Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40
Важное направление системы социальной защиты – охрана материнства и детства. За 2001 – 2005 годы размеры детских пособий увеличились более чем в 4 раза. Так, если в 2001 году пособие на ребенка в возрасте до 3-х лет составляло около 22 тысяч рублей, то в 2005 году – более 98 тысяч рублей.
Продолжилось также реформирование национальной системы здравоохранения, повысился уровень эффективности управления и использования бюджетных средств. Проводится масштабная реконструкция и техническое переоснащение всех без исключения медицинских учреждений, обеспечивается тесное взаимодействие науки и практики через создание республиканских научно-практических центров (медицинской радиологии и экологии человека и других), стирается грань между медицинским обслуживанием обслуживания горожан и сельских жителей, повышается заработная плата медицинских работников. Создается сеть государственных унитарных хозрасчетных учреждений здравоохранения, которые предоставляют платные медицинские услуги по доступной цене. Развивается система медицинского страхования.
В республике отмечается
стабилизация медико-демографической ситуаци
В стране гарантировано бесплатное общедоступное среднее образование. На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 6% ВВП.
Сохранилось бесплатное среднее специальное и высшее образование, которое может получить молодой человек на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской сельской молодежи.
В соответствии с требованиями национальной экономки постоянно совершенствуется объемы и квалификационная структура подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Ежегодно в учебных заведениях профтехобразования вводится по 20–30 интегрированным профессиям. Около 70% выпускников за период обучения получают две и более квалификации.
Выявлением и поощрением
одаренных молодых людей
Анализ реализации социальной политики в Республике Беларусь в 2006-2010 годах
Основные цели проводимой в 2006-2010 годах социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда (в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи), государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс. руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб. (после деноминации 2000 года). В 2009 – 136790 тыс. руб. В январе-октябре 2010 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 году в сопоставимых ценах на 6,8%. Значительно снизила уровень бедности, повысилась покупательная способность населения и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой.
Оценка перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения доступности образования, здравоохранения и социальной защиты.
Целенаправленная
Данные, характеризующие уровень жизни населения за 2006 – 2010 года, представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Основные показатели уровня жизни населения за 2006 – 2009 года
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | |||
416,9 |
503,9 |
648,2 |
753,6 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | |||
582,3 |
694 |
868,2 |
981,6 |
Средний размер назначенных (пенсий на конец года), тыс. руб. | |||
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
Удельный вес населения с уровнем располагаемых ресырсов ниже бюджета прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения | |||
11,1 |
7,7 |
6,1 |
5,4 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | |||
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году | |||
117,3 |
110 |
109 |
100,1 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году | |||
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось в программах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальной помощи.
Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь построена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребность населения пенсионного возраста.
Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) — лица пенсионного возраста.
Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном — 35% фонда оплаты труда) и работников (1% индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.
В последнее время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2010 – 136,2 тысячи человек.
Что касается безработицы, то она удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению (таблица 1.4).
Таблица 1.4 – Уровень зарегистрированной безработицы
Уровень зарегистрированной безработицы | |||
(в процентах
к численности экономически | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1,2 |
1 |
0,8 |
0,9 |
Замедлились темпы сокращения
численности населения. Ожидаемая
продолжительность жизни
На основании главы
можно сделать следующие
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика
занимает важное место в экономике,
так как ее главными целями являются
повышение общественного
Структура социальной политики
представлена следующими направлениями:
политикой обеспечения
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни.
Согласно данным ООН, индекс развития человеческого потенциала за 2010 год в Германии и Швеции равен 0,885, в Беларуси – 0,732, в России – 0,719. Таким образом, Швеция и Германия относятся к странам с высоким ИРЧП, а Беларусь и Россия – к странам со средним ИРЧП.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Экономическая теория: учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под редакцией М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Мн.: Современная школа, 2011. – 390 с.
2. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебное пособие / Н.И. Базылев. – Мн.: Современная школа, 2007. – 288 с.
3. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: учебное пособие для вузов / Э.А. Лутохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. – 437 с.
4. Прокофьева,
Н.Г. Экономика зарубежных
5. Курс экономической
теории: учебник для студентов
по экономическим
6. Гутник, В. Германия:
дорога к подъему / В. Гутник
// Мировая экономика и
7. Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза [Текст] / В.В. Антропов. – М.: Экономика, 2006. – 271 с.
8. Экономические факторы мирового развития [Текст] / А.Е. Дайнеко, [и др.]; под ред. А.Е. Дайнеко. – Мн.: Дикта, 2007. – 392 с.