяжении последнего времени неоднократно предпринимались попытки по ограничению вексельного обращения в Республике Беларусь. Так, 28 апреля 2006 принят Указ Президента Республики Беларусь № 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь", который вступил в силу с 01 июля 2006 [41]. Документом предусматривается использование векселя как важного инструмента внутреннего финансового рынка для сокращения задолженности между субъектами хозяйствования, пополнения оборотных средств субъектов хозяйствования, удешевления источников финансирования реального сектора экономики, увеличения ресурсной базы банков и наращивания ими кредитного потенциала.

При этом в целях минимизации для экономики возможных негативных последствий перераспределения товарно-денежных потоков на рынке векселей будут работать только те банки, которые войдут в согласованный Президентом перечень. В целях усиления ответственности участников рынка векселей предусмотрены соответствующие санкции. Нормы, содержащиеся в этом документе, обеспечат прозрачность рынка векселей и будут способствовать выведению определенного круга участников вексельных схем из теневого оборота ценных бумаг.

Банковская пластиковая карточка — это средство совершения безналичных платежей за товары и услуги, выполнения вкладных операций, получения наличных денег физическими и юридическими лицами.

Банк, выпустивший пластиковую карточку, носит название банк эмитент; юридическое или физическое лицо, заключившее с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства — держатель карточки; физическое лицо, получающее право на осуществление расчетных и других операций при помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя — пользователь карточки.

Банк-эмитент может выпускать несколько видов карточек. Дебетная карточка предназначена для совершения платежей за товары и услуги за счет собственных средств пользователя ею. Дебетно-кредитная карточка используется для совершения платежей за товары и услуги, а также для получения банковских услуг как за счет собственных средств пользователя, так и, в отдельных случаях, за счет кредита, предоставляемого банком-эмитентом.

Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет.

Карточка действительна в течение срока, предусмотренного договором. При истечении срока действия карточка может быть заменена.

Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке, которые представляются организацией торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки на его расчетный счет.

Схема документооборота при расчетах банковскими пластиковыми карточками представлена в приложении 11.

Факторинговые операции — это предоставление банком-фактором краткосрочного финансирования клиенту-поставщику путем перечисления денежных средств на его расчетный счет с дальнейшим погашением возникшей задолженности за счет уступки банку-фактору денежных поступлений за отгруженную клиентом покупателям продукцию (товары).

При  факторинговых операциях организации-поставщики  уступают банку право получателя  платежа по платежным требованиям за поставленные  товарно-материальные ценности,  выполненные работы и оказанные  услуги, за что банк возмещает поставщику  суммы платежа по таким платежным документам за минусом комиссионного вознаграждения банку.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1) фактор-посредник, которым может  быть коммерческий банк или  специализированная факторинговая  компания;

2) поставщик;

3) покупатель.

Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения данных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Механизм типовой факторинговой операции отражен в приложении 12.

Преимущества и недостатки описанных форм безналичных расчетов представлены в приложении 13.

В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и другие. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Организации кроме вышеперечисленных форм расчетов также могут осуществлять перевод долга на другую организацию. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.

Перевод долга, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должен быть совершен в соответствующей письменной форме, т.е. оформлен договором о переводе долга.

При заключении договора о переводе долга необходимо выражение согласия кредитора и отражение в договоре самого переводимого долга.

Таким образом, организация-должник, оказавшая услуги другой организации, имеет право перевести свою задолженность кредитору на новую организацию, которой были оказаны соответствующие услуги.

31 декабря 2008 г. прекратил свое действие Указ Президента Республики Беларусь от 15 августа 2005г. №373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» [40], которым на период с 1 августа 2005г. по 31 декабря 2008г.  организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении предпринимательской деятельности запрещались:

- заключение договоров мены;

- прекращение обязательств по  возмездным договорам новацией;

-предоставление взамен исполнения  отступного без поступления в  установленном порядке денежных  средств организации, индивидуальному предпринимателю;

- прекращение обязательств без  поступления в установленном  порядке денежных средств организации, индивидуальному предпринимателю  с превышением предельных нормативов  прекращения обязательств, ежегодно  утверждаемых Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, с 1 января 2009 г. можно заключать вышеперечисленные договоры, при этом в главе 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь (с доп. от 28 декабря 2009 г.) [10] предусматривается возможность прекращения обязательств по соглашению сторон путем предоставления взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Обязательство также может быть прекращено новацией: соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Возможно также заключение договоров мены, по которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

В РУП «Учхоз БГСХА» для расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются расчеты платежными поручениями, которые оформляются на компьютере. Так, по платежному поручению № 3 (приложение 14) 5 января 2010 г. из отделения ОАО «Белагропромбанк» от РУП «Учхоз БГСХА» перечислено 3000000 руб. в филиал № 708 ОАО «АСБ Беларусбанк» ОАО «Горецкому ОРТК» за куртки. 

Также ряд расчетов в РУП «Учхоз БГСХА» проводят на основании договора перевода долга. Согласно договору о переводе долга от 18 февраля 2010 года (приложение 15) МОУКА «Облагропромтранс» переводит долг на РУП «Учхоз БГСХА» в сумме 900000 руб. кредитору РУП «Могилевэнерго».

Проанализировать состав и структуру расчетов с поставщиками и подрядчиками в динамике за 2007-2009 гг. в РУП «Учхоз БГСХА» по формам безналичных расчетов можно на основании данных таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 – Формы безналичных расчетов

 

Форма расчетов

2007

2008

2009

В среднем за 3 года

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Платежное поручение

815,3

93,5

3548,9

93

4705

92,8

3023,1

92,9

Договор перевода долга

56,7

6,5

267,1

7,0

365

7,2

229,6

7,1

Всего

872

100

3816

100

5070

100

3252,7

100


 

На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что в РУП «Учхоз БГСХА» наиболее предпочтительными при расчётах с поставщиками и подрядчиками являются расчеты платежными поручениями – в среднем 3023,1 млн. руб., что составляет 92,9 % от общей суммы платежей. Доля расчетов посредством договора о переводе долга в структуре платежного оборота невелика: 229,6 млн. руб., что составляет 7,1 %. Такая структура расчетов связана с тем, что расчеты платежными поручениями универсальны, просты и не требуют лишнего документального оформления и инструктирования по их проведению, не замедляются в процессе банковского оформления. При переводе же долга может возникнуть риск нового должника, который заключается в том, что на него, помимо основного долга, будет возложена ответственность в виде уплаты неустойки, процентов за пользование чужими деньгами. Таким образом, инкассовая форма расчетов является более привлекательной.

Расчеты платежными поручениями применяются во всех организациях, начиная от индивидуальных предпринимателей, и заканчивая крупными предприятиями, что позволяет РУП «Учхоз БГСХА» вести сотрудничество с большим количеством поставщиков и подрядчиков. При этом данная форма расчетов сближает дату отгрузки с датой оплаты, а это очень важно при уменьшении наличия кредиторских и дебиторских задолженностей. Ведь большой объем просроченных задолженностей  существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки предприятия, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости организации, повышает риск его финансовых потерь. Кроме того, повышение дебиторской задолженности ведет к повышению кредиторской задолженности. В то же время расчеты платежными поручениями не могут обеспечить гарантию платежа, что может привести к возникновению взаимной дебиторской и кредиторской задолженности, а это нежелательно. Во избежание таких последствий лучшим вариантом было бы применение и других форм расчетов.

 В наблюдаемой ситуации подходящим вариантом могут быть расчеты аккредитивом, так как аккредитив обеспечивает гарантию платежа поставщику, а это очень важно при планировании доходов и расходов организации. Имея гарантию платежа бухгалтера могут быть уверенны, в том, что у них есть возможность произвести необходимые затраты без ухудшения финансового положения организации. Аккредитив хорош и тем, при его применении осуществляется контроль за выполнением условий поставки и условий аккредитива банками, т.е. при наличии большого количества поставщиков и подрядчиков в организации уменьшается риск ошибки при проведении расчетов, т.к. основная ответственность в этой ситуации ложиться на банковские учреждения.

Расчеты чеками могут обеспечить гарантию платежа, поэтому, также могут применяться для расчетов в РУП «Учхоз БГСХА». Одной из особенностей этой формы расчетов является тот факт, что коммерческие банки на договорной основе с обслуживаемой клиентурой могут брать на себя обязанности по взысканию платежей с чекодателей. Преимущество этого порядка состоит в том, что банк сразу же зачисляет средства на счета чекодержателей (на основании поручений-реестров с приложенными чеками). Затем банк от своего имени составляет поручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банки плательщиков для списания средств со счетов чекодателей.

Из всего вышеизложенного видно, что основной чертой предлагаемых форм расчетов является гарантия платежа. Это связано с существующей ныне проблемой неплатежей и ростом как дебиторской, так и кредиторской задолженностей.

5.ОХРАНА ТРУДА .doc

— 111.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

MH23- план счетов.doc

— 145.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Введение.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

График документооборота(приложение 3).doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план счетов.doc

— 145.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Распределение обязанностей бухгалтеров в РУП (приложение 2).doc

— 43.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками