Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, т.к. сегодня обострилась проблема дефицита бюджетов муниципальных образований: не хватает средств на полноценное функционирование муниципального образования. В федеральном бюджете в последнее время существенно выросло количество формируемых для этих целей фондов, число которых в настоящее время достигло пяти: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсации, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов. Особую важность в проблемах бюджетной системы имеют местные бюджеты, поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности бюджетов муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Понятие и сущность бюджета…………………………………………………4
1.1 Сбалансированность бюджета: понятие и условия…………………………7
2. Дефицит и профицит бюджета……………………………………….............11
2.1. Проблема профицита бюджета РФ……………………………………...…18
2.2. Управление дефицитом РФ: мероприятия и перспективы……………….19
2.3. Бюджетное планирование на 2010-2012 годы………………………...…..20
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………………………………………..23
Тест.........................................................................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

   Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. 

   В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д. 

   В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета  был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.  

   На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов. 

   В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение. 

   2.1. Проблема профицита бюджета РФ

                 В последние годы Российский  федеральный бюджет ежегодно  принимался, исходя из его профицитности.  Этому способствовали некоторые  факторы. В частности – высокая  стоимость минерального сырья  на мировом рынке – основа  для поступлений средств в госбюджет.

               Кассовый профицит федерального  бюджета России за первые 7 месяцев  2008 года составил 2,08 трлн. рублей, или  9,2% ВВП.

        Доходы  бюджета превысили 5,6 трлн. рублей (63,3% от запланированных на  текущий год), а расходы – 3,5 трлн. рублей. В то же время ВВП за период с января по июль 2008 года достиг 22,5 трлн. рублей.

        Многие  аналитики объясняют отклонение  бюджетных показателей от запланированных  высоким уровнем цен на энергоносители  на мировом рынке. Помимо чисто  российского бюджета, профицит бюджета Союзного государства составил за 2008 год 3%.

        В 2008 году бюджет Союзного государства   исполнен с профицитом в размере  140 млн. руб. (3%). Об этом свидетельствуют   данные оперативного отчета о  ходе исполнения бюджета Союзного государства  за январь-декабрь 2008 г., подготовленного Счетной палатой России. По доходам бюджет Союзного государства исполнен в сумме 4,8 млрд. руб., или на 101% уточненных бюджетных назначений. Финансирование расходов составило 4,66 млрд. руб., или 97,2% уточненных бюджетных назначений, кассовые расходы - 4,2 млрд. руб., или 87,4% уточненных бюджетных назначений. Неналоговые доходы составили 784 млн. руб., безвозмездные перечисления - 4,06 млрд. руб. В состав неналоговых доходов включены проценты в сумме 46,7 млн. руб., полученные от размещения в 2008 г. временно свободных средств бюджета Союзного государства в сумме 1,05 млрд. руб.

        Наиболее  низкие показатели исполнения  бюджета  Союзного государства  сложились  по разделу функциональной  классификации  бюджета Союзного государства "Культура, искусство и кинематография" (25,6% уточненных бюджетных назначений). Коллегия Счетной палаты РФ, рассмотрев 24 апреля оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Союзного государства, пришла к выводу о неравномерности кассового исполнения расходов в течение года. Основные расходы по главным распорядителям приходятся на 4-й квартал 2008 г. и составляют более 60 % уточненных бюджетных назначений.

        По  состоянию на 1 января 2009 г.  остатки  средств бюджета Союзного государства  составили 1,37 млрд. руб., или 28,4% полученных доходов, увеличившись с начала 2008 г. на 5,2%. Как следует из материалов коллегии, на счетах по учету средств бюджета Союзного государства в национальных казначействах числятся неиспользованные в 2007 г. остатки долевых взносов государств-участников (включая трансферты) в сумме 521,3 млн. руб., которые подлежат перечислению в национальные бюджеты. 

2.2. Управление дефицитом  РФ: мероприятия и  перспективы

        Перед началом развития мирового финансового кризиса вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы в сентябре 2008 года сообщил, что федеральный бюджет РФ на 2009 год будет бездефицитным при цене нефти $70 за баррель. Это имелась ввиду цена сбалансированности федерального бюджета в 2009 году.

        Кудрин  отметил, что прогноз  средней  цены нефти в 2009 году составит $95 за баррель. Это  был достаточно оптимистичный   прогноз, так как тогда российская  нефть стоила $89 за баррель. 

        Однако  разразившийся кризис  опроверг ожидания российских  экономистов относительно профицитного  бюджета в 2009 году. Вместо ожидаемого  преобладания доходов над расходами,  наблюдается противоположная картина  – дефицит бюджета, что уже  сейчас отрицательно сказывается на состоянии и без того ослабевшей экономики страны.

        На  покрытие дефицита федерального  бюджета-2009 в марте из резервного  фонда было перечислено 600 млрд. рублей.

        Дефицит бюджета-2009 ожидался в  3 трлн. рублей, что составляет 7,4% ВВП.

        Также премьер-министр России  Владимир Путин сообщил о том,  что дефицит бюджета в 2009 году  составит около 8%, сумма его  покрытия из резервного фонда  составит около 3 трлн. рублей. 

        На  заседании кабинета министров  Владимир Путин, премьер-министр РФ, отметил что решение проблемы дефицита должно осуществляться из накопленных в прошлые годы резервов либо, если возникнет такая необходимость– за счет заимствований на рыночных условиях.

        В целом же, существовавший до  кризиса  профицит российского бюджета имеет  огромное значение – сформированы резервные фонды, за счет которых  в настоящее время и погашается дефицит бюджета и негативное влияние кризиса на страну. Средства, остающиеся после всех расходов идут на дополнительное финансирование наиболее важных и нуждающихся в финансовой помощи отраслях хозяйства, на социальные цели и т.д. 

2.3. Бюджетное планирование  на 2010-2012 годы 

              Согласно проекту  бюджета  на 2010-2012 годы, доходная часть   федерального бюджета в 2010 году  должна составить 6 636,2 млрд. рублей (15,7% ВВП). Расходы  по планам властей предполагаются равными 9 822,8 млрд. рублей (23,2% ВВП). Расчетный размер дефицита соответствует 7,5% ВВП. Но даже в рамках текущей экономической ситуации эта величина не выглядит убедительной. Она остается явно заниженной, хотя чиновники неоднократно подтягивали ее в прогнозах. 

   По  отношению к сократившемуся ВВП  бюджетный дефицит в 2010 году может  составить 20%. В силу объективных  причин доходы казны окажутся значительно  меньшими, чем сейчас ожидается. Промышленный спад в стране не прекратится в ближайшие два года. Возможно есть большая вероятность, что к осени 2010 года последует его усиление. Ожидаемое окончание мировой финансовой стабилизации приведет к снижению цен на углеводороды, металлы и иные виды сырья. Экспорт из России сократится, как и его рентабельность. Продолжится разорение малых и средних предприятий. 

   В таких условиях исполнение бюджета, несмотря на привлечение заемных  средств, значительное повышение тарифов  и акцизных сборов, окажется крайне затруднительным. Власти, возможно могут придти к урезанию социальных расходов, что приведет к дальнейшему сокращению потребительского спроса в стране и сыграет на усиление кризиса. Уже в текущих условиях как мы видим не планировалось повышение зарплат бюджетников и пособий по безработице. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

        К положительному балансу экономики  следует стремиться всем. Но не  всегда это возможно осуществить  в короткие сроки и экстренными  мерами. 

        Значение сбалансированности бюджета очень велико – часть средств бюджета будет оставаться после его расходования, а в этой ситуации «небольшой профицит» стране не помешает. Кроме того, профицит может использовать в погашении госдолга страны. Это очень важно в частности для России. Но в настоящее время в РФ из-за мирового кризиса профицит прошлых лет сменился дефицитом бюджета, и сформированные запасы до 2008 года не совсем успешно помогают преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране.  

        Как мне кажется, под конец   2010 года можно ожидать новый, более острый банковский кризис. Бюджетный дефицит 2010 года без радикального сокращения расходов не может оказаться меньше, чем в 2009 году. Хозяйственная ситуация в стране позволяет оценить перспективу исключительно как негативную. 

   Неплановые  расходы могут привести к исчерпанию валютных резервов правительства, несмотря на попытки их сохранить. Все это  сделает бюджет государства невыполнимым в плановых величинах. Так что  сбалансированность бюджета нашей  страны мы не почувствуем в ближайшие 3-4 года.

    

    

    

     

                             

   Список  использованной литературы 

   1. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2003. — 544 с.

   2. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004. С. 12-15.

   3. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003. — 838 с.

   4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 687с.

   5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 540 с.

   6. Врублевская О.В., Романовский М.В Бюджетная система Российской Федерации. – М., 2006. – 838 с.

   7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.- М.: Дашков и Ко, 2008. – 458 с.

   8. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система РФ. – М., 2007. – 539 с.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит