Государственное (муниципальное)
задание формируется учредителем
на этапе составления бюджета
с учетом существующих бюджетных
ограничений. Вместе с тем показатели
государственного задания должны служить
основанием для формирования бюджета.
Утверждение государственных (муниципальных)
заданий может осуществляться учредителем
только после утверждения Закона
о бюджете субъекта Российской федерации
(муниципального образования) и формирования
сводной бюджетной росписи. Утвержденное
государственное (муниципальное) задание
должно незамедлительно доводиться
до государственного (муниципального)
учреждения для исполнения. Показатели
государственного (муниципального) задания
должны своевременно доводиться до учреждения
для обеспечения возможности
формирования им плана финансово-хозяйственной
деятельности на очередной финансовый
год (на очередной финансовый год и плановый
период).
С 1 января 2012 года Законом
№ 83-ФЗ предусмотрено составление
и утверждение для каждого
учреждения плана финансово-хозяйственной
деятельности. План финансово-хозяйственной
деятельности является важнейшим документом
деятельности бюджетного и автономного
учреждения. Он формируется учреждением
и утверждается в порядке, определенном
учредителем в соответствии с
требованиями, установленными Минфином
России в приказе Минфина России
от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к
плану финансово-хозяйственной деятельности
государственного (муниципального) учреждения».
Дополнительно к государственному
(муниципальному) заданию учредителю
рекомендуется составлять и подписывать
с учреждением соглашение о предоставлении
субсидии на выполнение государственного
(муниципального) задания, в котором
могут быть определены права и
обязанности сторон, а также правила
и условия получения субсидии
и выполнения соответствующего задания.
Необходимо подчеркнуть, что государственное
(муниципальное) задание и соглашение
являются основными документами, регламентирующими
взаимоотношения между учредителем
и учреждением в процессе выполнения
учреждением государственного (муниципального)
задания на оказание услуг (выполнение
работ). В связи с этим определение
порядка формирования указанных
документов, а также разработка и
утверждение самих документов должно
стать ключевым этапом в реализации
Федерального закона.
Данные об объемах услуг
(работ) и порядке оказания услуг
(выполнения работ) станут ключевыми
при определении объема субсидии
на выполнение государственного (муниципального)
задания. Изменение в течение
финансового года субсидии на выполнение
государственного (муниципального) задания
будет невозможно без соответствующего
изменения показателей объема оказываемой
услуги (выполняемой работы) или
корректировки норматива оказания
услуги (выполнения работы).
Перед непосредственным доведением
государственного (муниципального) задания
рекомендуется осуществить предварительный
расчет объема финансового обеспечения
на его реализацию. Результаты расчетов
должны быть сопоставлены с планируемыми
объемами финансирования учреждения по
смете расходов в текущем (прошедшем)
финансовом году. При выявлении серьезных
расхождений между планируемым
объемом финансового обеспечения
государственного (муниципального) задания
для учреждения, и условной сметой,
рассчитанной с использованием старой
методики, необходимо использовать корректирующие
коэффициенты, либо вносить изменение
в методику расчета норматива
для сближения результатов расчетов.
Однако при использовании корректирующих
коэффициентов, информацию об этом целесообразно
довести до учреждения для совместной
выработки мер по приведению фактического
объема расходов учреждения к нормативному
объему расходов.
Рекомендуется установить
порядок контроля за выполнением государственных
(муниципальных) заданий подведомственными
им учреждениями, а также порядок составления
плана финансово-хозяйственной деятельности
и отчетов о результатах деятельности
учреждений.
В порядке контроля за выполнением
государственных (муниципальных) заданий,
установленном учредителем, должна содержаться
детализация контрольных мероприятий,
а именно:
- параметры контроля и специфика
контрольных мероприятий для отдельных
учреждений и видов услуг;
- график и сроки проведения
контрольных мероприятий;
- лица (организации), ответственные
за проведение контрольных мероприятий
и др.
- Контроль за выполнением государственных
заданий может осуществляться в следующих
основных формах:
- камерально (на основании представляемых
с установленной периодичностью отчетов
о выполнении задания);
- путем сбора дополнительной
информации о выполнении задания (опросы,
исследования, материалы, представленные
самими учреждениями);
- путем выездной проверки для
контроля достоверности представленной
учреждением информации.
Периодичность сбора отчетности
об исполнении государственного (муниципального)
задания рекомендуется определять
как для учреждения, так и (при
возможности) для каждой услуги отдельно,
в зависимости от временных характеристик
оказания услуги. В случае, если услуга
оказывается в течение всего года, то
рекомендуемая периодичность сбора отчетности
– квартал. Если услуга оказывается единовременно,
то рекомендуемая периодичность сбора
отчетности – полугодие или год.
Отчет о результатах
деятельности составляется учреждениями,
их обособленными подразделениями,
осуществляющими полномочия по ведению
бухгалтерского учет в порядке, утвержденном
органом власти с учетом требований
законодательства Российской Федерации
о защите государственной тайны.
Отчет составляется учреждением
по состоянию на 1 января года, следующего
за отчетным, в разрезе следующих разделов:
раздел 1 «Общие сведения об
учреждении»;
раздел 2 «Результат деятельности
учреждения»;
раздел 3 «Об использовании
имущества, закрепленного за учреждением».
В разделе 1 «Общие сведения
об учреждении» могут содержаться
следующие сведения:
- исчерпывающий перечень видов
деятельности (с указанием основных видов
деятельности и иных видов деятельности,
не являющихся основными), которые учреждение
вправе осуществлять в соответствии с
его учредительными документами;
- перечень услуг (работ), которые
оказываются потребителям за плату в случаях,
предусмотренных нормативными правовыми
актами с указанием потребителей указанных
услуг (работ);
- перечень разрешительных документов
(с указанием номеров, даты выдачи и срока
действия), на основании которых учреждение
осуществляет деятельность (свидетельство
о государственной регистрации учреждения,
решение учредителя о создании учреждения
и другие разрешительные документы);
- количество штатных единиц
учреждения (указываются данные о количественном
составе и квалификации сотрудников учреждения,
на начало и на конец отчетного года. В
случае изменения количества штатных
единиц учреждения указываются причины,
приведшие к их изменению на конец отчетного
периода);
- средняя заработная плата сотрудников
учреждения.
В разделе 2 «Результат деятельности
учреждения» могут быть указаны
следующие данные:
- результаты (показатели) выполнения
государственного (муниципального) задания;
- общее количество потребителей,
воспользовавшихся услугами (работами)
учреждения (в том числе платными для потребителей);
- количество жалоб потребителей
и принятые по результатам их рассмотрения
меры.
- суммы доходов, полученных
учреждением от оказания платных услуг
(выполнения работ);
- цены (тарифы) на платные услуги
(работы), оказываемые потребителям (в
динамике в течение отчетного периода);
- изменение (увеличение, уменьшение)
балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых
активов относительно предыдущего отчетного
года (в процентах);
- общая сумма выставленных требований
в возмещение ущерба по недостачам и хищениям
материальных ценностей, денежных средств,
а также от порчи материальных ценностей;
- изменения (увеличение, уменьшение)
дебиторской и кредиторской задолженности
учреждения в разрезе поступлений (выплат),
предусмотренных Планом финансово-хозяйственной
деятельности учреждений относительно
предыдущего отчетного года (в процентах)
с указанием причин образования просроченной
кредиторской задолженности, а также дебиторской
задолженности, нереальной к взысканию,
и пр.
В разделе 3 «Об использовании
имущества, закрепленного за учреждением»
учреждениями указываются на начало
и конец отчетного года:
- общая площадь объектов недвижимого
имущества, находящегося у учреждения
на праве оперативного управления;
- общая площадь объектов недвижимого
имущества, находящегося у учреждения
на праве оперативного управления, и переданного
в аренду;
- общая площадь объектов недвижимого
имущества, находящегося у учреждения
на праве оперативного управления, и переданного
в безвозмездное пользование;
- количество объектов недвижимого
имущества, находящегося у учреждения
на праве оперативного управления;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость недвижимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость недвижимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления,
и переданного в аренду;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость недвижимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления,
и переданного в безвозмездное пользование;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость движимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость движимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления,
и переданного в аренду;
- общая балансовая (остаточная)
стоимость движимого имущества, находящегося
у учреждения на праве оперативного управления,
и переданного в безвозмездное пользование;
- объем средств, полученных
в отчетном году от распоряжения в установленном
порядке имуществом, находящимся у учреждения
на праве оперативного управления.
В целях повышения ответственности
руководителей учреждений за результаты
деятельности учреждений необходимо предусмотреть
разработку учредителем нормативного
акта, устанавливающего предельно допустимое
значение просроченной кредиторской задолженности,
превышение которой влечет расторжение
трудового договора с руководителем учреждения.
Отчет об исполнении государственного
(муниципального) задания, а также
отчет о результатах деятельности
учреждения и использовании закрепленного
за ним государственного (муниципального)
имущества являются ключевыми документами
взаимодействия между учредителем
и учреждением, так как анализ
данных отчетов может стать основанием
к принятию учредителем управленческих
решений в отношении учреждения,
таких как, например, решения о
продолжении деятельности учреждения
в существующей организационно-правовой
форме (типе) или об изменении типа учреждения
или его реорганизации.
Так, повышение доли доходов
от приносящей доход деятельности в
бюджете учреждения может быть основанием
для рассмотрения вопроса о переводе
учреждения в автономное, а наличие
просроченной кредиторской задолженности,
превышающей предельно допустимые
значения, может стать основанием
для расторжения трудового договора
с руководителем бюджетного учреждения
(часть 27 статьи 30 Федерального закона)
или основанием для перевода учреждения
в казенное.
На основании отчета
об исполнении государственного (муниципального)
задания учредитель может принять
решение о сохранении показателей
доведенного ранее задания и
соответственно о сохранении выделенного
объема субсидии (не качественное выполнение
доведенного задания может стать
одной из причин изменения показателей
задания до конца года и, как следствие,
уменьшения объемов выделяемой субсидии).
В заключении, предлагаем следующие
методы стимулирования внедрения государственных
заданий: рейтингование; возможность экономии
на текущих затратах; привязка вознаграждения
(стимулирующей части) руководства и работников
государственных учреждений к степени
выполнения государственного задания;
развитие конкуренции на рынках услуг
(где это возможно), повышение значимости
достигнутых учреждением результатов
для принятия управленческих решений;
выделение стимулирующих фондов, распределяемых
на конкурсной основе; освобождение от
инспекционных и аудиторских проверок
наиболее успешные учреждения на определенный
срок.
ЛЕКЦИЯ
2: БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА
Финансовое обеспечение
казенных учреждений осуществляется за
счет средств бюджета и на основании
бюджетной сметы. Финансовое обеспечение
бюджетных и автономных учреждений
осуществляется в виде субсидий из
бюджета на выполнение государственных
(муниципальных) заданий. В бюджетной
смете утверждается объем финансового
обеспечения, в задании утверждается
не только объем субсидии на его
выполнение, но и устанавливаются
показатели эффективности. Кроме того,
бюджетные и автономные учреждения
будут составлять план финансово-хозяйственной
деятельности.
Рис.53 .
Минфин России устанавливает
порядок составления и ведения бюджетных
смет федеральных казенных учреждений,
а также плана финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных и автономных
учреждений.
Общие требования к порядку
составления, утверждения и ведения
бюджетных смет учреждений утверждены
приказом Минфина России от 20.11.2007 №
112н (в ред. от 30.07.2010 № 112н).
Согласно приказу № 112н Порядок
составления, утверждения и ведения бюджетных
смет федеральных казенных учреждений
устанавливается главным распорядителем
средств федерального бюджета, в ведении
которого находятся федеральные бюджетные
учреждения, в соответствии с Общими требованиями
к порядку составления, утверждения и
ведения бюджетных смет казенных учреждений.