Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.
Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.
На отчетную дату в городе Семипалатинске по данным Налогового комитета на учете состоят 33 предприятия, являющиеся плательщиками акцизного налога, из которых в настоящее время занимаются производством и реализацией подакцизной продукции только 19. Наиболее крупными плательщиками являются ЗАО «Семей Су», ОАО «Водочный завод».
По бюджету в целом налоги на собственность выполнены на 99,5%, из них налог на имущество на 99,5%. По налогу на имущество наблюдается тенденция ежегодного снижения поступления налога. На невыполнение данного доходного источника повлиял износ основных производственных фондов, в связи с чем, систематически наблюдается уменьшение остаточной стоимости фондов. Кроме того, значительное влияние оказало то, что, статьей 20 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» дано право налогоплательщику самостоятельно производить переоценку фондов.
Земельный налог выполнен на 98,8%, невыполнение данного вида налога связано с тем, что многие земельные площади не используются, а также не производится инвентаризация земель.
Налог на транспортные средства выполнен на 100,2%. Перевыполнение связано с увеличением ставок и приобретением новых транспортных средств физическими лицами.
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности выполнены на 96,2%, из них в основном не выполнен план по сбору за право реализации товаров на рынках. В сравнении с прошлым годом сбор снизился на 4112 т.т.
На снижение сбора оказал влияние факт уменьшения количества рынков, а также внесение изменений в порядок уплаты сбора.
План-прогноз по неналоговым поступлениям выполнен на 101,9%.
Недоимка по состоянию на 1 января составила 1107080 т.т., их них по подоходному налогу с юридических лиц 252557 т.т., по социальному налогу 134114 т.т., по акцизу 557909 т.т.
Проводится определенная работа по погашению кредита. По состоянию на 01.01.2001 г. числится задолженность по четырем хозяйствующим субъектам на сумму 86896 т.т.
На основаниях рассчитанных и проанализированных данных построим график динамики доходов бюджета г. Семипалатинска за три года.
Далее проведем вертикальный анализ структуры доходной части местного бюджета.
Таблица 3.
Структура доходной части бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг. (по исполнению)
Годы |
1998 |
1999 |
2000 | |||
Показатели |
Сумма исполнения, тт |
Удельный вес доходов в общей сумме поступления, % |
Сумма исполнения, тт |
Удельный вес доходов в общей сумме поступления, % |
Сумма исполнения, тт |
Удельный вес доходов в общей сумме поступления, % |
Поступления всего – контингент |
4578491 |
100 |
4460761 |
100 |
9006866 |
100 |
- отчисления |
2747095 |
100 |
2835361 |
100 |
6474127 |
100 |
1. Доходы: |
2573836 |
93,6 |
2104672 |
74,3 |
2894712 |
44,7 |
- налоговые поступления |
2418045 |
88 |
2052148 |
72,3 |
2667938 |
41,2 |
- неналоговые поступления |
155791 |
5,6 |
41051 |
1,9 |
202257 |
3,1 |
- доходы от операции с капиталом |
736 |
0,03 |
11473 |
0,4 |
21122 |
0,4 |
2. Полученные официальные |
173259 |
6,4 |
730689 |
25,7 |
3583362 |
55,3 |
Наибольший удельный вес в поступлениях доходной части местного бюджета составляет налоговые поступления. Однако в 2000 году можно заметить, что удельный вес официальных трансфертов составил более половины, 50 %, поступления в бюджет и при этом увеличилась сумма бюджетных изъятий в доход вышестоящих бюджетов. Наименьшую сумму поступлений составляют доходов операций с капиталом.
Более подробно разберем исполнение расходной части бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг и проведем сравнительный анализ.
Таблица 4.
Анализ исполнения расходной части бюджета г. Семипалатинска за 1998-2000 гг.
Годы |
1998 |
1999 |
2000 | ||||||
Наименование расходов |
Прогнозная сумма, тыс. тенге |
Фактическая сумма, тыс. тенге |
Процент исполнения, % |
Прогнозная сумма, тыс. тенге |
Фактическая сумма, тыс. тенге |
Процент исполнения, % |
Прогнозная сумма, тыс. тенге |
Фактическая сумма, тыс. тенге |
Процент исполнения, % |
Расходов всего: |
3152520 |
2765477 |
87,7 |
3397548 |
2842020 |
83,6 |
6476317 |
6474127 |
100 |
1. Государственные услуги общего характера |
133108 |
122315 |
92 |
94852 |
93133 |
98,2 |
84195 |
84116 |
99,9 |
2. Оборона |
10989 |
8245 |
75 |
2460 |
1993 |
81 |
9039 |
8999 |
99,6 |
3. Общественный порядок и безопасность |
145348 |
137493 |
95 |
113096 |
110380 |
97,6 |
154856 |
154850 |
99,9 |
4. Образование |
1015419 |
972270 |
96,3 |
906183 |
861777 |
95,1 |
966522 |
965341 |
99,9 |
5. Здравоохранение |
245364 |
221968 |
90,5 |
955992 |
674334 |
69,8 |
911412 |
911410 |
100 |
6. Социальное обеспечение и социа |
667407 |
566945 |
80,3 |
423130 |
296592 |
70,1 |
407677 |
407604 |
100 |
7. ЖКХ |
197565,2 |
166745 |
84,4 |
125683 |
62956 |
50,1 |
220149 |
219372 |
99,6 |
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
88281 |
85019 |
96,3 |
96834 |
90026 |
93 |
126649 |
126648 |
99,9 |
9. Сельское хозяйство, водное, лесное, рыбное хозяйства и охрана окружающей среды |
4600 |
4480 |
97,4 |
4505 |
4399 |
97,6 |
3975 |
3974 |
100 |
10.Траспорт и связь |
686764,8 |
444149 |
64,7 |
653782 |
635925 |
97,3 |
3540330 |
3540329 |
99,9 |
11.Прочие |
3000 |
3000 |
100 |
8531 |
8155 |
95.5 |
47113 |
47113 |
100 |
12.Кредитование |
3752 |
5848 |
155,9 |
2000 |
1850 |
95 |
4400 |
4400 |
100 |
Исполнение расходной части бюджета за 1998 год.
Уточненные расходы на содержание аппарата органов управления города составили 133108 т.т., в том числе фонд оплаты труда 51405 т.т.; исполнены расходы на 122315 т.т., или 92% к уточненным расходам.
Уточненный план расходов по содержанию городского военного комиссариата, на приписку и призывы составил 10989 т.т., исполнение расходов составило 8245 т.т. или 75% к уточненному плану.
Уточненный план по правоохранительным органам составил 145348 т.т., выполнение составило 137493 т.т., или 95% к уточненному плану.
Расходы' по учреждениям образования были предусмотрены в сумме 1009856 т.т., уточненный план составил 1015419 т.т., исполнение составило 972870 т.т., или 95,7% к уточненному плану.
По социальной защите населения план за 1998 год исполнен в сумме 566945 т.т. или на 85,0% от уточненного плана 667407 т.т.
За отчетный год из бюджета направлено на жилищно-коммунальное хозяйство города 166745 т.т., что составляет 84,4% к уточненному плану (приложение 4, 7).
Исполнение расходной части бюджета за 1998 год.
Уточненные расходы на содержание органов управления 1999 года с/оставили 107688,0 т.т., исполнены расходы за год на 106412,0 т.т. или 98,8%. Уточненный план расходов по городскому военному комиссариату на приписку и призывы составил 3217,0 т.т., исполнение расходов составило 3020,0 т.т. или 94%.
Уточненный план по правоохранительным органам составил 115275,0 т.т., выполнение составило 112559,0 т.т. или 97,6% к уточненному плану. Расходы по учреждениям образования были предусмотрены в сумме 969451,0 т.т., фактическое исполнение составило 922675 т.т., или 95,2%.
Исполнение бюджета по учреждениям здравоохранения (при уточненном плане 987656,0 т.т.) составило 694548,0 т.т. или 70%. , По социальной защите населения план исполнен в сумме 144334,0 т.т. или 74% от уточненного плана 194923 т.т.
За отчетный год из бюджета направлено на ЖКХ города 62956,0 т.т., что составляет 50,1% к уточненному плану в сумме 125683,0 т.т. (Приложение 5, 7).
Исполнение расходной части бюджета за 2000 год.
С учетом изменения расходы на содержание органов управления города с численностью 389 единиц на 2000 год составляют 117170,0 т.т. и, расходы исполнены на 117070,0 т.т., или на 99,9%.
По городскому военному комиссариату уточненный план 2000 года составил 7500,0 т.т., или 100%.
Уточненный план по правоохранительным органам составил 148907,0 т.т., исполнено на 100%.
Всего на содержание учреждений образования предусмотрены расходы в сумме 1046193 т.т., фактическое исполнение составило 1045011т.т., или 99,9%.
Исполнение бюджета по учреждениям здравоохранения (при уточненном плане 908052 т.т.) составило 908050 т.т. или 100%.
План на 2000 год по программе 42 «Государственная адресная социальная помощь» исполнен в сумме 71082 т.т., или на 100% к утвержденному плану.
По состоянию на 01.01.2001 года задолженности по социальным программам нет.
Исполнение бюджета по ЖКХ города составили 293124 т.т., что составляет 293845 т.т.
На 1 января и на 31 декабря 2000 года на городском бюджете содержались 21 учреждений культуры. По домам культуры расходы были предусмотрены в сумме 16448,0 т.т., исполнение составило 100%. (Приложение 6, 7).
На основании рассчитанных и проанализированных данных построен график динамики исполнения расходной части бюджета г. Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Республиканский бюджет является важным звеном бюджетной системы, на который возлагается решение стратегических задач государства. Государство через республиканский бюджет обеспечивает необходимыми средствами финансирования мероприятий в области экономического, социального и культурного развития имеющих общереспубликанское значение.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городами республиканского значения в виде субвенции и кредитов с целью обеспечения их социально-экономического развития при недостаточности собственных ресурсов.
Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета и предназначенный для финансирования республиканских бюджетных программ, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на его Конституций и законодательными актами Республики Казахстан. [2]
Для разработки проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год Президент Республики Казахстан образует бюджетную компанию, которая на основе параметров индикативного плана социально экономического развития Республики Казахстан формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан следующие бюджетные показатели:
- объемы поступлений в
- лимиты расходов и
- размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
- лимит заимствования местных
исполнительных органов в
Администраторы республиканских бюджетных программ в пределах лимитов вносят в Министерство финансов свои бюджетные программы по форме, утвержденной Министерством финансов.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основании согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.
Министерство финансов Республики Казахстан в соответствии с бюджетными показателями, утвержденными Правительством Республики Казахстан, разрабатывает и представляет проект Закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в Правительство Республики Казахстан.
Закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашение основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;
размер резервов Правительства Республики Казахстан;
лимит кредитования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год;
суммы погашения и обслуживания займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан;
лимит правительственного долга;
совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год;
совокупный лимит долга местных исполнительных органов на конец соответствующего финансового года;
лимит предоставления правительственных гарантий Республики Казахстан на соответствующий финансовый год;
перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;
особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов. [3]
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляется Правительством Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы