Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

На отчетную дату в городе Семипалатинске по данным Налогового комитета на учете состоят 33 предприятия, являющиеся плательщиками акцизного налога, из которых в настоящее время занимаются производством и реализацией подакцизной продукции только 19. Наиболее крупными плательщиками являются ЗАО «Семей Су», ОАО «Водочный завод».

По бюджету в целом налоги на собственность выполнены на 99,5%, из них налог на имущество на 99,5%. По налогу на имущество наблюдается тенденция ежегодного снижения поступления налога. На невыполнение данного доходного источника повлиял износ основных производственных фондов, в связи с чем, систематически наблюдается уменьшение остаточной стоимости фондов. Кроме того, значительное влияние оказало то, что, статьей 20 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» дано право налогоплательщику самостоятельно производить переоценку фондов.

Земельный налог выполнен на 98,8%, невыполнение данного вида налога связано с тем, что многие земельные площади не используются, а также не производится инвентаризация земель.

Налог на транспортные средства выполнен на 100,2%. Перевыполнение связано с увеличением ставок и приобретением новых транспортных средств физическими лицами.

Сборы  за  ведение  предпринимательской  и  профессиональной деятельности выполнены на 96,2%, из них в основном не выполнен план по сбору за право реализации товаров на рынках. В сравнении с прошлым годом сбор снизился на 4112 т.т.

На снижение сбора оказал влияние факт уменьшения количества рынков, а также внесение изменений в порядок уплаты сбора.

План-прогноз по неналоговым поступлениям выполнен на 101,9%.

Недоимка по состоянию на 1 января составила 1107080 т.т., их них по подоходному налогу с юридических лиц 252557 т.т., по социальному налогу 134114 т.т., по акцизу 557909 т.т.

Проводится определенная работа по погашению кредита. По состоянию на 01.01.2001 г. числится задолженность по четырем хозяйствующим субъектам на сумму 86896 т.т.

На основаниях рассчитанных и проанализированных данных построим график динамики доходов бюджета г. Семипалатинска за три года.

Далее проведем вертикальный анализ структуры доходной части местного бюджета.

 

 

Таблица 3.

Структура доходной части бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг. (по исполнению)

 

Годы

1998

1999

2000

Показатели

Сумма исполнения, тт

Удельный вес доходов в общей сумме поступления, %

Сумма исполнения, тт

Удельный вес доходов в общей сумме поступления, %

Сумма исполнения, тт

Удельный вес доходов в общей сумме поступления, %

Поступления всего – контингент

4578491

100

4460761

100

9006866

100

- отчисления

2747095

100

2835361

100

6474127

100

1. Доходы:

2573836

93,6

2104672

74,3

2894712

44,7

- налоговые поступления

2418045

88

2052148

72,3

2667938

41,2

- неналоговые поступления

155791

5,6

41051

1,9

202257

3,1

- доходы от операции с капиталом

736

0,03

11473

0,4

21122

0,4

2. Полученные официальные трансферты

173259

6,4

730689

25,7

3583362

55,3


 

Наибольший удельный вес в поступлениях доходной части местного бюджета составляет налоговые поступления. Однако в 2000 году можно заметить, что удельный вес официальных трансфертов составил более половины, 50 %, поступления в бюджет и при этом увеличилась сумма бюджетных изъятий в доход вышестоящих бюджетов. Наименьшую сумму поступлений составляют доходов операций с капиталом. 

Более подробно разберем исполнение расходной части бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг и проведем сравнительный анализ.

Таблица 4.

Анализ исполнения расходной части бюджета г. Семипалатинска за 1998-2000 гг.

 

Годы 

1998

1999

2000

Наименование расходов

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Расходов всего:

3152520

2765477

87,7

3397548

2842020

83,6

6476317

6474127

100

1. Государственные услуги общего  характера

133108

122315

92

94852

93133

98,2

84195

84116

99,9

2. Оборона

10989

8245

75

2460

1993

81

9039

8999

99,6

3. Общественный порядок и безопасность

145348

137493

95

113096

110380

97,6

154856

154850

99,9

4. Образование 

1015419

972270

96,3

906183

861777

95,1

966522

965341

99,9

5. Здравоохранение 

245364

221968

90,5

955992

674334

69,8

911412

911410

100

6. Социальное обеспечение и социальная помощь

667407

566945

80,3

423130

296592

70,1

407677

407604

100

7. ЖКХ

197565,2

166745

84,4

125683

62956

50,1

220149

219372

99,6

8. Культура, спорт, туризм и информационное  пространство

88281

85019

96,3

96834

90026

93

126649

126648

99,9

9. Сельское хозяйство, водное, лесное, рыбное хозяйства и охрана окружающей среды

4600

4480

97,4

4505

4399

97,6

3975

3974

100

10.Траспорт и связь

686764,8

444149

64,7

653782

635925

97,3

3540330

3540329

99,9

11.Прочие

3000

3000

100

8531

8155

95.5

47113

47113

100

12.Кредитование

3752

5848

155,9

2000

1850

95

4400

4400

100


 

Исполнение расходной части бюджета за 1998 год.

Уточненные расходы на содержание аппарата органов управления города составили 133108 т.т., в том числе фонд оплаты труда 51405 т.т.; исполнены расходы на 122315 т.т., или 92% к уточненным расходам.

Уточненный план расходов по содержанию городского военного комиссариата, на приписку и призывы составил 10989 т.т., исполнение расходов составило 8245 т.т. или 75% к уточненному плану.

Уточненный план по правоохранительным органам составил 145348 т.т., выполнение составило 137493 т.т., или 95% к уточненному плану.

Расходы' по учреждениям образования были предусмотрены в сумме 1009856 т.т., уточненный план составил 1015419 т.т., исполнение составило 972870 т.т., или 95,7% к уточненному плану.

По социальной защите населения план за 1998 год исполнен в сумме 566945 т.т. или на 85,0% от уточненного плана 667407 т.т.

За отчетный год из бюджета направлено на жилищно-коммунальное хозяйство города 166745 т.т., что составляет 84,4% к уточненному плану (приложение 4, 7).

Исполнение расходной части бюджета за 1998 год.

Уточненные расходы на содержание органов управления 1999 года с/оставили 107688,0 т.т., исполнены расходы за год на 106412,0 т.т. или 98,8%. Уточненный план расходов по городскому военному комиссариату на приписку и призывы составил 3217,0 т.т., исполнение расходов составило 3020,0 т.т. или 94%.

Уточненный план по правоохранительным органам составил 115275,0 т.т., выполнение составило 112559,0 т.т. или 97,6% к уточненному плану. Расходы по учреждениям образования были предусмотрены в сумме 969451,0 т.т., фактическое исполнение составило 922675 т.т., или 95,2%.

Исполнение бюджета по учреждениям здравоохранения (при уточненном плане 987656,0 т.т.) составило 694548,0 т.т. или 70%. ,        По социальной защите населения план исполнен в сумме 144334,0 т.т. или 74% от уточненного плана 194923 т.т.

За отчетный год из бюджета направлено на ЖКХ города 62956,0 т.т., что составляет 50,1% к уточненному плану в сумме 125683,0 т.т. (Приложение 5, 7).

Исполнение расходной части бюджета за 2000 год.

С учетом изменения расходы на содержание органов управления города с численностью 389 единиц на 2000 год составляют 117170,0 т.т. и, расходы исполнены на 117070,0 т.т., или на 99,9%.

По городскому военному комиссариату уточненный план 2000 года составил 7500,0 т.т., или 100%.

Уточненный план по правоохранительным органам составил 148907,0 т.т., исполнено на 100%.

Всего на содержание учреждений образования предусмотрены расходы в сумме 1046193 т.т., фактическое исполнение составило 1045011т.т., или 99,9%.

Исполнение бюджета по учреждениям здравоохранения (при уточненном плане 908052 т.т.) составило 908050 т.т. или 100%.

План на 2000 год по программе 42 «Государственная адресная социальная помощь» исполнен в сумме 71082 т.т., или на 100% к утвержденному плану.

По состоянию на 01.01.2001 года задолженности по социальным программам нет.

Исполнение бюджета по ЖКХ города составили 293124 т.т., что составляет 293845 т.т.

На 1 января и на 31 декабря 2000 года на городском бюджете содержались 21 учреждений культуры. По домам культуры расходы были предусмотрены в сумме 16448,0 т.т., исполнение составило 100%. (Приложение 6, 7).

На основании рассчитанных и проанализированных данных построен график динамики исполнения расходной части бюджета г. Семипалатинска за 1998-2000 гг.

 

2.3. Республиканский бюджет  как главное звено бюджетной  системы.

 

Республиканский бюджет является важным звеном бюджетной системы, на который возлагается решение стратегических задач государства. Государство через республиканский бюджет обеспечивает необходимыми средствами финансирования мероприятий в области экономического, социального и культурного развития имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городами республиканского значения в виде субвенции и кредитов с целью обеспечения их социально-экономического развития при недостаточности собственных ресурсов.

Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета и предназначенный для финансирования республиканских бюджетных программ, определяемых Правительством Республики Казахстан для осуществления   функций,   возложенных   на   его   Конституций   и законодательными актами Республики Казахстан. [2]

Для разработки проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год Президент Республики Казахстан образует бюджетную компанию, которая на основе параметров индикативного плана социально экономического развития Республики Казахстан формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан следующие бюджетные показатели:

- объемы поступлений в республиканский  бюджет, бюджеты областей и городов  Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджета) специальных экономических  зон;

- лимиты расходов и кредитования  республиканского бюджета по функциональным группам и администратором бюджетных программ;

- размер дефицита (профицита) республиканского  бюджета;

- лимит заимствования местных  исполнительных органов в разрезе  областей.

Администраторы республиканских бюджетных программ в пределах лимитов вносят в Министерство финансов свои бюджетные программы по форме, утвержденной Министерством финансов.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основании согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.

Министерство финансов Республики Казахстан в соответствии с бюджетными показателями, утвержденными Правительством Республики Казахстан, разрабатывает и представляет проект Закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в Правительство Республики Казахстан.

Закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год должен содержать:

объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашение основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;

минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;

размер резервов Правительства Республики Казахстан;

лимит   кредитования   местных   исполнительных   органов   на соответствующий финансовый год;

суммы погашения и обслуживания займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан;

лимит правительственного долга;

совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год;

совокупный лимит долга местных исполнительных органов на конец соответствующего финансового года;

лимит  предоставления  правительственных  гарантий Республики Казахстан на соответствующий финансовый год;

перечень  предельных расходов  по  функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;

перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;

особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов. [3]

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляется Правительством Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы