Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
1.3 Источники финансирования системы образования
Образование в Российской
Федерации представляет собой громадную
систему, сравнимую, пожалуй, только с
системой военно-промышленного
Таблица 1.3.1 - Консолидированные расходы бюджета РФ на образование [45;1]
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Консолидированный бюджет на образование, млрд. рублей |
214,8 |
277,8 |
408 |
475,6 |
593,2 |
801,8 |
1033,3 |
Федеральный бюджет |
38,1 |
54,1 |
81,7 |
99,8 |
121,6 |
162,1 |
201,6 |
Территориальные бюджеты |
176,7 |
221,3 |
326,3 |
375,8 |
471,6 |
628,6 |
831,7 |
Доля расходов консолидированного бюджета на образование в ВВП, % |
2,9 |
3,1 |
3,8 |
3,6 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
Федеральный бюджет |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Территориальные бюджеты |
2,4 |
2,5 |
3 |
2,8 |
2,8 |
2,9 |
3,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, % |
9,7 |
9,7 |
10,2 |
продолжение
ля расходов на образование федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета, % |
1,7 |
1,9 |
2 |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
2,4 |
Доля расходов на образование территориальных бюджетов в расходах консолидированного бюджета, % |
8,0 |
7,8 |
8,1 |
9,5 |
10,1 |
9,4 |
9,9 |
Естественно, проблемы системы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества.
Финансирование образования
определяется в первую очередь конституционными
гарантиями в области образования,
предоставляемыми гражданам. Как известно,
из Конституции Российской Федерации
и конкретизирующего
- все бесплатно должны
обеспечиваться дошкольным
- бесплатным средним
- учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
- учебные помещения нужно
обслуживать, ремонтировать,
- здания нужно строить;
- для учебного процесса
необходимо приобретать
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
- принятым порядком определения
размеров средств,
- количественными параметрами
системы образования (полезно
вспомнить определение) и,
По отношению к ВВП динамика расходов на образование выглядит следующим образом:
Таблица 1.3.2 - Отношение ВВП к динамике расходов на образование в России [11;84]
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
ВВП, млрд. руб. |
1580,0 |
2300,0 |
2726,0 |
2840,0 |
4100,0 |
6450,0 |
6450,0 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. |
284,8 |
435,8 |
529,8 |
501,0 |
575,1 |
855,1 |
1193,5 |
в том числе: |
|||||||
на образование |
11,0 |
15,2 |
18,5 |
17,3 |
20,9 |
32,1 |
45,8 |
в % к ВВП |
0,69 |
0,66 |
0,68 |
0,61 |
0,51 |
0,50 |
0,59 |
в % к расходам бюджета |
3,86 |
3,49 |
3,49 |
3,45 |
3,63 |
3,75 |
3,84 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. |
487,0 |
652,7 |
773,1 |
900,0 |
1330,0 |
1780,0 |
2285,0 |
в том числе: |
|||||||
на образование |
56,4 |
83,8 |
111,6 |
68,0 |
102,0 |
171,0 |
226,0 |
в % к ВВП |
3,57 |
3,64 |
4,09 |
2,39 |
2,49 |
2,65 |
2,92 |
в % к расходам бюджета |
11,58 |
12,84 |
14,44 |
7,56 |
7,67 |
9,61 |
9,89 |
Специфика системы образования заключается в том, что она потребляет выделяемые ей обществом ресурсы. Причем основным видом этих ресурсов являются средства бюджетов различных уровней, т.е. общественные средства, что иллюстрирует табл. 1.3.3. Из таблицы видно, что основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, из местных бюджетов -60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).
Таблица 1.3.3 - Структура расходов на образование бюджетов различных уровней по источникам финансирования (в процентах)
том числе: |
|
средства населения |
5,8 |
бюджеты всех уровней |
88,2 |
внебюджетные фонды |
1,5 |
средства предприятий |
4,5 |
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:
- целевое использование
средств - расходование средств
на установленные заранее
- безвозвратность - предоставленные
образовательным учреждениям
- плановость - средства предусматриваются
при составлении бюджета (
- выделения средств по мере их расходования;
- экономность - правильного и рационального расходования средств.
В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов [9;186]. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Смета бюджетного учреждения
- документ, определяющий объем и
поквартальное распределение
Поскольку основным источником
финансирования образования является
бюджет (государственный и
- системой государственных
и иных органов, участвующих
в процессе финансирования
- процедурой разработки
прогнозов потребности в
- процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.
На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:
- схема финансирования;
- распределение функций между органами, участвующими в финансировании.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание
Российской Федерации (
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов
Российской Федерации, включая
систему Федерального
- федеральные министерства
и ведомства, имеющие в своем
ведении образовательные
- уполномоченные банки (проводящая сеть);
- собственно образовательные
учреждения федерального
1) текущие (коммунальные,
т.е.: отопление, освещение,
2) долгосрочные (капитальные) расходы.
Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.
Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле 1.3.1.:
ФНбф = ФОТ + ФМО, (1.3.1.)
где, ФНбф – федеральный норматив бюджетного финансирования;
ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная часть); начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;
ФМО – учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы.
ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.
Соотношения на ФОТ и ФМО
устанавливаются на соответствующий
период на уровне федерального бюджета
и обязательны для региональных
и муниципальных бюджетных
Этот подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования.
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер [27;307]. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).
Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. [15;321] Результаты такой работы могут быть:
- потреблены этой же
организацией, в этом случае
- получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п. Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из
Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования