Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
следующих источников:
- бюджет учредителя;
- спонсорские средства;
- собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).
И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой [12;94].
К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:
- доходы от реализации
товаров, работ, услуг (доходы
от осуществления различных
- доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
- пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.
Классифицировать внебюджетные
поступления (доходы) можно, наверное,
разными способами. Базовыми элементами
классификации могут быть избраны
две основные группы, определяющие
характер деятельности, финансовый результат
и возможные налоговые
1. Основная деятельность:
реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
- проведение научно-
- деятельность по обеспечению
и обслуживанию
2. Прочая деятельность, включая
иные поступления, т.е. иная
разрешенная образовательным
Средства федерального бюджета
направляются на содержание образовательных
учреждений федерального ведения, на реализацию
федеральных образовательных
Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.
Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения. [26;126]
Получив вексель, орган управления может:
продать вексель на рынке ценных бумаг, потеряв часть номинальной стоимости;
взять в банке ссуду под залог векселя, уплатив проценты за пользованием ссудой;
передать вексель
дождаться погашения векселя и предъявить его на погашение.
Передача векселя от одного
векселедержателя другому оформляется
соответствующим договором, актом
приема-передачи векселя с указанием
номинальной стоимости, серии и
номера ценной бумаги и занесением
в вексель наименования нового владельца.
С возрастанием срока обращения
векселя снижается его рыночная
стоимость в сравнении с
Вариант вексельной формы
осуществления финансирования по своей
сущности близок к системе взаимозачетов,
возникающей как средство сокращения
неплатежей [11;210]. При реализации финансирования
методом взаимозачетов
Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.
Казначейская система
исполнения бюджета получила развитие
с введением в действие Бюджетного
кодекса Российской Федерации от
31.07.1998 №145. При реализации подобной
системы финансирования в первую
очередь производиться
Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.
Делая вывод написанному можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.
2. Действующая
практика финансирования
2.1 Общая характеристика
деятельности и структура
Муниципальное учреждение - учреждение образования Азнакаевского муниципального района РТ, именуемое в дальнейшем УЧРЕЖЕДЕНИЕ, создано Постановлением исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района. Полное наименование на русском языке:
Муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
На татарском языке:
Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы мэгариф учреждениясе.
Это учреждение является правопреемником управления образования Азнакаевского района и города Азнакаево. Учредителем учреждения является Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района.
Место нахождения учреждения: 423300, РТ, город Азнакаево, улица Ленина, дом 14.
Основной целью учреждения является формирование муниципальной политики в области образования и воспитания. К задачам учреждения относятся:
- создание необходимых
условий для реализации
- обеспечение выполнения
Федеральной и Республиканской
программ развития системы
- обеспечение нормативно
- правового регулирования в
- обеспечение прав и
защиты законных интересов
- обеспечение непрерывности
процессов воспитания и
- осуществление информатизации системы образования.
Рис. 2.1.1 - Организационная структура учреждения образования аппарата управления Азнакаевского муниципального района РТ
Руководителем Учреждения является
начальник. Он является должностным
лицом. Назначается на должность
и освобождается от должности
руководителем исполкома
Начальник Учреждения подотчетен исполкому Азнакаевского муниципального района. Он организует работу Учреждения на принципах единоначалия и несет полную ответственность за деятельность учреждения и подведомственных ему муниципальных учреждений.
Отдел образования осуществляет
свою работу в бухгалтерии, у нее
есть свои специалисты, которые рассчитывают
нормативы финансирования и программисты,
которые документально
Таблица 2.1.1 - Типы образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района РТ
Образовательные учреждения (шт.) |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Общеобразовательные учреждения |
57 |
55 |
55 |
Дошкольные образовательные учреждения |
55 |
55 |
54 |
Учреждения дополнительного образования |
3 |
3 |
3 |
Итого: |
115 |
113 |
112 |
В зависимости от реализуемой
образовательной программы
- дошкольные;
- образовательные, включающие
в себя три ступени:
- начального, среднего, высшего
и послевузовского
- дополнительного образования взрослых;
- дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
продолжение\
для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В 2009 учебном году в Азнакаевском муниципальном районе функционирует 55 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 8415 учащихся (в 2008 учебном году 55 школ, 8265 обучающихся). Из них: начальных - 16, основных - 2, средних - 35, коррекционных школ 8-городского вида - 2(Таб.2.1.2.).Средняя наполняемость классов - 16 человек (город - 22 человека, село - 9 человек).
Таблица 2.1.2 - Виды образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района РТ
Общеобразовательные учреждения; шт. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
а) начальные |
13 |
12 |
16 |
б) основные |
- |
1 |
2 |
в) средние |
42 |
40 |
35 |
г) коррекционные школы |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
57 |
55 |
55 |
В 54 дошкольных учреждениях воспитываются 3439 детей (в 2008 учебном году: ДОУ - 55, детей в них - 3520). Охват дошкольным образованием составляет 82% (по РТ -71,5%). Из них 54 дошкольных образовательных учреждений: детских садов - 32; детских садов комбинированного вида - 11; детских садов компенсирующего вида - 1; детских садов общеразвивающего вида - 6; детских садов присмотра и оздоровления - 2; детских садов Центров развития ребенка - 2.
В 2009 учебном году профильное обучение осуществляется в 12 общеобразовательных учреждениях (8 городских, 1 сельской, 3-х школах п.г.т. Актюбинский). В Азнакаевском муниципальном районе функционирует 54 дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ) разных видов и категорий, в которых воспитывается 3520 детей с 8 месяцев до 7 лет. Охват дошкольным воспитанием за последние два года стабилен и составляет 86 % (по РТ 71,5 %, по РФ - 61,5 %). В Азнакаевском муниципальном районе эксперимент по введению предпрофильного и профильного обучения осуществляется с 2004-2005 учебного года. На сегодняшний день охват образовательных учреждений предпрофильным и профильным обучением представлен в данной диаграмме. (рис.2.1.2.)
Рис. 2.1.2 - Количество школ с предпрофильным и профильным обучением
Говоря о количестве учащихся можно сказать, что образовательных учреждений нашего района с каждым годом растет. (Таб.2.1.3.)
Таблица 2.1.3 - Количество учащихся в образовательных учреждениях Азнакаевского муниципального района РТ
2007г. |
2008г. |
2009г. | |
Итого учащихся |
8616 |
8265 |
8415 |
Основная школа |
- |
54 |
101 |
Начальная школа |
119 |
104 |
148 |
Коррекционная школа |
140 |
129 |
128 |
Средняя школа |
8357 |
7978 |
8037 |
Всего в дошкольном образовании |
3575 |
3527 |
3439 |
Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования