Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
- деятельность
общеобразовательных
- в ходе
осуществления образовательной
деятельности
Важным
моментом при формировании системы
показателей для определения
эффективности деятельности является
этап мониторинга, поскольку бюджетная
отчетность должна позволять прочно
отслеживать достижение результата
при выделенном финансировании и
оценивать эффективность
Для стран с развитой рыночной экономикой бюджет образования составляет около 6% от ВВП. При этом система образования развивается: готовит кадры для экономики, подготавливает почву для научной работы. Данный порог ( 6% ) можно назвать необходимым и достаточным уровнем для системы образования. При достижении данного порога можно рассуждать, насколько эффективно используются бюджетные средства. Но если порог не достигается, средств в образовании не хватает, возникает эффект «латания дыр», в этой ситуации достаточно сложно говорить об эффективности использования бюджетных средств.
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Министерство образования и науки России направило в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования.
На основе
распространенных министерством методик
региональной и муниципальной администрацией
будут подготовлены соответствующих
нормативные документы. Прежде всего,
предстоит рассчитать норматив финансирования
на одного учащегося в год, свойственный
именно этому региону. При этом для
городских и сельских учреждений
он рассчитывается отдельно. Отмечается,
что предложенные методики - это
не единственный, а один из возможных
вариантов определения
Напомним, что по новой редакции Трудового Кодекса РФ, вступившей в действие с 5 октября 2006 года, за субъектами РФ и органами местного самоуправления предусмотрено право регламентировать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В ряде регионов уже имеются наработки и опыт апробации подобных механизмов финансирования, оплаты и стимулирования труда работников образования. Эти механизмы не раз обсуждались на всероссийских совещаниях с представителями органов управления образованием и экспертами.
Переходный (адаптационный) период к подушевому финансированию должен быть пройден всеми регионами максимум в три года. В течение этого не допускается снижение фактически сложившегося финансирования школ, конечно, если школа сама не снижает объем оказываемых образовательных услуг. В этот период объем выделяемых школе средств будет рассчитываться на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента для каждого образовательного учреждения.
Положение
признает фактически сложившееся неравенство
расходов школ на организацию учебного
процесса. Поэтому для исключительных
случаев допускается
По завершении
переходного периода все
В рамках, определяемых региональными и муниципальными нормативными актами, школам предоставляется право самостоятельно:
определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников учреждения;
решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам;
устанавливать штатное расписание – определять состав и количество работников;
разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.
По мнению
составителей документа, предполагаемые
механизмы финансирования и оплаты
труда создадут условия для повышения
заработной платы работников и руководителей
образовательных учреждений, помогут
оптимизировать учебную нагрузку. Они
призваны стимулировать
Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».
С принятием
нового законодательства, связанного
с изменением принципов разграничения
бюджетных полномочий и реформой
административной системы, меняется и
представление о бюджетных
В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.
Размер
субвенций определяется в соответствии
с нормативами, установленными законами
субъекта Российской Федерации, в размере,
«необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ в
части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных
учреждений, расходов на учебные пособия,
технические средства обучения, расходные
материалы и хозяйственные
Органами
местного самоуправления могут быть
установлены нормативы
В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок (общие программы, программы для детей с девиантным поведением и др.).
Переход
на нормативный характер формирования
бюджетов образовательных учреждений
и распределения бюджетных
Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ, то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах, достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.
Расчет образовательных субвенций по ряду субъектов Федерации на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы подушевые нормативы финансирования будут подменять средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.
В отсутствие
финансовых нормативов в областях субвенции
рассчитывались по правилам межбюджетных
перечислений, то есть как средние
значения бюджетных расходов на образование
по муниципалитетам, умноженные на число
учащихся. Порядок расчета
При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся.
Именно
поэтому оптимальным
С введением
норматива бюджетного финансирования
достигается справедливость и прозрачность
при формировании бюджета и распределении
финансовых средств. В то же время
повышение эффективности их использования
можно достичь только при сочетании
этих условий с расширением
Одно
из направлений правительственной
программы реструктуризации бюджетного
сектора предполагает участие организаций
различных организационно-
Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования