Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40
Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно.
Развитие социальной инфраструктуры общество обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительства и эксплуатации жилого фонда, в сфере услуг и так далее.
Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельности фирм, корпораций, благотворительных организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара [2, с. 211-212].
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:
Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения [3, с. 200].
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах, но главными из них можно считать следующие:
Политика
регулирования доходов
Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат:
При социально ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает важное место. Ее главная задача не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая и вторая задача – сгладить поляризацию населения по доходам. Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества [2, c. 223].
Политика социальных гарантий должна быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой – не умело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место и она должна разрабатываться особенно тщательно. Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.
Понятно, что МПБ – величина не постоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.
Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и других), а также для средней семьи состоящей из 4 человек.
Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы [3, с. 209].
Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимуму заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.
Кроме названных видов в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности [3, с. 210].
В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (например, пособия по безработице), а в натуральной она реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и тому подобное.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций объемов, форм, в которых они проявляют себя.
Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:
Новая структурная составляющая социальной политике – защита здоровья и экологическая безопасность. Она должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных тенденций:
При взаимном сочетании
эти причины настолько грозные,
что способны поставить «точку»
в самом существовании человече
Если учесть, что без здорового населения не только прогрессивно развивающаяся, но и вообще никакая экономика невозможна, то становится ясно важнейшая роль этого направления социальной политики. В ее проведении существует все более требовательная и острая необходимость. Всего два – три факта. Как отмечают специалисты, последние десятилетия даже среди детей все больше распространяется бронхиальная астма – «подарок» современной экологии. Таких детей в США – 13%, в Великобритании – 10%. В других странах еще больше. Эти дети в скором будущем неизбежные инвалиды. Все более угрожающие масштабы среди молодежи принимает распространение инфекционных, психических и венерических заболеваний. Здоровье даже в молодом возрасте становится в современном мире проблемой [3, с. 213].
Понятно, что при социально-ориентирован
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами [3, с. 335].
Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходов населения.
Под доходами понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:
Несмотря на различия этих форм доходов, каждая из которых имеет свою собственную сущность, все они могут представляться в виде: номинального, располагаемого и реального.
При этом доход, оцениваемый в денежном выражении, есть номинальный доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов [2, с. 224].
Также уровень жизни зависит от фактического потребления материальных и духовных благ и от развития потребностей.
Уровень потребления – это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления:
Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.
Для оценки уровня жизни применяется ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения семью; потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения – это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно-обоснованные (рациональные).
Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Иногда применяются показатели потребления части населения, например детей, инвалидов и так далее. Это касается товаров услуг, которые потребляются лишь этой частью населения (детское питание, инвалидные коляски).
Реальные нормы потребления
используются для сравнения с
научно обоснованными нормами
Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.
Потребительская корзина
используется для расчета минимального
потребительского бюджета, исходя из стоимости
потребительской корзины в
Потребительский бюджет семьи – семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.