Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

В 2001 году в Швеции вступила в действие пенсионная реформа, заменившая систему основных и дополнительных пенсий, существовавшую с 1960 года. Ее главной причиной стали последствия «демографического перехода» и соответственно увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Если в начале 80-х годов прошлого столетия лица в возрасте 65 лет и старше составляли чуть более 16% населения, в 2000 г. их количество было 17,2%, то по прогнозам к 2030 г. число пенсионеров должно приблизиться к 24% общего населения страны [10, с. 87].

Пенсионные выплаты  в новой системе базируются на твердом размере страховых взносов  – 18,5%, из которых 16% используются для  финансирования основной пенсии, а 2,5% переводятся на индивидуальный счет застрахованного, на котором в течение его трудовой жизни накапливаются страховые взносы и проценты от капитализации, используемые затем для выплаты дополнительной части пенсии.

В условиях любого социального государства важное место в системе социальной защиты занимает пенсионное обеспечение инвалидов. Отношение общества и государства к инвалидам может служить показателем результативности социальной политики государства в целом. В рамках правительственных программ существуют различные меры по улучшению материального положения инвалидов и их трудоустройства. В этих целях предусматривается обеспечение инвалидов работой с учетом степени потери трудоспособности и личных склонностей к выполнению определенных видов работ. Таким образом, в отличие от других стран мира, в которых в отношении инвалидов практикуется широко распространенный принцип приспособления их к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных условиях, таких, как работа на дому, специальные предприятия и др., в Швеции на государственном уровне проводится политика сведения к минимуму этого принципа, цель которой – сделать инвалидов полноправными членами трудового коллектива и общества в целом. В отличие от большинства стран, в которых материально обеспечивается только полная инвалидность, в Швеции существует и пенсионное обеспечение частичной инвалидности.

Размер пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания составляет от 50 до 100% базовой суммы. Полная пенсия по инвалидности равна пенсии по старости вместе с пенсионной надбавкой. При достижении 65 лет вместо пенсии по инвалидности выплачивается пенсия по старости [7, с. 210-211].

Действие социальной политики в сфере здравоохранения  предусматривает системы страхования  по болезни и страхование родителей. Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

Обязательное медицинское  страхование охватывает различные  выплаты в связи с посещениями  врача, стоматолога, лечением в больнице и так далее. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию.

Расходы на лечение в  больнице по болезни или в связи  с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент  не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице - 2 года. Застрахованное лицо. Посетившее медицинское учреждение имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных - частично.

Стоматологическое страхование  является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тысяч крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной конторы социального страхования.

Пособие по болезни - компенсация, выплачиваемая за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера.

При рождении ребенка  система страхования родителей  обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка  пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты.

Несмотря на то, что  среди экономически развитых стран  Швеция считается своеобразным эталоном в области решения вопросов занятости, безработица все же остается одной  из ключевых проблем социальной политики страны. Как правило, ее уровень зависит от состояния экономической конъюнктуры как внутри страны, так и за ее пределами, от спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, демографических факторов и многих других причин. В среднем за весь послевоенный период уровень безработицы составлял 1,8 – 2,4%, что было не только низким, но и просто недостижимым для многих экономически развитых стран мира показателем.

Активная политика на рынке труда является одной из основных  составляющих шведской социальной политики. В течение всего послевоенного времени безработица в Швеции никогда не превышала 4%. Однако циклический спад начала 90-х привел к росту безработицы, уровень которой в 1995 году составил 7,7%, снизившись к 2006 году до 6,9%, однако затем поднявшись в 2010 году до 9,3%. Таким образом, проведение политики полной занятости – приоритетная задача шведского правительства. И это понятно: ведь в стране, где численность наемных работников составляет немногим более 4 млн. человек и где на каждого пенсионера приходится всего трое работающих, уровень безработицы, приближающийся к 6% (а для многих развитых стран именно такой показатель является признаком полной занятости), чреват опасными экономическими и социальными последствиями. Отличительная особенность шведской политики полной занятости состоит в том, что она охватывает все взрослое население без исключения, а не только его экономически активную часть. Это гарантирует увеличение занятости трудоспособного населения, несмотря на хозяйственную конъюнктуру рынка. 

 

 

 Анализ  реализации социальной политики в России

 

 

Нынешнему этапу развития российского общества и экономики  присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между  потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы.

Поскольку социальная сфера  в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря на снижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%.

Не менее важной задачей  для социальной политики Российской Федерации является преодоление  несправедливости в распределении  доходов. Их дифференциация в последние  годы значительно выросла. По этому  показателю Россия вошла в число  стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения [11, с. 17].

По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) величина прожиточного минимума 2010 год в среднем по Российской Федерации составила 5902 российских рубля на душу населения (в среднемесячном исчислении).

По данным Росстата, исходя только из уровня денежных доходов, в 2010 году доля бедного населения в России составила примерно 13,1%. Под бедным населением понимаются граждане, имеющие реальный доход на душу населения ниже прожиточного минимума.

Важнейшей обязанностью государства является обеспечение  социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальном государстве. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот ветеранам, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедической обуви и другое. Одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.

Следует отметить, что  наблюдается рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах.

Для решения проблемы занятости и безработицы необходимо принятие таких мер, как:

  • увеличение занятости в малом предпринимательстве, не требующее, как известно, значительных дополнительных затрат и возможное в результате дополнительных правовых мер и облегчения кредитования, более рационального использования недвижимости,
  • расширение масштабов общественных работ и временной занятости, особенно на начальной стадии преодоления кризиса на рынке труда;
  • сжатие теневого сектора, что позволит более точно оценить реальные масштабы занятости населения.

На мой взгляд, одной  из самых главных проблем социальной политики российского государства  является рост бедности. Происходит явное  изменение структуры бедного  населения. К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда [12, с. 8].

В числе первоочередных мер должны быть осуществлены: усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Недостаточная адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

Следует заметить, что  оформить государственную трудовую пенсию в России имеют право мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, определенным категориям граждан (например, работавшим на Крайнем Севере, военнослужащим, участникам боевых действий) пенсия назначается с более раннего возраста или в повышенном размере. Размер выплат устанавливается законодательно и в определенной степени зависит от заработка в течение жизни.

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Также осуществляется реформа, основными принципами которой являются: открытость информации о состоянии  здоровья населения; создание рынка  медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Система здравоохранения требует структурных и функциональных преобразований, обеспечивающих:

  • устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;
  • приоритетность в системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа жизни;
  • повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;
  • защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним  из аспектов усиления рыночного механизма  с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения  [13, с. 18-19].

Повышение уровня жизни  россиян является важнейшей программной  задачей социальной политики Российского  государства. В числе приоритетов  Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики