Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

В то же время зарубежная практика оформления военно-служебных отношений в последние десятилетия шла несколько иным путем.

Вооруженные силы США комплектуются на добровольной основе, т.е. основанием возникновения военно-служебного отношения является добровольное соглашение сторон. Оформление возникновения военно-служебных отношений зависит от состава военнослужащих, к которому будет причислено лицо, поступающее на военную службу. Производство в офицеры осуществляется по указу президента США. Документом, закрепляющим поступление гражданина в вооруженные силы США в качестве офицера, является грамота о производстве в первое звание офицера,413 которая свидетельствует о возникновении иного (особого) военно-служебного отношения.

Комплектование рядовым и сержантским составом  вооруженных сил США осуществляется по добровольному принципу вербовки и заключения индивидуальных контрактов о прохождении военной службы на определенный срок.

Вооруженные силы Великобритании с момента возникновения в середине XVII и до начала ХХ столетия комплектовались исключительно по найму414. Система возникновения и оформления военно-служебных отношений в Великобритании аналогична американской, однако имеет  свои особенности. Комплектование рядовым составом армии Великобритании осуществляется исключительно за счет вербовки добровольцев по контрактам. Лица, поступающие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают контракты сроком от 3 до 22 лет, в ВМС – от 12 до 22 лет415.

В ФРГ почти половина общей численности вооруженных сил составляют военнослужащие по призыву, а остальные – добровольцы по контракту и кадровые военнослужащие. Контракт заключается рядовыми и унтер-офицерами на срок от 2 до 12 лет416. На военную службу по контракту могут поступить граждане в возрасте до 40 лет, как не состоящие на военной службе, так и проходящие ее по призыву. Кадровыми военнослужащими являются офицеры, военная служба которых не ограничена какими-либо сроками, т.е. она избирается в качестве постоянной профессии.  На кадровую военную службу может также поступать рядовой и унтер-офицерский состав417.

Во Франции комплектование вооруженных сил осуществляется на основе призыва и добровольного поступления на военную службу. Военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу, по своему правовому положению подразделяются на кадровых военнослужащих и на военнослужащих по контакту. Добровольцы заключают контракт на срок от 3 до 5 лет и в дальнейшем могут продлевать его в течение 15 лет418.

Поступление на службу в армию в качестве профессионального военнослужащего осуществляется в соответствии с принципами, регулирующими во Франции государственную службу, выбранную в качестве профессии.

Прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных федеральных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, регламентируется сводом нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой данного вида государственной деятельности.

К военнослужащим относятся:

 офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты  военных образовательных учреждений  профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие  военную службу по контракту;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

 курсанты военных образовательных  учреждений профессионального образования  до заключения контракта419.

Граждане, поступающие на военную службу по призыву и лица заключающие контракт о прохождении военной службы, вступают в военно-служебные отношения, т.е. такие общественные отношения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами складываются между гражданами в связи и по поводу выполнения воинской обязанности. При  поступлении на военную службу они зачисляются в штаты воинских частей (учреждений) и занимают там должности, соответствующие присвоенным им воинским званиям.

Под прохождением военной службы понимается:  изменение служебно-правового положения военнослужащих, а также призванных на военные сборы военнообязанных, в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения.

К числу таких юридических фактов относятся, например, зачисление лица на действительную военную службу, призыв на военные сборы, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с действительной военной службы в запас или в отставку, окончание военных сборов и т.п.

Законодательством установлены начальный и конечный моменты состояния на действительной военной службе, которые можно рассматривать как юридические факты, вызывающие возникновение или прекращение военно-служебных отношений.

Таким образом, военная служба, определенная в законодательстве как особый вид федеральной государственной службы (п.1 ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), является сложным правовым институтом. Она регулируется нормами конституционного, административного, финансового, уголовного и некоторых других отраслей российского законодательства, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы. Реализация принципа единства государственной службы объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной службы. Эту задачу на сегодняшний день, не решает Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», что требует внесения соответствующих изменений в него или принятия единого правового акта, например, Кодекса государственной службы Российской Федерации420.

Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук: «Государство вынуждено реагировать на чрезвычайные, экстремальные, кризисные, экстремистские, военные ситуации и управлять ими в интересах страны»421. Но последствиями такого концептуально необоснованного «реагирования» является структура военной организации государства, которая не отвечает ни целям государства, ни его функциям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Единое правовое регулирование организации военной службы и правового положения военнослужащих в Российской Федерации осуществляется в настоящее время Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Указанные законодательные акты так же не определяют предназначения государственной службы в целом и ее отдельных видов, в том числе военной.

Недостаточность правового регулирования военной службы является одной из проблем правового обеспечения организации военной службы. До настоящего времени не приняты федеральные законы: «О Вооруженных Силах Российской Федерации», предусмотренный Федеральным законом «Об обороне» (п.5 ст.10), которым бы определялись цели, задачи, функции Вооруженных Сил, методы решения задач, т.е. фактически было бы нормативно определено их правовое положение в государстве; «О профессиональных союзах военнослужащих», предусмотренный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 2 ст. 9), которым был бы предусмотрен эффективный институт защиты социально-экономических прав военнослужащих во внесудебном порядке. Учеными также предлагается принятие ряда других законодательных актов, которые бы способствовали созданию отлаженного механизма правового регулирования как области применения военной службы, так и совершенствования института военной службы: «О военной реформе»422, «О военной полиции»423,  «О дисциплинарном аресте военнослужащих в Российской Федерации»424, «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций»425 и др.

Можно выделить два направления аргументации отнесения военнослужащих   к   государственным   служащим:   во-первых, все военнослужащие являются государственными служащими вследствие того обстоятельства, что военная служба – вид государственной службы; во-вторых, государственными служащими являются не все, а часть военнослужащих, проходящих военную службу в органах управления Вооруженными Силами и другими войсками, государственных органах. Однако официальное определение государственного служащего, закрепленное ст.3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119 «Об основах государственной  службы  Российской  Федерации» гласит:  «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном   федеральным   законом,   обязанности  по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета   соответствующего субъекта Российской Федерации».  В этом же Законе также определено, что государственная должность государственной службы является должностью категории «Б» или «В», включенной в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации (п.2 ст.1). Под государственной службой в указанном Законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (п.1. ст. 2).

Рассматривая указанные проблемы А.В. Кудашкин определяет две группы задач правового обеспечения организации военной службы в Российской Федерации, которые не разрешены действующим законодательством426.

Первая группа вызвана необходимостью совершенствования правового обеспечения  организации военной службы по причине:

несоответствия сущностного предназначения военной службы решаемым задачам, исполняемым функциям, применяемым областям общественных отношений;

недостаточной разработанности правового обеспечения военной реформы; 

снижением престижа военной службы;

снижением воинской дисциплины в войсках;

недостаточностью, несистемностью и пробельностью регулирования организационно-правовых вопросов исполнения военной службы;

отсутствием системы гражданского контроля военной службы: деятельности органов государственной власти, наделенных полномочиями в военной сфере, и органов военного управления, воинских должностных лиц все уровней,  соблюдение прав и свобод военнослужащих.

Вторая группа связана с совершенствованием правового института военной службы:

отсутствие научного определения понятий «военная служба» и «военнослужащий»;

противоречия законодательства о государственной службе и военной службе;

сложности в определении системы и классификация принципов военной службы;

отсутствие системы нормативных правовых актов для регулирования  вопросов военной службы и ее совершенствование.

Разрешение данных проблем вопрос не одного дня. Сравнительно-правовой анализ регулирования в России и развитых зарубежных государствах позволяет определить основные направления развития правовых основ и регулирования военной службы:

Во-первых, это последовательное решение в законодательстве проблем правового обеспечения организации военной службы в Российской Федерации;

Во-вторых, совершенствование организационно-правовых основ военной службы, возможно путем возврата к кадровой военной службы, не ограниченной сроками военной службы;

В-третьих, создание системы продвижения по военной службе как юридических оформленных процедур, предусматривающих возможности перехода военнослужащих из низшего состава в высший; объективные процедуры аттестации военнослужащих, вызывающие карьерные последствия;

В-четвертых, дальнейшее совершенствование отдельных видов юридических санкций, применяемых к военнослужащим за совершенное правонарушение, а также  теоретико-правовое обоснование и внедрение в практику новых;

В-пятых, систематизация (кодификация) военного законодательства в целях устранения существующих противоречий и несоответствий, многочисленных пробелов в правовом регулировании.

Развитие законодательного обеспечения военной службы должно осуществляться по следующим основным направлениям:

закрепление   позитивным правом понятия военной службы, отражающим ее суть и содержание, особенности, а также место в системе государственной службы Российской Федерации, посредством принятия Федерального конституционного закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации» или внесения дополнений в Конституцию Российской Федерации;

последовательное (поэтапное) решение действующим законодательством  правовых проблем  организации военной службы в целях устранения его противоречивости, фрагментарности и правовых пробелов путем систематизации законодательства на начальном этапе в форме инкорпорации и  с последующей кодификацией законодательства о военной службе; 

разработка и законодательное закрепление институтов гражданского контроля над военной организацией государства в интересах безопасности общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Конституционно-правовые аспекты правового положения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

2.1. Понятие  и виды военнослужащих. Правовое  положение военнослужащих в Российской  Федерации.

 

Основным субъектом правоотношений, возникающих в ходе военной службы, является военнослужащий. В.И. Даль трактуя значение слова «служащий», дает ему следующее определение: «человек состоящий на какой-либо службе; служивый, военнослужащий, нижний чин, служащий или отставной; служилый, служивый, или подлежащий службе, обязанный; ко службе относящийся. Служилые люди -  ратные, воинские чины»427.

Профессор А.М. Добровольский считал, что «военнослужащими должны признаваться все те лица, которые, находясь в указанных отношениях к государству, непосредственно или косвенно своею обязательною деятельностью в армии и в военном управлении содействуют осуществлению задач вооруженной борьбы государства»428. 

По определению А.В. Кудашкина, «военнослужащий – лицо, состоящее на военной службе. Военнослужащие представляют собой социальную группу,  состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учреждениях и действующих государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба»429.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы