Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.
Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.
Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходят на совместном заседании Палат после их последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Обсуждение включает доклады: уполномоченного Правительством лица по индикативному плану социально-экономического развития Республики Казахстан, Министра финансов, Председателя национального банка Республики Казахстан, а также лиц, уполномоченных Палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года.
В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Президент Республики Казахстан вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив в соответствии с законодательными актами.
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Казахстан.
Государственные удержания в соответствии с бюджетными назначениями производят расходы на основании разрешения, выдаваемого Казначейством Министерства финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае не целевого использования выделенных средств.
Все государственные учреждения:
не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;
обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Казахстан и Счетному Комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.
Правительство Республики Казахстан имеет право в ходе исполнения бюджетов вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.
Не допускается содержание из республиканского бюджета государственных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов.
Поступления в республиканский бюджет включает:
• доходы республиканского бюджета (кроме сумм, зачисляемых в финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон), которые состоят из:
- поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей:
подоходный налог с юридических лиц - 50%;
налог на добавленную стоимость;
акцизы на:
все виды спирта - 50%;
водку - 50%;
ликероводочные изделия - 50%;
вина- 50%;
коньяки - 50%;
шампанские вина - 50%;
пиво - 50%;
крепленные напитки, крепленные соки и бальзамы - 50%;
виноматериалы - 50%;
осетровых и лососевых рыб, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры;
табачные изделия;
прочие изделия, содержащие табак;
изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы;
импортируемые товары;
ювелирные изделия из золота, платины или серебра;
бензин (за исключением авиационного);
дизельное топливо;
огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);
электроэнергию;
сырую нефть, включаю газовый конденсат;
налог на сверхприбыль;
импортные таможенные пошлины;
пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;
роялти;
доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в республиканский бюджет;
сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;
сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты;
бонусы;
поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан;
плата за пользование животным миром;
плата за использование судоходных водных путей;
- неналоговых поступлений:
доля прибыли республиканских государственных предприятий;
поступление от дохода Национального Банка Республики Казахстан;
вознаграждение (интересы), полученные по депозитам Правительства
Республики Казахстан;
поступления от продажи имущества, принадлежащего государственным
учреждениям, подведомственным центральным исполнительным органам;
поступление дивидендов на пакеты акций, являющихся республиканской
собственностью;
поступление доходов от национальной лотереи;
плата за предоставление в пользование информации о недрах;
вознаграждения (интересы), полученные за предоставление кредитов из республиканского бюджета;
поступления от реализации услуг, предоставляемых государственными учреждениями, подведомственных центральным исполнительным органам;
поступления от аренды имущества республиканской собственности;
поступление денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственных центральным исполнительным органам в соответствие законом;
платежи за загрязнение окружающей среды, в размере 50%;
поступление от консульских сборов;
поступление сумм санкций, применяемых к банкам второго уровня;
административные штрафы и санкций, взимаемыми государственными учреждениями, подведомственных центральным исполнительным органам, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан;
отчисления от общей суммы доходов финансовых фондов (бюджетов) специальных экономических зон;
- доходов от операций с
поступления от приватизации республиканской собственности;
поступление от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов и реализации зерна из государственных запасов;
поступления от продажи земли и права постоянного землепользования;
• полученные официальные трансферты (гранты):
от юридических и физических лиц или иностранных государств;
бюджетных изъятий;
• погашение основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета.
Средства республиканского бюджета расходуются на финансирование:
деятельности Президента, Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета, Счетного комитета, Центральной избирательной комиссии, исполнительных и других органов, выполняющих общие функции государственного управления;
судебной системы;
внешнеполитической деятельности;
финансовой и налоговой деятельности;
фундаментальной и прикладной научной деятельности;
обороны и безопасности;
организации работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне;
правоохранительной деятельности на республиканском уровне;
деятельности в сфере юстиции;
высшего образования;
специальных программ в области образования на республиканском уровне;
специальных программ в области здравоохранения на республиканском уровне;
специализированных больниц центральных исполнительных органов;
специализированной медицинской помощи в республиканских клиниках и научно - исследовательских институтах;
пенсионных выплат государственных социальных пособий, специальных государственных пособий, установленных законодательными актами;
деятельности в сфере культуры, спорта и информации на республиканском уровне;
деятельности в сфере миграции;
приоритетных программ сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства;
землеустройства;
мероприятия по охране окружающей природной среды, проводимых на республиканском уровне;
специальных программ в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне;
недропользования;
гидрометеорологического мониторинга;
расходов по обслуживанию правительственного долга;
выполнение обязательств по правительственным гарантиям;
официальных трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты.[2]
Также из республиканского бюджета финансируется расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ.
Расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ устанавливаются исходя из лимита штатной численности, утвержденными актами Президента и Правительства Республики Казахстан и нормативов текущих расходов на одного работника по группам государственных органов, утвержденных актами Правительства Республики Казахстан.
Средства республиканского бюджета, связанные с внешнеэкономической деятельностью и установленные в соответствии с запланированным изменением объемного курса национальной валюты, расходуются по официальному объемному курсу национальной валюты на момент их выделения.
Таблица 5
Удельный вес доходов и расходов местном бюджете в структуре республиканского бюджета за 1998-2000 гг. (по исполнению).
Годы |
1998 |
1999 |
2000 | |||
Показатели |
Сумма исполнения, млн. т. |
Удельный вес в общей структуре бюджета, % |
Сумма исполнения, млн. т |
Удельный вес в общей структуре бюджета, % |
Сумма исполнения, млн. т. |
Удельный вес в общей структуре бюджета, % |
Поступления: - |
||||||
бюджет РК |
266586 |
100 |
250352 |
100 |
381863 |
100 |
местный бюджет (по контингенту) |
4265 |
1,6 |
4460 |
1,8 |
9006 |
2,4 |
Расходы: - |
||||||
бюджет РК |
337784 |
100 |
328573 |
100 |
396609 |
100 |
местный бюджет |
2765 |
0,82 |
2842 |
0,86 |
6474 |
1,63 |
Проведем анализ исполнения республиканского бюджета Республики Казахстан за три года, 1998-2000 гг. на основании данных сумм фактического исполнения (см. Приложение 2.3.).
Исполнение республиканского бюджета за 1998 год.
В 1998 году исполнение республиканского бюджета обеспечивалось в рамках мер по выполнению Программы действий правительства РК на 1998-2000 гг. Усовершенствована нормативно-правовая база по регламентации границ бюджетной сферы и рационализации государственных расходов. В частности, внедрены механизмы проведения государственных закупок на конкурсной основе, подготовлена база для перехода на программный метод формирования расходной части бюджета.
Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы