Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:40, шпаргалка
1 ВОПРОС. Бухгалтерский учет и его место в системе управления организации
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.
Внутри перечисленных групп производственные запасы подразделяются по их видам, сортам и другим отличительным признакам.
Данная классификация используется для организации синтетического и аналитического учета ПЗ на п/п
Оценка ПЗ при их принятии к бухгалтерскому учету
МПЗ принимаются к бухучету по фактической с/с. Порядок формирования фактической с/с МПЗ зависит от способа их поступления в организацию
1) приобретение за
плату – в фактическую с/с
включаются все фактические
- покупная стоимость, оплачиваемая поставщику
- расходы на доставку
- затраты по доведению ПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию (фасовка, сортировка и т.д.)
- таможенные пошлины
- вознаграждения посредническим организациям, через которых приобретались ПЗ
- стоимость информационных, консультационных услуг, связанных с приобретением ПЗ
И иные затраты непосредственно связанные с приобретением ПЗ.
2) изготовлены самой
организацией – фактическая с/
3) получены от учредителей
в счет вклада в УК –
4) получены безвозмездно
или остались от выбытия
5) получены по договору мены – фактической с/с полученных ПЗ признается стоимость передаваемых в обмен ценностей.
В фактической с/с ПЗ, внесенных в счет вклада в УК, полученных безвозмездно и полученных по договору мены включаются также фактические затраты на их доставку и приведение в состояние пригодное для их использования.
Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в её пользовании или распоряжении в соответствие с условиями договора (например, принятые на ответственное хранение, давальческое сырье, т.е. принятое в переработку), принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
При большой номенклатуре используемых материалов организация может вести их текущий учет по учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы могут быть использованы:
- договорные цены
- планово-расчетные цены
- фактическая с/с материалов
по данным предыдущего
В этом случае учетные цены устанавливаются на каждый вид материалов. В организации разрабатывается документ «Номенклатура-ценник», в котором по каждому наименованию материалов указывается номенклатурный номер и учетная цена за единицу.
Оценка ПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии
При отпуске материалов на производственные и иные нужды их оценка производится одним из следующих способов:
1. по с/с каждой единицы
– применяется по материалам,
которые используются
2. по средней с/с – по каждому виду (группе) материалов определяется средняя с/с путем деления общей с/с данного вида (группы) материалов на их количество.
3. по с/с первых по времени приобретения ПЗ (метод ФИФО) – материалы, первыми поступающие в производство, оцениваются по с/с первых по времени приобретения материалов, т.е. списываются в порядке их поступления в организацию.
По каждой группе (виду) материалов в течение отчетного года применяется 1 способ оценки. Выбранный организацией способ оценки материалов указывается в учетной политике организации.
В соответствии с главой 25 НК РФ для целей налогового учета оценка материалов при их списании в производство также может производиться любым из 3-х названных методов. Способ оценка для целей налогового учета должен быть указан в учетной политике для целей налогового учета.
35 ВОПРОС. Документальное оформление движения производственных запасов. Организация складского учета
Все операции по движению материалов в организации должны оформляться первичными документами. Для оформления движения и учета материалов применяются первичные учетные документы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №71а от 30.10.97.
Документальное оформление поступления материалов
Материалы поступают в организацию различными способами: от поставщиков, подотчетных лиц, учредителей, безвозмездно, по договору мены, путем изготовления в самой организации, от списания пришедших в негодность основных средств. Поступающие в организацию материалы принимаются на склад. Поступление материалов в организации контролирует отдел снабжения.
На отгруженные материалы поставщики выписывают расчетные документы (ТН, ТТН, счет фактуры, сопроводительные документы (сертификаты спецификации, удостоверения качества) и другие).
Поступающие от поставщиков
документы проверяются и
При приеме материалы подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству.
Приемка и оприходование поступивших материалов на склад осуществляется кладовщиком и оформляется приходным ордером (Форма М-4). Приходные ордер составляется в день поступления материалов на склад. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными оприходование материалов разрешается оформлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика (ТН, ТТН) проставляется штамп, содержащий реквизиты приходного ордера.
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует документам поставщика, прием материалов производит комиссия, которая составляет акт о приемке материалов (Форма М-7). Данный акт составляется в 2-х экземплярах и служит основанием для предъявления претензий поставщику. В составе комиссии обязательно должен быть представитель поставщика или незаинтересованной организации.
Материалы, приобретаемые через подотчетных лиц, также подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общепринятом порядке, т.е. по приходным ордерам на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку материалов (товарные, кассовые чеки, ТН и другие документы).
Поступающие на склад материалы собственного изготовления, возвратных отходов производства оформляют требованиями-накладными (Форма М-11), которые выписываются цехами-сдатчиками.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий, сооружений и пригодные к использованию принимаются к учету на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (Форма М-35).
Документальное оформление расхода материалов
Материалы отпускают со склада на производственные, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки другим организациям и на другие нужды. Отпуск материалов на производство и другие нужды оформляется лимитно-заборными картами и требованиями-накладными.
Лимитно-заборная карта (Форма М-8) предназначена для отпуска материалов систематически используемых для изготовления продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов расхода этих материалов. В данной карте указывается лимит расхода материалов за месяц, который рассчитывается в соответствие с производственной программой и действующими нормативами расхода. ЛЗК выписывается в 2-х экземплярах на одно наименование материалов сроком на 1 месяц. Один экземпляр передается структурному подразделению-получателю материалов, а 2-й экземпляр – складу. Отпуск материалов в производство осуществляется со склада кладовщиком при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра ЛЗК. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов и указывает остаток лимита по данному наименованию материалов.
Сверхлимитный отпуск материалов в производство, а также разовый отпуск материалов, по которым не установлены лимиты оформляется требованиями-накладными (Форма М-11). Кроме того данная форма документа применяется для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или МОЛ. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад из производства неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака.
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенных за её пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (Форма М-15), которые выписываются в 2-х экземплярах.
Списание материалов вследствие их непригодности оформляется актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием МОЛ.
Организация складского учета
Для хранения производственных запасов в организациях создаются специальные склады. Учет материалов на складах осуществляет кладовщик, который несет ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных ему материалов. На складах материальные ценности размещаю по секциям, а внутри них по группам в ящиках, контейнерам, на полках и т.д. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов.
Учет движения и остатков материалов осуществляется в карточке учета материалов (Форма М-17), которая открывается на каждый номенклатурный номер материалов. В карточке указывают: наименование материалов, сорт, марку, номенклатурный номер, единицу измерения, цену, данные о поступлении и списании материалов со склада. Записи в карточках кладовщик осуществляет на основании первичных документов по приходу и расходу материалов.
На складах вместо карточек складского учета допускается ведение учета в книгах складского учета, в которых для каждого номенклатурного номера материалов открывается отдельная страница или лист.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов на складе сдаются в бухгалтерию для отражения информации о движении материалов в регистрах бухучета.
Документальное оформление учета материалов в бухгалтерии
В бухгалтерии используются 2 варианта аналитического учета материалов:
1) с использованием оборотных ведомостей
При учете материалов с использованием оборотных ведомостей возможны 2 варианта:
- в бухгалтерии на каждое наименование материалов открываются карточки количественно суммового учета. В них на основании первичных документов отражается движение материалов в натуральном и стоимостном выражении. Т.о. в бухгалтерии дублируется складской учет. По данным этих карточек в бухгалтерии составляются оборотные ведомости аналитического учета материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе их составляется сводная оборотная ведомость по всем складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.
- в бухгалтерии карточки складского учета не ведутся. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам материалов. По ним подсчитываются итоговые данные за месяц отдельно по приходу материалов и отдельно по расходу, которые заносятся в оборотную ведомость. На основе данные оборонных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость по всем складам и подразделениям в целом, которые далее сверяются с данными синтетического учета материалов.
2) сальдовый метод
При данном методе в бухгалтерии не ведется количественно суммовой учет движения материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости. На складах МОЛ (кладовщик) ведет количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета на основании приходных и расходных документов по движению материалов. Бухгалтер проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках или книге и подтверждает их своей подписью на самих карточках или книге. Из этих карточек данные об остатках материалов по каждому номенклатурному номеру заносятся в сальдовую ведомость. Сальдовые ведомости составляются по каждому складу или структурному подразделению, а затем на их основе составляется сводная сальдовая ведомость по всем складам и подразделениям в целом. Сводные сальдовые ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.
36 ВОПРОС. Учет поступления материалов
Для учета наличия и движения материалов предназначен счет 10 «Материалы».
Счет: балансовый, основной, инвентарный, материальный, активный.
Схема
К счету 10 могут быть открыты следующие субсчета:
10-1 "Сырье и материалы";
10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие
изделия, конструкции и детали";
10-3 "Топливо";
10-4 "Тара и тарные материалы";
10-5 "Запасные части";
10-6 "Прочие материалы";
10-7 "Материалы, переданные в переработку
на сторону";
10-8 "Строительные материалы";
10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";
10-10 "Специальная оснастка и специальная
одежда на складе";
10-11 "Специальная оснастка и специальная
одежда в эксплуатации"
Аналитический учет материалов на счете 10 ведется по отдельный наименованиям материалов и местам их нахождения (по складам). Материалы на счете 10 могут учитываться по их фактической с/с или по учетным ценам (выбранный метод указывается в учетной политике).
1 способ – учет материалов по фактической с/с
В данном случае на счете 10 отражаются все расходы организации по приобретению материалов (покупная стоимость, доставка, информационные услуги и др.).