Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ труда и заработной платы в бюджетном учреждении.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и значение оплаты труда;
2) изучить формы, виды и системы оплаты труда и документальное оформление расчетов организации по оплате труда;
3) проанализировать обеспеченность учреждения трудовыми ресурсами;
4) изучить движение кадров в учреждении;
5) провести анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы;
6) определить направления развития (совершенствования) оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Теоретические основы оплаты труда…………………………………….…...5
1.1. Понятие и значение оплаты труда…………………………………………..5
1.2. Формы, виды и системы оплаты труда………………………………….….6
1.3. Документальное оформление расчетов организации по оплате труда…...9
2. Анализ труда и заработной платы в УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе…………………………………...……......................................................15
2.1.Экономическая характеристика предприятия……………………………..15
2.2. Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами…………….16
2.3.. Анализ движения кадров в учреждении………………………………….18
2.4. Анализ использования фонда рабочего времени……………………...….20
2.5.Анализ использования фонда заработной платы………………………….25
3.Направления развития (совершенствования) оплаты труда работников бюджетных учреждений………………………………………………………...30
Заключение……………….……………………………………………………....32
Список источников и литературы……………………………………………...35
Данные об использовании рабочего времени могут быть получены из табельного учета отработанного времени, который содержит информацию о явках и неявках работников на работу с указанием причин.
Анализ использования рабочего времени осуществляем путем сравнения фактического количества рабочих дней и часов с плановым (режимным).
Величина
рабочего времени устанавливается
путем планирования дней работы на
протяжении календарного периода и
регламентации
Анализ величины и использования рабочего времени предполагает использование данных следующих источников информации:
– штатного расписания, тарификации;
– материалов табельного учета;
– отчета о труде и движении рабочей силы;
– отчета о развитии штатов и контингентов;
– отчета учреждения о размерах заработной платы рабочих и служащих по отдельным должностям;
– материалов нормирования рабочего времени и прочей документации.
Анализ
использования рабочего времени
приведем в таблице 3.
Таблица 3
Показатели использования рабочего времени УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе за период 2009 г., чел. -дн.
Показатели | Рабочее время | Абсолютное изменение | % к плану | ||||
По плану | Фактически | ||||||
На одного работника | На всех работников | На одного работника | На всех работников | На одного работника | На всех работников | ||
Среднегодовая численность работников | – | 57 | – | 55 | – | –2 | 96,49 |
Календарный фонд времени | 365 | 20805 | 365 | 20075 | – | –730 | 96,49 |
Праздничные и выходные дни | 117 | 6669 | 117 | 6435 | – | -234 | 96,49 |
Номинальный фонд рабочего времени | 248 | 14136 | 248 | 13640 | – | -496 | 96,49 |
Нормируемые целодневные невыходы на работу | 59 | 3363 | 63 | 3465 | +4 | +102 | 103,03 |
В том
числе:
– очередные отпуска |
36 | 2052 | 36 | 1980 | – | -72 | 96,49 |
– отпуска по учебе | 5 | 285 | 5 | 275 | – | -10 | 96,49 |
– отпуска по беременности и родам | 6 | 342 | 6 | 330 | – | -12 | 96,49 |
– по болезни | 7 | 399 | 8 | 440 | +1 | +41 | 110,28 |
– неявки с разрешения администрации | 3 | 171 | 6 | 330 | +3 | -159 | 192,98 |
– выполнение государственных обязанностей | 2 | 114 | 2 | 110 | – | -4 | 96,49 |
Активный фонд рабочего времени (режимное рабочее время) | 189 | 10773 | 185 | 10175 | –4 | –598 | 94,44 |
Ненормируемые целодневные невыходы на работу (потери рабочего времени) | – | – | 2 | 110 | +2 | 110 | – |
В том
числе:
– прогулы |
– | – | 0,2 | 11 | +0,2 | 11 | – |
– по шефской помощи и др. | – | – | 1,8 | 99 | +1,8 | 99 | – |
Полезный фонд рабочего времени (фактическое рабочее время) | 189 | 10773 | 183 | 10065 | –6 | -708 | 94,44 |
Номинальный фонд рабочего времени представляет собой разницу между количественной величиной календарного фонда времени и количеством праздничных и выходных дней.
Активный фонд рабочего времени равен разнице между номинальным фондом рабочего времени и величиной нормируемых целодневных невыходов на работу.
Полезный фонд рабочего времени равен разнице между активным фондом рабочего времени и количественной величиной ненормируемых целодневных невыходов на работу.
Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что в 2009 году в УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе фактический уровень использования рабочего времени ниже планового. Так, план по количеству явок на работу выполнен только на 94,44%, а по численности работников – на 96,49%. Следовательно, рабочее время недоиспользуется на 2,05%.
Причиной такого положения является увеличение количества неявок на работу в среднем каждым работником по болезни на 1 день и с разрешения администрации на 3 дня.
Таблица 4
Показатели использования рабочего времени УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе за период 2010 г., чел. -дн.
Показатели | Рабочее время | Абсолютное изменение | % к плану | ||||
По плану | Фактически | ||||||
На одного работника | На всех работников | На одного работника | На всех работников | На одного работника | На всех работников | ||
Среднегодовая численность работников | – | 61 | – | 56 | – | -11 | 91,80 |
Календарный фонд времени | 365 | 22265 | 365 | 20440 | – | -1825 | 91,80 |
Праздничные и выходные дни | 117 | 7137 | 117 | 6552 | – | -585 | 91,80 |
Номинальный фонд рабочего времени | 248 | 15128 | 248 | 13888 | – | -1240 | 91,80 |
Нормируемые целодневные невыходы на работу | 63 | 3843 | 69 | 3864 | 6 | +21 | 100,55 |
В
том числе:
– очередные отпуска |
36 | 2196 | 36 | 2016 | – | -180 | 91,80 |
– отпуска по учебе | 5 | 305 | 4 | 224 | –1 | -81 | 73,44 |
– отпуска по беременности и родам | 6 | 366 | 7 | 392 | 1 | +26 | 107,10 |
– по болезни | 8 | 488 | 12 | 672 | 4 | +184 | 137,70 |
– неявки с разрешения администрации | 6 | 366 | 8 | 448 | 2 | +82 | 122,4 |
– выполнение государственных обязанностей | 2 | 122 | 2 | 112 | – | -10 | 91,80 |
Активный фонд рабочего времени (режимное рабочее время) | 185 | 11285 | 179 | 10024 | –6 | -1261 | 88,83 |
Ненормируемые целодневные невыходы на работу (потери рабочего времени) | – | – | 2 | 112 | 2 | +112 | – |
В
том числе:
– прогулы |
– | – | 0,2 | 11,2 | 0,2 | 11,2 | – |
– по шефской помощи и др. | – | – | 1,8 | 100,8 | 1,8 | 100,8 | – |
Полезный фонд рабочего времени (фактическое рабочее время) | 185 | 11285 | 177 | 9912 | –8 | -1373 | 87,83 |
Исходя из данных таблицы 4, можно сделать вывод о том, что в 2010 году в УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе фактический уровень использования рабочего времени ниже планового. Так, план по количеству явок на работу выполнен только на 88,83%, а по численности работников – на 91,80%. Следовательно, рабочее время недоиспользуется на 2,97%.
Причиной такого положения является увеличение количества неявок на работу в среднем каждым работником по болезни на 4 дня, по беременности и родам – на 1 день и с разрешения администрации – на 2 дня.
Рассматривая
показатели использования рабочего
времени за период 2009-2010 гг., важно отметить,
что в 2010 г. сократилась среднегодовая
численность работников, это явилось главной
причиной сокращения номинального фонда
рабочего времени по сравнению с 2009 г.
на 248 чел. -дн.
2.5.Анализ использования фонда заработной платы
В каждом учреждении рассчитывается фонд заработной платы, т.е. сумма денежных средств, необходимых для оплаты труда работников за выполнение установленного объема работ [9, С.145].
Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по фонду заработной платы корректируются [7, С.140].
Задачами анализа использования фонда зарплаты являются:
– оценка обоснованности потребности учреждения в средствах на оплату труда;
– характеристика состава фонда заработной платы по категориям персонала, структурным подразделениям и формам выплат;
–
определение полноты
– выявление факторов и измерение их влияния на изменение выплат из фонда оплаты труда;
– характеристика уровня средней ставки (должностного оклада) и факторов ее изменения;
– проверка соответствия роста расходов по фонду заработной платы и объема работы учреждения;
– изучение уровня организации оплаты труда и предупреждение нерациональных выплат по фонду заработной платы.
На
абсолютное отклонение по фонду заработной
платы оказывают влияние
Влияние изменения этих факторов на отклонение по фонду заработной платы можно определить по формулам, используя при этом прием абсолютных разниц:
где DФФ – изменение по фонду заработной платы за счет изменения количественного фактора;
DЧР – прирост (сокращение) численности работников по сравнению с планом;
УСР.З – средняя заработная плата одного работника по плану.
где DФСР.З – изменение по фонду заработной платы за счет изменения качественного фактора;
DУЗ – изменение фактической средней заработной платы одного работающего по сравнению с плановой ее величиной;
ЧРФ – численность работающих по отчету.
Для
расчета влияния изменений
Таблица 5
Расчет влияния изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе за период 2009 г.
Категории персонала | Фонд заработной платы, руб. | Средне-месячная числен-ность работни-ков, чел. | Фонд заработной платы одного работающего, руб. | Отклонение по фонду заработной платы, руб. | |||||
По смете | Фактически | По плану | Фактически | По смете | Фактически | Всего | В том числе за счет изменения | ||
Численности работающих | Средней заработной платы | ||||||||
Руководство | 34120 | 34350 | 2 | 2 | 17060 | 17175 | 230 | - | 230 |
Начальник отдела | 119875 | 119920 | 8 | 8 | 14984,38 | 14990 | 45 | - | 44,96 |
Специалист-эксперт | 142230 | 142480 | 14 | 16 | 10159,29 | 8905 | 250 | 20318,58 | -20068,64 |
Ведущий специалист | 27336 | 27336 | 3 | 3 | 9112 | 9112 | - | - | - |
Специалист | 125910 | 125851 | 18 | 17 | 6995 | 7403 | -59 | -6995 | 6936 |
Специалист 3 разряда | 20050 | 20124 | 3 | 3 | 6683,33 | 6708 | 74 | - | 74,01 |
Специалист 2 разряда | 6510 | 6510 | 2 | 1 | 3255 | 6510 | - | -3255 | 3255 |
Специалист 1 разряда | 12920 | 12920 | 3 | 2 | 4306,67 | 6460 | - | -4306,67 | 4306,66 |
Обслуживающий персонал | 10870 | 11004,75 | 4 | 3 | 2717,5 | 3668,25 | 134,75 | -2717,5 | 2852,25 |
Итого | 499821 | 500495,75 | 57 | 55 | 75273,17 | 80931,25 | 674,75 | -150546,34 | 311194,4 |
Сокращение численности работающих (количественного фактора) на 2 человека привело к экономии фонда оплаты труда на 150546,34 руб.:
(55–57) × 75273,17 = - 150546,34.
Увеличение средней заработной платы (качественного фактора) на 5658,08 руб. привело к увеличению фонда оплаты труда на 311194,4 руб.:
55 × (80931,25–75273,17) = 311194,4.
Суммарное влияние изменения двух факторов составляет 160648,06 руб.
Таблица 6
Расчет влияния изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы УПФР в г. Шумерля и Шумерлинском районе за период 2010 г.
Категории персонала | Фонд заработной платы, тыс. руб. | Средне-месячная числен-ность работни-ков, чел. | Фонд заработной платы одного работающего, тыс. руб. | Отклонение по фонду заработной платы, тыс. руб. | |||||
По смете | Фактически | По плану | Фактически | По смете | Фактически | Всего | В том числе за счет изменения | ||
Численности работающих | Средней заработной платы | ||||||||
Руководство | 35830 | 35705 | 2 | 2 | 17915 | 17852,5 | -125 | - | -125 |
Начальник отдела | 123140 | 122840 | 8 | 8 | 15392,5 | 15355 | -300 | - | -107785 |
Специалист-эксперт | 146950 | 146816 | 18 | 16 | 8163,89 | 9176 | -134 | -16327,78 | 16193,76 |
Ведущий специалист | 18944 | 18944 | 3 | 2 | 6314,67 | 9472 | - | -6314,67 | 6314,66 |
Специалист | 137290 | 137196 | 19 | 18 | 7225,79 | 7622 | -94 | -7225,79 | 7131,78 |
Специалист 3 разряда | 20924 | 20757 | 3 | 3 | 6974,67 | 6919 | -167 | - | -167,01 |
Специалист 2 разряда | 6697 | 6697 | 1 | 1 | 6697 | 6697 | - | - | - |
Специалист 1 разряда | 13215 | 13172 | 2 | 2 | 6607,5 | 6586 | -43 | - | -43 |
Обслуживающий персонал | 14862 | 14763 | 5 | 4 | 3715,5 | 3690,75 | -99 | -3715,5 | -99 |
Итого | 517852 | 516890 | 61 | 56 | 79006,49 | 83370,25 | -962 | -395032,45 | 244370,56 |
Информация о работе Анализ труда и заработной платы в бюджетном учреждении