Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

На основе рассмотренного материала можно сказать, что  социальная политика в Германии, Швеции, России, несмотря на имеющиеся недостатки, развивается на достаточно высоком уровне. Так, социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всем нуждающимся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, а если и относятся к нуждающимся, то уровень пособий им позволяет не работать и находится у государства на попечении годами. Социальная политика в Швеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, однако в последние годы модель дает сбои из-за установления высоких налогов трудящихся. Широко используется система социального страхования. Уровень жизни в Швеции является одним из самых высоких в мире. В системе социальной политики России наблюдается постепенный рост уровня жизни населения, следует также отметить, что возраст, с которого граждане Российской Федерации, могут оформить пенсию, гораздо ниже, чем в Германии и Швеции. Однако в России существует проблема бедности, поэтому необходимо предпринимать соответствующие эффективные меры для ее преодоления.

 

 

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 Анализ  реализации социальной политики  в 1990 – 2000 годах

 

 

В советский период развитие социального комплекса Беларуси, как и других  республик СССР, осуществлялось в основном централизованно, и созданная система социальных гарантий во многом соответствовала ресурсным возможностям  и потребностям того времени. При этом центральное место занимали конституционные гарантии: право на труд и устойчивость получения доходов, а также конституционные гарантии доступности социально значимых благ, таких как образование, здравоохранение, культура, жилье, коммунальные услуги, отдых. В институциональной структуре советской социальной системы преимущество отдавалось социальному обеспечению по сравнению с социальным страхованием. Частное страхование и социальная благотворительность фактически были сведены на нет. Действовала жесткая централизованная тарификация заработной платы и нормирования труда. Распределение доходов осуществлялось в значительной мере   через общественные фонды потребления, что вело к сохранению относительно низкого удельного веса заработной платы в валовом внутреннем продукте. В решении проблем социального развития значительная роль отводилась предприятиям, трудовым коллективам и профсоюзам. В подчинении предприятий находились детские сады, учреждения здравоохранения, отдыха, питания . Снижение стимулов к высокопроизводительному труду как следствие уравнительной системы распределения доходов стало одной из причин краха советской социально-экономической системы.

Каждая республика стала  искать свой путь развития. Многим он виделся  в расширении экономической самостоятельности  как союзных республик, так и  внутриреспубликанских регионов. В декабре 1989 года было принято постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О первоочередных мерах по переводу Белорусской ССР с 1990 года на новые условия хозяйствования на основе самоопределения и самофинансирования». Предполагалось, что экономический суверенитет Белорусской ССР обеспечит в социальном плане стабилизацию и последующий устойчивый рост благосостояния населения на основе повышения эффективности производства. Однако уже через год стало понятно, что только переход к рынку даст возможность создать эффективную экономическую систему и значительно повысить уровень и качество жизни населения. Стратегия и тактика такого перехода была разработана в ряде документов – Программе перехода Белорусской ССР к рыночной экономике (1990 год), Программе социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 года (1995 год), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годах (1996 год) и  других документах. В эти и последующие годы начала формироваться собственная социальная политика Республики Беларусь. Выделяют два этапа в ее формировании. Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью, которой присущи жесткое регламентирование государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. На этом этапе социальная политика в Беларуси была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов. Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в экономике страны, в социальной сфере подтвердило бесперспективность попыток решить все социальные проблемы путем дальнейшего наращивания финансирования, а также тот факт, что без глубоких структурных изменений в сфере социальной политики невозможно повысить ее эффективность.

Второй этап развития социальной политики начался с середины 90-х годов, и его отличительной  чертой стал переход от патерналистской  модели к адресной социальной защите. Основные принципы данного этапа  таковы:

  • Предоставление трудоспособному населению всесторонних возможностей для получения достаточного дохода через заработную плату;
  • Государственное обеспечение регулирования сверхвысоких доходов экономическими методами для предотвращения усиления тенденций экономического неравенства в обществе и дестабилизации социальной обстановки;
  • Выражение государственной заботы о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему обеспечения в натуральном выражении и денежной форме.

При этом  необходимо иметь в виду, что социальная политика не может рассматриваться как некая сепаративная и застывшая система. Являясь частью государственной политики, она так же, как государство, непрерывно развивается [14, с. 40-41].

На начальный период реформирования экономики (1991 – 1995 года) сопровождался спадом производства и снижением уровня жизни практически всех слоев населения. Кризисное падение уровня жизни наблюдалось в 1995 году: ВВП снизился до 65% к уровню 1990 года, реальные денежные доходы населения – до 62%, а реальная заработная плата – до 56%.

В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь в течение 1996 – 2000 годов были приняты меры, направленные на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Их реализация позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить значительный рост денежных доходов и заработной платы.

Таким образом, в период с 1990 – 1999 года наше государство пережило сложный этап социально-экономического развития, связанный со становлением его суверенитета и с переходом к социально-ориентированной экономике. Этот процесс трудный и болезненный для большей части населения. В Беларуси на всех этапах переходного периода старались это учитывать и поэтому реформирование экономики осуществлялось так, чтобы максимально снизить социальную цену осуществляемых экономических преобразований. Это не всегда удавалось и в конечном счете привело к тому, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларуси снизилась с 71,1 года в 1990 году до 68,6 в 1995 и 67,9 в 1999 году, в том числе мужчин – 62,2 и женщин – 73,9 года. Особенно тревожат данные о мужском населении сельской местности. Здесь мужчины в среднем умирают в трудоспособном возрасте (59,6), даже не дожив до пенсионного. В целом же за период с 1990 по 1999 год ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась на 4,1 года, женщин – на 1.7 и стала ниже уровня 1958 – 1959 годов (70,3 года) [14, с. 47].

Проблему усугубляет резкое ухудшение здоровья населения  страны, о чем свидетельствует  рост заболеваемости, который характерен для всех возрастных групп, включая детей.

В Республике Беларусь общая  заболеваемость населения за 1991 – 1999 годы в целом по стране возросла на 40,5%. Крайне неблагоприятные тенденции  роста заболеваемости отмечаются среди  подростков 15 – 17 лет. Всего 13 – 15% всех выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 45 – 47% имеют функциональную патологию, 40% - хронические заболевания. Такое состояние здоровья подрастающего поколения являлось потенциальной угрозой безопасности страны.

 

 

 Анализ реализации социальной политики в 2001 – 2005 годах

 

 

Прошедший этап характеризуется  положительными тенденциями повышения  уровня жизни населения. Важнейшим  индикатором устойчивого и динамичного  развития общества наряду с ростом валового внутреннего продукта является увеличение доходов населения как основы повышения уровня его жизни. Реализация мер в области социальной политики позволила обеспечить значительный их рост. Намеченные в Программе 2005 года задачи по увеличению денежных доходов, заработной платы и сокращению малообеспеченности выполнены. За 2001 – 2005 годы номинальные денежные доходы населения увеличились в 5,3 раза. ВВП – в 5,4 раза. Реальный рост ВВП составил 1,3 раза денежных доходов с корректировкой на индекс потребительских цен – 1,5 раза, покупательной способности денежных доходов (соотношение с МПБ) – 1,5 раза.

Эффективная политика государства  по повышению государственных минимальных  социальных гарантий в области доходов  в совокупности с другими мерами обеспечила кардинальное снижение уровня малообеспеченности. Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократилась с 41,9%  в 2000 году до 17,8%  в 2004 году.

При значительном росте  денежных доходов уменьшается дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение  располагаемых ресурсов 10% наиболее 10% наименее обеспеченного населения снизилось за 5 лет с 5,8 до 5,2 раза.

Особенностью структуры  денежных доходов переходного периода  в республике является увеличение доли социальных трансфертов – пенсий, пособий, стипендий  прочих выплат: в 2001 году – 20, 5, в 2004 году – 21,8 [15, C. 4-5].

В 2001 – 2005 годах обеспечены значительный рост денежных доходов  населения и снижения уровня малообеспеченности. Более высокими темпами повышались социальные трансферты, в первую очередь пенсии. По уровню средней заработной платы Беларусь среди стран СНГ находилась на третьем месте после России и Казахстана.

Данные, характеризующие  уровень жизни населения за 2001 – 2005 года, представлены в таблице 1.1 [].

 

Таблица 1.1 – Основные показатели уровня жизни населения

2000

2003

2004

2005

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

46,5

192,4

250,8

329,3

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

250,7

347,5

463,7

Средний размер назначенных (пенсий на конец года), тыс. руб.

36,4

113,9

172,6

211

Удельный вес населения с  уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, в процентах от общей численности  населения

41,9

27,1

17,8

12,7

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,1

103,9

109,8

118,4

Реальная заработная плата, в процентах  к предыдущему году

112

103,2

117,4

120,9

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему  году

143,2

101,4

132,4

113,2




 
 1) Стоимостные показатели с учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз).

 

К приоритетным направлениям социальной политики в Республике Беларусь относится сокращение уровня малообеспеченности. Бедность как социально-экономическое  явление присуща любому обществу. Перед международным сообществом была поставлена задача (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) сократить вдвое к 2015 году долю населения проживающего в условиях бедности и крайней нищеты, то есть имеющего доход менее 1 – 2 доллара в день. К решению этой задачи присоединилась и Республика Беларусь.

Последовательное осуществление  государственных мер, имеющих целью  повышение денежных доходов и  обеспечение социальной защиты населения  способствовало значительному снижению доли граждан с доходами ниже официально установленной черты малообеспеченности: с 41,9% в 2000 году до 17,8% в 2004 году. В 2001 году снижение малообеспеченности (уровень ее составил 28,4%) было связано с ростом среднедушевых доходов, в 2004 году – с повышением минимальной заработной платы.  Пороговое значение данного показателя – 10%.

За период 2001 – 2005 годов  значительно снизилась доля населения  с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума – с 9,9 в 2000году до 2% в 2005 году. Этот уровень можно считать чертой бедности – лица с доходами ниже 60% бюджета прожиточного минимума при определенных условиях имеют право на получение адресной социальной помощи.

Своевременно и в  полном объеме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчет. За 2001 – 2005 годы трудовые пенсии повышались 14 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое. При этом минимальная пенсия достигла бюджета прожиточного минимума.

Обеспечивается эффективная  занятость населения. В результате принятых мер уровень безработицы  за прошедшее пятилетие снизился с 2,1% до 1,5% (таблица 1.2). В стране создано более 22 тысяч новых рабочих мест.

 

Таблица 1.2 – Уровень зарегистрированной безработицы

Уровень зарегистрированной безработицы

(в процентах к численности  экономически активного населения)

2000

2003

2004

2005

2,1

3,1

1,9

1,5


 

Сохранена  система  социальных льгот для самых уязвимых категорий населения – ветеранов, многодетных семей, детей-сирот. Действует  эффективная система адресной помощи.

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики