Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40
На основе рассмотренного материала можно сказать, что социальная политика в Германии, Швеции, России, несмотря на имеющиеся недостатки, развивается на достаточно высоком уровне. Так, социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всем нуждающимся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, а если и относятся к нуждающимся, то уровень пособий им позволяет не работать и находится у государства на попечении годами. Социальная политика в Швеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, однако в последние годы модель дает сбои из-за установления высоких налогов трудящихся. Широко используется система социального страхования. Уровень жизни в Швеции является одним из самых высоких в мире. В системе социальной политики России наблюдается постепенный рост уровня жизни населения, следует также отметить, что возраст, с которого граждане Российской Федерации, могут оформить пенсию, гораздо ниже, чем в Германии и Швеции. Однако в России существует проблема бедности, поэтому необходимо предпринимать соответствующие эффективные меры для ее преодоления.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализ
реализации социальной
В советский период развитие
социального комплекса
Каждая республика стала
искать свой путь развития. Многим он виделся
в расширении экономической
Второй этап развития социальной политики начался с середины 90-х годов, и его отличительной чертой стал переход от патерналистской модели к адресной социальной защите. Основные принципы данного этапа таковы:
При этом необходимо иметь в виду, что социальная политика не может рассматриваться как некая сепаративная и застывшая система. Являясь частью государственной политики, она так же, как государство, непрерывно развивается [14, с. 40-41].
На начальный период реформирования экономики (1991 – 1995 года) сопровождался спадом производства и снижением уровня жизни практически всех слоев населения. Кризисное падение уровня жизни наблюдалось в 1995 году: ВВП снизился до 65% к уровню 1990 года, реальные денежные доходы населения – до 62%, а реальная заработная плата – до 56%.
В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь в течение 1996 – 2000 годов были приняты меры, направленные на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Их реализация позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить значительный рост денежных доходов и заработной платы.
Таким образом, в период с 1990 – 1999 года наше государство пережило сложный этап социально-экономического развития, связанный со становлением его суверенитета и с переходом к социально-ориентированной экономике. Этот процесс трудный и болезненный для большей части населения. В Беларуси на всех этапах переходного периода старались это учитывать и поэтому реформирование экономики осуществлялось так, чтобы максимально снизить социальную цену осуществляемых экономических преобразований. Это не всегда удавалось и в конечном счете привело к тому, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларуси снизилась с 71,1 года в 1990 году до 68,6 в 1995 и 67,9 в 1999 году, в том числе мужчин – 62,2 и женщин – 73,9 года. Особенно тревожат данные о мужском населении сельской местности. Здесь мужчины в среднем умирают в трудоспособном возрасте (59,6), даже не дожив до пенсионного. В целом же за период с 1990 по 1999 год ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась на 4,1 года, женщин – на 1.7 и стала ниже уровня 1958 – 1959 годов (70,3 года) [14, с. 47].
Проблему усугубляет резкое ухудшение здоровья населения страны, о чем свидетельствует рост заболеваемости, который характерен для всех возрастных групп, включая детей.
В Республике Беларусь общая заболеваемость населения за 1991 – 1999 годы в целом по стране возросла на 40,5%. Крайне неблагоприятные тенденции роста заболеваемости отмечаются среди подростков 15 – 17 лет. Всего 13 – 15% всех выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 45 – 47% имеют функциональную патологию, 40% - хронические заболевания. Такое состояние здоровья подрастающего поколения являлось потенциальной угрозой безопасности страны.
Анализ реализации социальной политики в 2001 – 2005 годах
Прошедший этап характеризуется
положительными тенденциями повышения
уровня жизни населения. Важнейшим
индикатором устойчивого и
Эффективная политика государства
по повышению государственных
При значительном росте
денежных доходов уменьшается
Особенностью структуры денежных доходов переходного периода в республике является увеличение доли социальных трансфертов – пенсий, пособий, стипендий прочих выплат: в 2001 году – 20, 5, в 2004 году – 21,8 [15, C. 4-5].
В 2001 – 2005 годах обеспечены значительный рост денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности. Более высокими темпами повышались социальные трансферты, в первую очередь пенсии. По уровню средней заработной платы Беларусь среди стран СНГ находилась на третьем месте после России и Казахстана.
Данные, характеризующие уровень жизни населения за 2001 – 2005 года, представлены в таблице 1.1 [].
Таблица 1.1 – Основные показатели уровня жизни населения
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | |||
46,5 |
192,4 |
250,8 |
329,3 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | |||
58,9 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
Средний размер назначенных (пенсий на конец года), тыс. руб. | |||
36,4 |
113,9 |
172,6 |
211 |
Удельный вес населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения | |||
41,9 |
27,1 |
17,8 |
12,7 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | |||
114,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году | |||
112 |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году | |||
143,2 |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
1) Стоимостные показатели с учетом
деноминации (уменьшение в 1000 раз).
К приоритетным направлениям социальной политики в Республике Беларусь относится сокращение уровня малообеспеченности. Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу. Перед международным сообществом была поставлена задача (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) сократить вдвое к 2015 году долю населения проживающего в условиях бедности и крайней нищеты, то есть имеющего доход менее 1 – 2 доллара в день. К решению этой задачи присоединилась и Республика Беларусь.
Последовательное
За период 2001 – 2005 годов значительно снизилась доля населения с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума – с 9,9 в 2000году до 2% в 2005 году. Этот уровень можно считать чертой бедности – лица с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума при определенных условиях имеют право на получение адресной социальной помощи.
Своевременно и в полном объеме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчет. За 2001 – 2005 годы трудовые пенсии повышались 14 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое. При этом минимальная пенсия достигла бюджета прожиточного минимума.
Обеспечивается эффективная занятость населения. В результате принятых мер уровень безработицы за прошедшее пятилетие снизился с 2,1% до 1,5% (таблица 1.2). В стране создано более 22 тысяч новых рабочих мест.
Таблица 1.2 – Уровень зарегистрированной безработицы
Уровень зарегистрированной безработицы | |||
(в процентах к численности
экономически активного | |||
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2,1 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
Сохранена система
социальных льгот для самых уязвимых
категорий населения –