Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40
Прожиточный минимум – стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимально допустимые. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики [1, с. 336-337].
Прожиточный минимум используется в качестве базы обоснования минимальной заработной платы. Минимально заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд.
Более сложным является показатель качества жизни. Он характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Другими словами, качество жизни – это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.
Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30 – 40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.
Разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Так, например, для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучно.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.
Бедность – это состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета.
Выделяют абсолютную
и относительную черту
Абсолютная черта бедности – минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище.
Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности.
Бедность характеризуется следующими показателями:
Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оно изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.
Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
Коэффициент остроты бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%.
Черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространение получило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходов населения. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40 – 60% от уровня среднего дохода взрослого человека [1, с. 340-341].
Следует заметить, то, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.
К числу наиболее используемых показателей
используемых для дифференциации доходов
относятся децильный
Децильный коэффициент показывает во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения выше, чем доходы 10% наименее обеспеченного [4, с. 21].
Индекс Джини характеризует уровень концентрации доходов. Его значения могут колебаться от 0 (когда доходы распределяются равномерно, т.е. поровну) до 1 (когда все доходы страны концентрируются в руках одного субъекта) [4, с. 22].
Одним из наиболее известных способов
измерения неравенства в
Если мы разделим все население страны на 4 части, то есть по 25%, и совокупные доходы общества также по 25%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределения доходов (рис. 1).
Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 25% населения, затем, добавив вторую группу, получаем 50% населения, затем 75% и, наконец, 100%. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 25%, затем 50%, далее 75% и 100%. Если бы 25% населения получали бы 25% совокупных личных доходов, 50% населения – 50% доходов и так далее, то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 25% населения получают 10% доходов, 50% населения – 25% доходов, 75% населения – 50% доходов, и, наконец, 100% населения – 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике ) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью [5, с. 643-644].
Таким образом, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в уровне доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая.
Однако существует объективная сложность расчета ряда из указанных показателей. Поэтому попыткой обобщить некоторые наиболее важные из приведенных характеристик уровня и качества жизни является показатель, предложенный и ежегодно рассчитываемый ООН, под названием индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Величина ИРЧП рассматривается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования; уровня валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.
Индекс ожидаемой
где - индекс ожидаемой продолжительности жизни;
- ожидаемая продолжительность жизни;
- минимальная продолжительность жизни в мире (25 лет);
- максимальная продолжительность жизни в мире (85 лет).
Индекс уровня образования рассчитывается по следующей формуле:
где - индекс уровня образования;
- доля грамотных в возрасте 15 лет и старше;
- доля охвата образования населения в школьном и студенческом возрасте.
Индекс уровня ВВП упрощенно может быть представлен как отношение национального ВВП на душу населения, скорректированного по паритету покупательной силы (ППС), к среднемировому значению этого показателя.
В соответствии с величиной ИРЧП ООН выделяет страны с высоким (ИРЧП более 0,800), средним (0,500-0,799) и низким (менее 0,500) уровнем развития человеческого потенциала. В наиболее развитых странах он приближается к 1,0 [4, с.22-23].
Рассмотрев данную главу можно сказать, что само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни, осуществление принципа социальной справедливости. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Чем выше потребности, тем выше уровень жизни. Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Поэтому задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости.
Разумеется, сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволит значительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХСТРАНАХ
Анализ реализации социальной политики в Германии
Социальная политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму [6, с. 71].
Одна из целей социальной политики Германии – смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.
Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Право на социальную помощь основывается на одностороннем праве требования на получение социальной помощи, обусловленном определенными жизненными обстоятельствами.
На сегодняшний день 8,5% населения страны являются получателями социальной помощи. Около 3 млн. человек получают ежемесячное «пособие на обеспечение жизни» или единичные выплаты для решения отдельных материальных проблем. Годовой прирост получателей социальной поддержки составляет приблизительно 7%. Из всего количества получателей социального пособия около 56% составляют женщины. Каждый третий «социальщик» моложе 18 лет. Иностранцев среди постоянных «клиентов» отделов соцобеспечения 23%. При кажущейся значительной цифре это всего лишь 9% общего количества граждан, не имеющих немецкого паспорта. Цифры для благополучной в общем-то Германии довольно значительные. Небольшие (по меркам Германии) суммы, выплачиваемые ежемесячно «социальщикам», разумеется, не могут идти ни в какое сравнение с полноценной заработной платой, но тем не менее позволяют им неплохо жить за государственный счет [7, с. 141].