Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

4. В настоящих условиях невозможен  и полный перевод процесса  формирования местных бюджетов только собственными местными налогами, это противоречит условию формирования единого рыночного пространства, тем более что это обречет большинство местных бюджетов на хроническую дефицитность и снижение бюджетной обеспеченности населения. Целесообразнее было бы применение более гибких механизмов, например установление индивидуального для каждой области норматива отчислений по регулирующим налогам.

5. Желательно предоставление местным  бюджетам реальных возможностей по формированию доходной части путем введения местных надбавок к одному из существующих налогов. На наш взгляд, им может быть подоходный налог с физических лиц, взимаемый у источника выплаты.

В сфере бюджетного выравнивания необходимо учитывать следующее.

1. Выравнивание осуществляется в общенациональных интересах, с целью обеспечения определенного уровня государственных услуг на всей территории страны, и способствует укреплению единства государства. Обязательным условием при этом должно быть соблюдение принципов региональной справедливости, "прозрачности" и простоты в понимании функционирования бюджетных механизмов. Независимо от региона граждане платят налоги по одинаковым ставкам, следовательно, они вправе ожидать от государства предоставление одинакового уровня услуг.

2. Дальнейшее совершенствование  системы трансфертов должно быть  направлено на совершенствование  расчетов расходных потребностей, формирование более сложного выравнивающего механизма в Казахстане требует разработки стандартных нормативов бюджетных потребностей местных бюджетов и коэффициентов нуждаемости, учитывающих региональную специфику.

3. При осуществлении выравнивания  в Казахстане необходимо учитывать  уровень экономической активности  регионов (вклад областей в производство  валового внутреннего продукта). Это позволит сохранить относительную справедливость в распределении доходов и поддерживать необходимые стимулы к их повышению за счет собственных усилий.

Возможность заимствования местными органами управления будет целесообразна только после принятия ряда мер, направленных на укрепление доходов местных бюджетов.

В настоящее время в Казахстане местные органы управления имеют ограниченное влияние на доходы бюджета, а значит, не в состоянии гарантировать своевременные выплаты по займам.

Предоставление местным бюджетам реальных возможностей по формированию доходной части путем введения местных надбавок, возможность варьировать ставки своих налогов и, следовательно, общий размер своих доходов будут способствовать самостоятельности местных бюджетов, и только после этого уместно внедрение таких финансовых инструментов, как муниципальные облигации.

В заключение нельзя сказать о том, что при любых, даже самых совершенных формах и методах межбюджетных отношений они не могут решить проблему достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы, хотя в свою очередь оказывают на нее соответствующее воздействие.

Бюджетная децентрализация, проведенная по четко разработанному плану и в координации со всеми заинтересованными сторонами, будет способствовать макроэкономической стабильности и экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной дипломной работе рассматривалось следующее:

- в первой главе механизм  функционирования бюджетной системы, который включает экономическое  содержание и структуру бюджетной системы РК, также в первой главе рассматривается бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах;

- во второй главе рассмотрены  республиканский бюджет как главное  звено бюджетной системы и  местные бюджеты и их роль  в социально-экономическом развитии регионе, которые в совокупности составляют бюджетную систему страны. Также, дан анализ исполнения республиканского бюджета за 1998-2000 г.г., проанализировано исполнение бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг. указаны основные причины и сделаны соответствующие выводы;

- третья глава посвящена проблемам  функционирования бюджетной системы. Здесь освещается такие проблемы  касающиеся формирования и исполнения  бюджета РК, проблемы в межбюджетных отношениях, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений. А также,  рассмотрены перспективы развития бюджетной системы и предложены меры по ее совершенствованию.  

По данной дипломной работе следует отметить, что основой для формирования бюджета республики является ежегодное послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Это новое положение, предусмотренное впервые в новом Законе «О бюджетной системе», позволяет осуществить процесс формирования бюджета более целостным по принципу от общего к частному. При таком способе составления бюджета обеспечиваются, во-первых, определенное единство натурально-стоимостных показателей, во-вторых, варианты бюджета будут в действительности сценарными, в-третьих, бюджет станет основным финансовым планом всего комплекса финансово- бюджетного планирования, включающим финансовый баланс государства и бюджета.

В настоящее время в республике происходят существенные изменения в составлении и исполнении бюджета. Это обусловлено тем, что основные макроэкономические показатели, параметры развития экономики не утверждаются и постоянно меняются, а финансовое положение хозяйствующих субъектов нестабильное, и, следовательно, очень трудно прогнозировать реальные финансовые накопления в республике.

Мировой финансово-экономический кризис обнажил диспропорции, накопленные в системе государственного бюджета. Показав, что средства от приватизации являются лишь временным бюджетным ресурсом, он вскрыл масштабы угрозы, которая влечет за собой бюджетный дефицит. Страна вынуждена идти на очень дорогие и короткие заимствования продажу своих стратегических активов, проедание своего будущего и диспропорции в финансовой системе.

Расходная часть бюджета обременена выплатами по государственному внутреннему и внешнему долгам, расходами на пенсионные выплаты. Такие диспропорции не позволяют полнокровно финансировать реализацию других важнейших государственных функций.

Система межбюджетных отношений в РК находится на стадии становления и развития, ведется поиск ее оптимального механизма. Главным недостатком сложившихся межбюджетных отношений является большая сфера бюджетного регулирования, которая не удовлетворяет местные бюджеты.

Сформированная система субвенций и изъятий носит во многом субъективный характер, не позволяет задействовать интересы регионов в экономическом развитии и мобилизации дополнительных ресурсов, лишает их возможности перспективного планирования своей деятельности, порождает иждивенческие настроения.           

Опыт последних лет отчетливо показывает, что быстротечное и неколлегиальное формирование как республиканского, так и местных бюджетов обрекает их на нереальность исполнения, ведет к нежелательным коллизиям внутри правительства, между правительством и местными исполнительными органами, открывает простор субъективизму.

Необходимо начинать процесс бюджетного планирования как можно раньше, четко оговаривая процедуры: кто, когда и какие принимает решения, как должны проходить процедуры согласования и разрешения противоречий.

Для этого с самого начала в процесс формирования бюджета должны быть вовлечены центральные и местные исполнительные органы, комитеты парламента, что на момент согласования и утверждения бюджета позволит снять многие вопросы.

Для этих целей необходимо разработать соответствующую методическую и нормативную базу, которая должна совершенствоваться и развиваться по мере накопления опыта, и именно решению этих задач правительство и парламент должны уделить особое внимание в ближайшее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Закон «О бюджетной системе»  от 01.04.1999 г.

2. Закон «О республиканском бюджете на 2001 г.» от 22.12.2000 г.

3. Закон «О местных представительных  и исполнительных от 10.12.1993г.                                         

4. Ильясов К., Саткалиева В. «Государственный  бюджет» Алматы, Республиканский  издательский кабинет 1994 г.

5. Махмутова М. Совершенствование  механизма межбюджетных отношений  в РК. Алматы, 2001 г.

6. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы- Алматы. Изд 2-е, переработанное и  дополненное, Каржы-Каражат1997 г. еФр-172-.

7. Финансы. Учебник для вузов (Под ред проф. Л.А. Дробозиной -М: Финансы, ЮНИТИ, 1999 г.

8. Финансы. Под ред. М. Родиновой - М: Финансы и статистика) 1995 г.

9. Зейнельгабдин А.Б. «Финансовая  система: Экономическое содержание  и механизм использования» Алматы: Каржы- каражат, 1995 г. стр 160.

10. Статистический бюллетень №6 (30), июнь 2001 г.

 

11. Джумабаева М. Жесткий контроль-II Дел неделя- 2001- 6 июня.

12. Джумабаева М. «Кочующие ошибки  бюджета II» Дел неделя- II 2000 г. 25 августа 

13. Егоров В. "Бюджетная система. Задачи и перспективы II  Юридическая газета №5 2000 г.

14. Ережепов С. "Бюджет реального  развития II" Фин каз. 2001 г. №1

15.Павлов А. "Бюджет государства- основа реализации стратегических  приоритетов Казахстана 1Г' Фин каз 1998 г. №1

16. Зейнельгабдин А. "Реформирование бюджетной системы II" Фин каз №99 №5

17.Еремин А. "Бюджет: прекратится  ли растащиловка: [коррупция] II мысль, 2000 г. №5

18. Кучулова Н. "Реформирование  межбюджетных отношении в РК. Фин каз, 1999 г. №4

19. Саткалиева В. "Экономика несет  значиетльные потери от незаконного использования бюджетных средств II. Фин каз 2000 г. №1-2

20. Сутулов Ф. "Экономить в  большом и малом" Каржы- каражат, 1998 г. №11

21. Таджияков Б. Мы в ответе  за пополнение в государственном  бюджете Фин каз 1999 г. №2

22. Туякбай Ж. "Время приоритетных законов " Финансы Казахстана 2001 г. №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура бюджетной системы Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Исполнение республиканского бюджета (млн. тенге)

 

1998

1999

2000

I. Поступления

266 586

250352

381 863

Доходы

259 560

207 765

317748

Налоговые поступления, в т.ч.

184669

156567

265 746

Подоходный налог с юр. лиц

17588

27380

81 764

Подоходный налог с физ. лиц

4778

797

1 198

Социальный налог

-

2425 ,

20218

Внебюджетные фонды

66619

-

-

НДС

69558

80801

103 357

Акцизы

7013

15079

15 186

Неналоговые поступления, в т.ч.

5808

16147

28710

Доходы от операций с капиталом

69083

35051

23292

Поступления от приватизации объектов республиканской собственности

66334

34 113

21056

Полученные офиц. Трансферты (гранты)

5456

39704

57205

Погашение основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам

1 569

2883

6909

II. Расходы и кредитование

337 784

328 573

396 609

Расходы

307 450

304 192

372613

1. Гос.услуги общего характера

32811

19 977 У

24728

2. Оборона

19 152

14282

16260

3. Общ. Порядок и безопасность

20855

24886

36472

4. Образование

15502

13 166

13572

5. Здравоохранение

17835

8573

7598

6. Соц. Обеспечение и соц. Помощь

121 320

140 759

151 033

7.ЖКХ

-

-

-

8. Культура, спорт, туризм и информ. пространство

6556

3269

4647

9. ТЭК и недропользование

 

 

 

10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство  и охрана окр. среды

5247

5723

8865

11. Промышленность и строительство

1 316

2568

6644

12. Транспорт и связь

6232

3739

15667

13. Прочие

6545

18044

10019

14. Обслуживание долга

13766

19364

35 139

15. Официальные трансферты

40313

29842

41 969

Кредитование

30334

24382

23996

III. Дефицит (профицит) бюджета

-71 198

-78 221

-14746

IV. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета

71 198

78221

14746


 

Приложение 3

Исполнение республиканского бюджета (в процентах к итогу).

 

1998

1999

2000

I. Поступления

100,0

100,0

100,0

Доходы

97,4

83,0

83,2

Налоговые поступления, в т.ч.

71,1

75,3

83,6

Подоходный налог с юр. Лиц

9,5

17,5

30,7

Подоходный налог с физ. лиц

2,6

0,5

0,4

Социальный налог

-

-

7,6

НДС

37,7

51,6

38,9

Акцизы

3,8

9,6

5,7

Неналоговые поступления, в т.ч.

2,2

7,8

9,0

Доходы от операций с капиталом

26,6

16,9

7,3

Полученные офиц. трансферты (гранты)

2,1

19,1

18,0

II. Расходы и кредитование

100,0

100,0

100,0

Расходы

91,0

92,6

93,9

1. Гос.услуги общего характера

10,7

6,6

6,6

2. Оборона

6,2

4,7

4,4

3. Общ. порядок и безопасность

6,8

8.2

9,8

4. Образование

5,0

4,3

3,6

5. Здравоохранение

5,8

2,8

2,0

6. Соц. обеспечение и соц. помощь

39,5

46,3

40,5

7.ЖКХ

-

-

-

8. Культура, спорт, туризм и информ. пространство

2,1

1,1

1,2

9. ТЭК и недропользование

 

 

 

10. Сельское, водное,лесное, рыбное хозяйство  и

охрана окр. среды

1,7

 

1,9

 

2,4

 

11. Промышленность и строительство

0,4

0,8

1,8

12. Транспорт и связь

2,0

1,2

4,2

13. Прочие

2,1

5,9

2,7

14. Обслуживание долга

4,5

6,4

9,5

15. Официальные трансферты

13,1

9,8

11,3

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы