Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Суть
деятельности ЮНЕСКО – способствование
сближению и взаимному
Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: – Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.
В целях объединения усилий государств – членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: «Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям».
Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически все ситуации и коллизии, которые могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы», Всемирная декларация «Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки»; Европейская конвенция «Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты» 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция «Об эквивалентности университетских периодов обучения» 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция «Об академическом признании университетских квалификаций» (№ 32), Европейское соглашение «О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом» 1969 г., Конвенция «О защите архитектурного наследия Европы» 1985, 1992 гг., Конвенция «О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе»1997 г.
Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и другими субъектами установлены следующими документами:
- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993г.;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным Законом Российской Федерации „Об образовании“;
- другими
законодательными и
Гражданский
кодекс Российской Федерации, будучи главным
документом, определяющим основные условия
участия организаций в
Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации «Об образовании». Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.
Закон «Об образовании» важен следующими своими положениями:
- в практику
были введены определения
- был
установлен единый подход к
определению понятия
- установлены
пределы компетенции по
- определены
экономические отношения в
- Закон
в значительной мере уравнял
государственные и не
- государственные
и муниципальные
Привлечение
внебюджетных источников финансирования
в образовательную отрасль
Безусловно, важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:
- с одной
стороны, государство взяло на
себя определенные
- с другой
стороны - эти обязательства стабильно
не выполнялись, постоянно
Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
- статьей
50 Гражданского кодекса
- статьей
43 Закона Российской Федерации
«Об образовании»: «Образовательное
учреждение вправе с согласия
собственника использовать
Собственник
- это государство, поэтому было бы
логичнее часть дохода перечислять
в бюджет, что, говоря формально, сейчас
и делается, но, как всегда, «сплеча».
В соответствии со статьей 41 Бюджетного
кодекса доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Статьей 48 Закона «Об образовании»
от 13.01.1996г. образовательным учреждениям
предоставлено право
Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы [17232]:
а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»; от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.);
б) указы, содержащие отдельные
положения, касающиеся проблематики образования
(например, основы государственного управления
системой образования закреплены в
указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе
и структуре федеральных
Постановления Правительства
РФ, посвященные регулированию
Нормативные правовые акты
федеральных органов
1) нормативные правовые
акты Министерства образования
и науки РФ (до 9 марта 2004 года
– Министерство образования РФ)
(приказ Минобразования России
от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения
о порядке проведения практики
студентов образовательных
2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е.принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.).
Деятельность государственных
и муниципальных
- типовыми положениями
об образовательных
- разрабатываемыми на
их основе уставами этих
- иными нормативными
Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. [17;245].
Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.
Подводя итоги обзора правовых основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:
- условия функционирования
сферы образования определены
законодательно и,
- конкретные проблемы
в области экономики
Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования