Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает  в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно.

Развитие социальной инфраструктуры общество обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительства и эксплуатации жилого фонда,  в сфере услуг и так далее.

Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано  с деятельности фирм, корпораций, благотворительных  организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара [2, с. 211-212].

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:

  1. политика обеспечения занятости;
  2. политика регулирования доходов населения;
  3. политика социальных гарантий;
  4. политика социальной защиты;
  5. полтика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Последняя структурная  составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения [3, с. 200].

Политика  занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах, но главными из них можно считать следующие:

  • принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;
  • принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • принцип предоставления социальной защиты безработным [3, с. 203].

Политика  регулирования доходов населения – это еще одна составляющая социальной политики. Она представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия государства в области доходов [3, с. 203].

Инструментами государства  для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат:

  • трансфертные платежи;
  • налоги;
  • регулирование цен и другие.

При социально ориентированном  подходе политика регулирования  доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает важное место. Ее главная задача не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая и вторая задача – сгладить поляризацию населения по доходам. Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества [2, c. 223].

Политика социальных гарантий должна  быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой – не умело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место и она должна разрабатываться особенно тщательно. Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных  минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ –  величина не постоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.

Минимальный потребительский  бюджет в свою очередь имеет несколько  видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и других), а также для средней семьи состоящей из 4 человек.

Еще одним важным видом  минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы [3, с. 209].

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимуму заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных видов  в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности [3, с. 210].

В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (например, пособия по безработице), а в натуральной она реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и тому подобное.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми  для социальной защиты, являются:

  • социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска;
  • социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размеров;
  • социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума [3, с. 210-211].

Новая структурная составляющая социальной политике – защита здоровья и экологическая безопасность. Она должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных тенденций:

  1. депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья под влиянием распространения новых грозных болезней (СПИД и других), распространения наркомании, алкоголизма и прочее;
  2. нарастание опасности экологической катастрофы.

При взаимном сочетании  эти причины настолько грозные, что способны поставить «точку»  в самом существовании человеческой цивилизации.

Если учесть, что без  здорового населения не только прогрессивно развивающаяся, но и вообще никакая  экономика невозможна, то становится ясно важнейшая роль этого направления  социальной политики. В ее проведении существует все более требовательная и острая необходимость. Всего два – три факта. Как отмечают специалисты, последние десятилетия даже среди детей все больше распространяется бронхиальная астма – «подарок» современной экологии. Таких детей в США – 13%, в Великобритании – 10%. В других странах еще больше. Эти дети в скором будущем неизбежные инвалиды. Все более угрожающие масштабы среди молодежи принимает распространение инфекционных, психических и венерических заболеваний. Здоровье даже в молодом возрасте становится в современном мире  проблемой [3, с. 213].

Понятно, что при социально-ориентированном подходе рассматриваемое направление политики должно стать во главы угла и быть приоритетным.

 

Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.

Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами [3, с. 335].

Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходов  населения.

Под доходами понимают общую  сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные платежи).

Несмотря на различия этих форм доходов, каждая из которых  имеет свою собственную сущность, все они могут представляться в виде: номинального, располагаемого и реального.

При этом доход, оцениваемый  в денежном выражении, есть номинальный  доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов [2, с. 224].

Также уровень жизни  зависит от фактического потребления  материальных и духовных благ и от развития потребностей.

Уровень потребления – это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления:

  • индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека;
  • коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;
  • общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны. Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может [1, с. 335].

Уровень жизни можно  рассматривать не только при анализе  благосостояния отдельных групп  населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных  странах.

Для оценки уровня жизни применяется ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения семью; потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.

Потребление основных продуктов на душу населения – это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что  разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно-обоснованные (рациональные).

Для подсчета реальных норм используют показатели потребления  населения всей страны. Иногда применяются  показатели потребления части населения, например детей, инвалидов и так далее. Это касается товаров  услуг, которые потребляются лишь этой частью населения (детское питание, инвалидные коляски).

Реальные нормы потребления  используются для сравнения с  научно обоснованными нормами потребления. Последние разрабатываются, чтобы знать, к каким показателям можно стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой.

Потребительская корзина –  расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.

Потребительская корзина  используется для расчета минимального потребительского бюджета, исходя из стоимости  потребительской корзины в действующих  ценах. Она  служит также базой  сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Потребительский бюджет семьи – семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики