Планирование деятельности бюджетополучателя, ориентированное на результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:59, лекция

Краткое описание

Несмотря на достаточно длительную историю внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в практику управления общественными финансами, единственным однозначно признаваемым достижением на этом пути пока является все большее распространение термина БОР. Скромные практические результаты обусловлены объективными причинами, прежде всего отсутствием общественно значимого содержания понятия «конечный результат» в каждом конкретном случае.

Вложенные файлы: 1 файл

БОР применение.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Административные регламенты разрабатываются исходя из требований к качеству и доступности государственных  услуг, устанавливаемых стандартами  государственных услуг. До утверждения  стандартов государственных услуг  административные регламенты разрабатываются  с учетом требований к предоставлению государственных услуг, установленных  законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

В случае если в процессе разработки проекта административного  регламента выявляется возможность  оптимизации (повышения качества) исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) при условии  соответствующих изменений нормативных  правовых актов, то проект административного  регламента вносится в установленном  порядке с приложением проектов указанных актов.

Если в предоставлении государственной услуги участвуют  несколько федеральных органов  исполнительной власти, административный регламент утверждается совместным приказом. Разногласия между федеральными органами исполнительной власти по проектам административных регламентов разрешаются  в порядке, установленном Типовым  регламентом взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации за счет субвенций  из федерального бюджета, а также  части полномочий федеральных органов  исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, переданных органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в соответствии с соглашениями, осуществляется в  порядке, установленном соответствующим  административным регламентом.

В случае если принятие и  внедрение административного регламента потребует дополнительных расходов сверх предусмотренных в бюджете  на обеспечение деятельности соответствующего органа исполнительной власти, административный регламент также подлежит согласованию с соответствующим финансовым органом.

Орган исполнительной власти, ответственный за утверждение административного  регламента, готовит и представляет на согласование вместе с проектом административного регламента пояснительную  записку и проект плана-графика  внедрения административного регламента. При необходимости представляются проекты нормативных правовых актов о внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты, а также финансово-экономическое обоснование проекта административного регламента, содержащее расчет затрат на внедрение административного регламента и экономический и социальный эффект его внедрения, если принятие административного регламента требует дополнительных расходов сверх установленных в бюджете на обеспечение деятельности соответствующего органа исполнительной власти.

Внедрение бюджетирования по результатам в различных формах - один из основных инструментов оптимизации расходов бюджетополучателей, о чем уже говорилось в предыдущей теме. В контексте рассматриваемого вопроса отметим, что другим важнейшим методом оптимизации расходов является закупка товаров и услуг на конкурсной основе, с использование механизма государственного и муниципального заказа. Однако эффективность данного инструмента зависит от того, как организован конкурс. Особенно важно это в том случае, когда на рынке закупаются не товары, а те или иные услуги. При организации конкурса на закупку государственных или муниципальных услуг необходимо обеспечить:

  • ясность и прозрачность процедуры конкурсного отбора, четкость и однозначность критериев выбора победителя;
  • общедоступность информации о проведении конкурса, обеспечение доведения информации до потенциальных участников;
  • гласность и публичность процедуры проведения конкурса, включение в состав конкурсной комиссии представителей заинтересованных сторон, в том числе представителей общественности, независимых экспертов и т.п.

Эффективность механизма  конкурсных закупок услуг значительно  повысится, если система конкурсов  будет учитывать результативность оказания услуг в среднесрочной  перспективе. Поэтому контракты  лучше заключать на несколько  лет при условии формирования трехлетнего бюджета.

Переход к бюджетированию по результату во многих случаях связан с реструктуризацией бюджетной сети. Направления реструктуризации могут быть различными. Например, для предоставления бюджетных услуг несколько небольших поселений могут использовать одно бюджетное учреждение либо муниципальные предприятия, наиболее эффективно реализующее определенную функцию. Кроме того, при развитом частном секторе целесообразно перейти на закупку соответствующих услуг у негосударственных организаций, или покупать их у предприятий и учреждений других муниципальных образований и т.п. В любом случае нужно исходить из ответственности органов управления не за содержание сети бюджетных учреждений, а за предоставление услуг наиболее эффективным для бюджета и для потребителя способом.

Классическим примером реструктуризации бюджетной сети является процесс реструктуризации сельских школ. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция реструктуризации сельской школы предусматривает  сохранение в селе в обязательном порядке начальной школы, даже если такая школа является малокомплектной  или малочисленной. В то же время  в случае малочисленности учащихся начальная школа может либо преобразовываться  в школу, учительский дом, либо соединяться  с детским садом, образуя комплекс «школа-сад», или входить в состав культурно-образовательного центра, включающего  также клуб или/и сельскую библиотеку. Все указанные учреждения сосредотачиваются  в одном здании, что, как минимум, сокращает расходы на их содержание.

Что же касается учеников старших  классов, то для них определены базовые  школы, где обеспечивается более  высокое качество образования, чем  в малокомплектных основных и  средних школах; доступность дополнительного  образования; более широкие коммуникативные  возможности и т.п. Задача, решаемая подобной реструктуризацией, двояка. С  одной стороны, обеспечивается более  эффективное использование бюджетных  средств, поскольку закрываются  малокомплектные школы (хотя переход  к системе базовых школ требует  и дополнительных затрат, например, на закупку школьных автобусов). С  другой стороны, повышается качество образования, разнообразие доступных образовательных  услуг. Исследования, проведенные в ряде регионов, показали, что результаты сдачи единого государственного экзамена существенно выше в крупных сельских школах (300-500 учащихся), чем в мелких.

В ряде случаев решить проблему неэффективности бюджетных расходов невозможно без осуществления вложений в модернизацию материальной базы предоставления услуг, например, в модернизацию устаревших и имеющих избыточную мощность источников теплоснабжения. Для решения подобной задачи целесообразно использовать заемные средства, что оптимизирует текущую нагрузку на бюджет, поскольку  не нужно накапливать необходимые  для инвестиций суммы за счет текущих  доходов. Кроме того, подобного рода расходы софинансируются из бюджетных фондов различных территориальных уровней. В некоторых случаях возможно привлечение частных инвестиций.

Еще одно возможное направление  модернизации - внедрение ресурсосберегающих технологий, в первую очередь - в  организациях бюджетной сферы. Причем наиболее эффективны вложения, связанные  с внедрением технологий не только коммерческого учета потребления  коммунальных ресурсов, но и регулирования  их потребления, что позволяет, например, существенно снижать температуру  и, соответственно, расходы на отопление  в зданиях в тот период, когда  они не используются для предоставления услуг.

Очень часто в качестве основного и приоритетного механизма  управления расходами рассматривается  налоговая оптимизация. При этом используются в первую очередь те способы предоставления услуг, которые  позволяют минимизировать уплачиваемые за счет бюджетных средств налоговые  платежи. При этом не учитывается, насколько  данные способы эффективны, способны ли они стимулировать поставщиков  предоставлять качественные услуги и обеспечивать удовлетворенность  потребителей.

В то же время в тех  муниципалитетах, где все-таки предпочли  закупать жилищные услуги на конкурсной основе и, не боясь дополнительных налогов, иметь возможность заключать  договора, увязывающие оплату с объемом  и качеством предоставляемых  услуг, финансовые потери оказались  не столь велики. Налоговые потери уравновешивались штрафными санкциями  за несвоевременное и некачественное предоставление услуг, причем в некоторых  случаях они практически совпадали  по объему.

При расчете налоговых  последствий тех или иных решений  по организации системы органов  управления либо предоставления услуг  минимизация налогов не должна быть основополагающим принципом, в жертву которому приносятся эффективность  и качество предоставления услуг.

При нормативном правовом регулировании уровня оплаты государственных  и муниципальных услуг следует  исходить из федеральных стандартов, которые в последние годы устанавливаются  в среднем по Российской Федерации  и по отдельным субъектам Российской Федерации на среднесрочную перспективу  – до 3 лет.


Информация о работе Планирование деятельности бюджетополучателя, ориентированное на результат