Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.
Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.
4. В настоящих условиях
5. Желательно предоставление
В сфере бюджетного выравнивания необходимо учитывать следующее.
1. Выравнивание осуществляется в общенациональных интересах, с целью обеспечения определенного уровня государственных услуг на всей территории страны, и способствует укреплению единства государства. Обязательным условием при этом должно быть соблюдение принципов региональной справедливости, "прозрачности" и простоты в понимании функционирования бюджетных механизмов. Независимо от региона граждане платят налоги по одинаковым ставкам, следовательно, они вправе ожидать от государства предоставление одинакового уровня услуг.
2. Дальнейшее совершенствование
системы трансфертов должно
3. При осуществлении
Возможность заимствования местными органами управления будет целесообразна только после принятия ряда мер, направленных на укрепление доходов местных бюджетов.
В настоящее время в Казахстане местные органы управления имеют ограниченное влияние на доходы бюджета, а значит, не в состоянии гарантировать своевременные выплаты по займам.
Предоставление местным бюджетам реальных возможностей по формированию доходной части путем введения местных надбавок, возможность варьировать ставки своих налогов и, следовательно, общий размер своих доходов будут способствовать самостоятельности местных бюджетов, и только после этого уместно внедрение таких финансовых инструментов, как муниципальные облигации.
В заключение нельзя сказать о том, что при любых, даже самых совершенных формах и методах межбюджетных отношений они не могут решить проблему достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы, хотя в свою очередь оказывают на нее соответствующее воздействие.
Бюджетная децентрализация, проведенная по четко разработанному плану и в координации со всеми заинтересованными сторонами, будет способствовать макроэкономической стабильности и экономическому росту.
В данной дипломной работе рассматривалось следующее:
- в первой главе механизм
функционирования бюджетной
- во второй главе рассмотрены
республиканский бюджет как
- третья глава посвящена
По данной дипломной работе следует отметить, что основой для формирования бюджета республики является ежегодное послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Это новое положение, предусмотренное впервые в новом Законе «О бюджетной системе», позволяет осуществить процесс формирования бюджета более целостным по принципу от общего к частному. При таком способе составления бюджета обеспечиваются, во-первых, определенное единство натурально-стоимостных показателей, во-вторых, варианты бюджета будут в действительности сценарными, в-третьих, бюджет станет основным финансовым планом всего комплекса финансово- бюджетного планирования, включающим финансовый баланс государства и бюджета.
В настоящее время в республике происходят существенные изменения в составлении и исполнении бюджета. Это обусловлено тем, что основные макроэкономические показатели, параметры развития экономики не утверждаются и постоянно меняются, а финансовое положение хозяйствующих субъектов нестабильное, и, следовательно, очень трудно прогнозировать реальные финансовые накопления в республике.
Мировой финансово-экономический кризис обнажил диспропорции, накопленные в системе государственного бюджета. Показав, что средства от приватизации являются лишь временным бюджетным ресурсом, он вскрыл масштабы угрозы, которая влечет за собой бюджетный дефицит. Страна вынуждена идти на очень дорогие и короткие заимствования продажу своих стратегических активов, проедание своего будущего и диспропорции в финансовой системе.
Расходная часть бюджета обременена выплатами по государственному внутреннему и внешнему долгам, расходами на пенсионные выплаты. Такие диспропорции не позволяют полнокровно финансировать реализацию других важнейших государственных функций.
Система межбюджетных отношений в РК находится на стадии становления и развития, ведется поиск ее оптимального механизма. Главным недостатком сложившихся межбюджетных отношений является большая сфера бюджетного регулирования, которая не удовлетворяет местные бюджеты.
Сформированная система субвенций и изъятий носит во многом субъективный характер, не позволяет задействовать интересы регионов в экономическом развитии и мобилизации дополнительных ресурсов, лишает их возможности перспективного планирования своей деятельности, порождает иждивенческие настроения.
Опыт последних лет отчетливо показывает, что быстротечное и неколлегиальное формирование как республиканского, так и местных бюджетов обрекает их на нереальность исполнения, ведет к нежелательным коллизиям внутри правительства, между правительством и местными исполнительными органами, открывает простор субъективизму.
Необходимо начинать процесс бюджетного планирования как можно раньше, четко оговаривая процедуры: кто, когда и какие принимает решения, как должны проходить процедуры согласования и разрешения противоречий.
Для этого с самого начала в процесс формирования бюджета должны быть вовлечены центральные и местные исполнительные органы, комитеты парламента, что на момент согласования и утверждения бюджета позволит снять многие вопросы.
Для этих целей необходимо разработать соответствующую методическую и нормативную базу, которая должна совершенствоваться и развиваться по мере накопления опыта, и именно решению этих задач правительство и парламент должны уделить особое внимание в ближайшее время.
Список использованной литературы.
1. Закон «О бюджетной системе» от 01.04.1999 г.
2. Закон «О республиканском бюджете на 2001 г.» от 22.12.2000 г.
3. Закон «О местных
4. Ильясов К., Саткалиева В. «Государственный бюджет» Алматы, Республиканский издательский кабинет 1994 г.
5. Махмутова М. Совершенствование
механизма межбюджетных
6. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы- Алматы. Изд 2-е, переработанное и дополненное, Каржы-Каражат1997 г. еФр-172-.
7. Финансы. Учебник для вузов (Под ред проф. Л.А. Дробозиной -М: Финансы, ЮНИТИ, 1999 г.
8. Финансы. Под ред. М. Родиновой - М: Финансы и статистика) 1995 г.
9. Зейнельгабдин А.Б. «Финансовая
система: Экономическое содержание
и механизм использования»
10. Статистический бюллетень №6 (30), июнь 2001 г.
11. Джумабаева М. Жесткий контроль-II Дел неделя- 2001- 6 июня.
12. Джумабаева М. «Кочующие ошибки бюджета II» Дел неделя- II 2000 г. 25 августа
13. Егоров В. "Бюджетная система. Задачи и перспективы II Юридическая газета №5 2000 г.
14. Ережепов С. "Бюджет реального развития II" Фин каз. 2001 г. №1
15.Павлов А. "Бюджет государства-
основа реализации
16. Зейнельгабдин А. "Реформирование бюджетной системы II" Фин каз №99 №5
17.Еремин А. "Бюджет: прекратится ли растащиловка: [коррупция] II мысль, 2000 г. №5
18. Кучулова Н. "Реформирование межбюджетных отношении в РК. Фин каз, 1999 г. №4
19. Саткалиева В. "Экономика несет значиетльные потери от незаконного использования бюджетных средств II. Фин каз 2000 г. №1-2
20. Сутулов Ф. "Экономить в большом и малом" Каржы- каражат, 1998 г. №11
21. Таджияков Б. Мы в ответе
за пополнение в
22. Туякбай Ж. "Время приоритетных законов " Финансы Казахстана 2001 г. №1
Исполнение республиканского бюджета (млн. тенге)
|
1998 |
1999 |
2000 | |
I. Поступления |
266 586 |
250352 |
381 863 | |
Доходы |
259 560 |
207 765 |
317748 | |
Налоговые поступления, в т.ч. |
184669 |
156567 |
265 746 | |
Подоходный налог с юр. лиц |
17588 |
27380 |
81 764 | |
Подоходный налог с физ. лиц |
4778 |
797 |
1 198 | |
Социальный налог |
- |
2425 , |
20218 | |
Внебюджетные фонды |
66619 |
- |
- | |
НДС |
69558 |
80801 |
103 357 | |
Акцизы |
7013 |
15079 |
15 186 | |
Неналоговые поступления, в т.ч. |
5808 |
16147 |
28710 | |
Доходы от операций с капиталом |
69083 |
35051 |
23292 | |
Поступления от приватизации объектов республиканской собственности |
66334 |
34 113 |
21056 | |
Полученные офиц. Трансферты (гранты) |
5456 |
39704 |
57205 | |
Погашение основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам |
1 569 |
2883 |
6909 | |
II. Расходы и кредитование |
337 784 |
328 573 |
396 609 | |
Расходы |
307 450 |
304 192 |
372613 | |
1. Гос.услуги общего характера |
32811 |
19 977 У |
24728 | |
2. Оборона |
19 152 |
14282 |
16260 | |
3. Общ. Порядок и безопасность |
20855 |
24886 |
36472 | |
4. Образование |
15502 |
13 166 |
13572 | |
5. Здравоохранение |
17835 |
8573 |
7598 | |
6. Соц. Обеспечение и соц. Помощь |
121 320 |
140 759 |
151 033 | |
7.ЖКХ |
- |
- |
- | |
8. Культура, спорт, туризм и информ. пространство |
6556 |
3269 |
4647 | |
9. ТЭК и недропользование |
|
|
| |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окр. среды |
5247 |
5723 |
8865 | |
11. Промышленность и строительство |
1 316 |
2568 |
6644 | |
12. Транспорт и связь |
6232 |
3739 |
15667 | |
13. Прочие |
6545 |
18044 |
10019 | |
14. Обслуживание долга |
13766 |
19364 |
35 139 | |
15. Официальные трансферты |
40313 |
29842 |
41 969 | |
Кредитование |
30334 |
24382 |
23996 | |
III. Дефицит (профицит) бюджета |
-71 198 |
-78 221 |
-14746 | |
IV. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета |
71 198 |
78221 |
14746 |
Приложение 3
Исполнение республиканского бюджета (в процентах к итогу).
|
1998 |
1999 |
2000 |
I. Поступления |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доходы |
97,4 |
83,0 |
83,2 |
Налоговые поступления, в т.ч. |
71,1 |
75,3 |
83,6 |
Подоходный налог с юр. Лиц |
9,5 |
17,5 |
30,7 |
Подоходный налог с физ. лиц |
2,6 |
0,5 |
0,4 |
Социальный налог |
- |
- |
7,6 |
НДС |
37,7 |
51,6 |
38,9 |
Акцизы |
3,8 |
9,6 |
5,7 |
Неналоговые поступления, в т.ч. |
2,2 |
7,8 |
9,0 |
Доходы от операций с капиталом |
26,6 |
16,9 |
7,3 |
Полученные офиц. трансферты (гранты) |
2,1 |
19,1 |
18,0 |
II. Расходы и кредитование |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы |
91,0 |
92,6 |
93,9 |
1. Гос.услуги общего характера |
10,7 |
6,6 |
6,6 |
2. Оборона |
6,2 |
4,7 |
4,4 |
3. Общ. порядок и безопасность |
6,8 |
8.2 |
9,8 |
4. Образование |
5,0 |
4,3 |
3,6 |
5. Здравоохранение |
5,8 |
2,8 |
2,0 |
6. Соц. обеспечение и соц. помощь |
39,5 |
46,3 |
40,5 |
7.ЖКХ |
- |
- |
- |
8. Культура, спорт, туризм и информ. пространство |
2,1 |
1,1 |
1,2 |
9. ТЭК и недропользование |
|
|
|
10. Сельское, водное,лесное, рыбное хозяйство и охрана окр. среды |
1,7
|
1,9
|
2,4
|
11. Промышленность и строительство |
0,4 |
0,8 |
1,8 |
12. Транспорт и связь |
2,0 |
1,2 |
4,2 |
13. Прочие |
2,1 |
5,9 |
2,7 |
14. Обслуживание долга |
4,5 |
6,4 |
9,5 |
15. Официальные трансферты |
13,1 |
9,8 |
11,3 |
Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы