Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Возможно, это связано
с улучшением качества жизни населения
и помощью государства
Демографический спад в нашем районе в возрастной группе от 7 до 10 лет за последние 5 лет составил примерно 15%, что серьезно отразилось на развитии начального общего образования .(таб.2.1.4.) Ежегодно уменьшается число первоклассников. Кроме того, постепенно снижается, в соответствии с единой общероссийской тенденцией, коэффициент охвата детей начальным общим образованием.
Таблица 2.1.4 - Численность учащихся начальных классов в школах Азнакаевского муниципального района РТ
класс/год |
2007 |
2008 |
2009 |
1 класс |
719 |
684 |
700 |
2 класс |
734 |
712 |
676 |
3 класс |
784 |
731 |
716 |
4 класс |
842 |
790 |
729 |
5 класс |
3079 |
2917 |
2821 |
Практически отсутствует очередность по устройству детей в ДОУ и имеется возможность 100% охвата детей дошкольным воспитанием.
Важной особенностью развития
системы образования в
В районе наблюдается устойчивая стабильность охвата детей татарской национальности воспитанием и обучением на родном (татарском) языке. За последние 3 года показатель охвата составляет 61 %.
В последние годы растет
число детей дошкольного
Рис. 2.1.3 - Динамика численности учащихся начальных классов
Несмотря на широкую сеть специализированных групп и дошкольных учреждений потребность в них остается высокой. 417 детей нуждаются, но не обеспечены специализированными ДОУ.
В состав Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района включает в себя 55 общеобразовательных учреждений, 54 дошкольных учреждения и 3 учреждения дополнительного образования. Качество и нормативы финансирования контролируются Управлением образования Азнакаевского муниципального района.
При изучении источников финансирования
общеобразовательных учреждений было
установлено что, не обеспечен установленный
законодательством размер оплаты труда
работников учреждений образования, превышающий
уровень средней заработной платы
в Российской Федерации; не реализуется
система льгот различным
2.2 Порядок финансирования
учреждений образования на
При финансировании учреждений
образования финансовые органы перечисляют
средства на счета государственного
органа управления образованием, который
является главным распорядителем средств.
Денежные средства при этом поступают
раздельно по "защищенным" и "незащищенным"
статьям расходов. Орган управления
образованием распределяет их между
учреждениями образования, определяет
в соответствии со статьями экономической
классификации направления
На муниципальном уровне чаще всего перечисления средств образовательным учреждениям не происходит, поскольку только небольшая доля общеобразовательных учреждений имеет все права юридических лиц, включая расчетные счета. Для таких учреждений средства перечисляются на счета Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая и осуществляет все расчеты за образовательные учреждения такого типа. Бюджетное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования, но недостаточным. Размеры финансирования образовательных учреждений зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) обучающихся, но и от нормативов финансирования образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 41
Федерального закона "Об образовании"
финансирование образовательных учреждений
осуществляется на основе государственных
(в том числе ведомственных) и
местных нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного
обучающегося, воспитанника по каждому
типу, виду и категории образовательного
учреждения. Государственный норматив
финансирования состоит из федерального
норматива финансирования и регионального
норматива финансирования и регионального
норматива финансирования - норматива
финансирования субъекта Российской Федерации.
Основополагающий норматив финансирования
- федеральный, так как он является
минимально допустимым. Ведомственные,
региональные и местные нормативы
должны дополнять размер федерального
норматива. Назначение этих нормативов
- вносить коррективы в нормативное
финансирование с учетом специфики
образовательного учреждения, его территориального
и климатического месторасположения,
и должны быть достаточными для покрытия
средних по данной территории текущих
расходов, связанных с образовательным
процессом и эксплуатацией
Основным источником финансирования
образовательных учреждений по-прежнему
остаются бюджетные ассигнования, рассчитанные
на основе установленного норматива
– минимальной стоимости
- расходы на оплату
труда и начисления на
- компенсационные выплаты
на книгоиздательскую
- частичное обеспечение
материальных затрат, непосредственно
связанных с образовательным
процессом (услуги связи,
При расчете норматива
не учитываются расходы, связанные
с приобретением оборудования, проведением
текущего и капитального ремонтов,
оплатой коммунальных услуг, проведением
общезначимых и оздоровительных
мероприятий. Источником финансирования
муниципальных образовательных
учреждений являются субвенции, выделяемые
из муниципального бюджета. Образовательные
учреждения могут привлекать дополнительные
средства за счет оказания платных
образовательных услуг, добровольных
пожертвований и целевых
Основанием для получения средств из государственного бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.
Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.
В процессе финансирования на муниципальном уровне участвуют следующие органы:
- законодатели муниципального уровня;
- финансовые отделы;
- отделы народного образования;
- казначейства, банки, отделения банков;
- муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
В РТ введен новый порядок финансирования: с 1 января 2008 года для общеобразовательных школ, с 1 июня для дошкольных учреждений.
Введение системы нормативного финансирования наглядно показывает проблемы формирования бюджета образовательных учреждений:
- дефицит утверждаемого бюджета;
- малое количество учащихся
в сравнении с проектной
- низкая наполняемость в классах.
По общеобразовательным
учреждениям нормативное
- руководители образовательных
учреждений будут являться
- финансовые операции будут проходить через лицевые счета учреждений;
- руководители образовательных
учреждений непосредственно
- повысится ответственность
руководителей образовательных
учреждений за качество
- привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования;
- определение приоритетных статей расходов, исходя из интересов учреждения.
На сессии районного Совета принята программа «Оптимизация сети образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района». В соответствии с этой программой муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района в 2008 учебном году провело ряд оптимизационных мероприятий:
- 1 основная школа в начальную (с. Балтачево);
- 2 средние школы в основные (с. Сапеево, с. Чекан);
З. Ликвидированы МОУ МУК и МДОУ с. Катимово.
4. Осуществлен перевод 2 школ в здании детских садов, 5 детских садов в здания школ.
Таблица 2.2.1 - Объем финансирования учреждений образования бюджета Азнакаевского муниципального
Наименование расходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год | ||
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес (%) |
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес (%) |
Сумма (тыс.руб.) | |
Расходы на зарплату |
247364 |
71 |
272521 |
71,4 |
354521,1 |
Приобретение услуг |
74889 |
21,5 |
73489 |
19,2 |
108055,1 |
Прочие расходы |
12905 |
3,7 |
17971 |
4,7 |
17207 |
Поступление нефинансовых активов |
13128,4 |
3,8 |
17415,6 |
4,7 |
21583,1 |
Итого: |
348286 |
100 |
381397 |
100 |
501366,3 |
Технология распределения денежных средств на экономические статьи показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательное. Из таб.2.2.1. мы видим, что из года в год финансирование связанное с расходами на оплату труда, приобретение инвентаря, оплату коммунальных услуг увеличивается.
Конечно, повлиял фактор повышения цен на оплату труда преподавателей и коммунальные услуги растут почти каждые пол года. Но еще это связано с преобразованием и изменением законодательства в области образования, введением новых проектов и программ.
Обеспеченность площадью
на 1-го занимающегося в
Рис. 2.2.1 - Структура расходов на содержание учреждений образования Азнакаевского муниципального района в 2009 году
Из рисунка понятно, что
в общем объеме расходов учреждений
образования преобладают
Таблица 2.2.2 - Анализ объема финансовой помощи бюджету Азнакаевского муниципального района РТ
Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования