Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни…….4
3.Модели социальной политики………………………………………………..17
4.Реализация социальной политики в Республике Беларусь………………....29
5.Заключение…………………………………………………………………….39
6.Список литературы……………………………………………………………40
Значительное количество обращающихся за социальной помощью в последние годы составляет молодежь. Если в 1980 году проблема социальной поддержки была актуальна в основном для лиц пожилого возраста, то в настоящее время ситуация изменилась в сторону увеличения социальных выплат молодым людям. Наибольшее число получателей приходится на возраст от 7 до 21 года, что в основном связано с государственной политикой поддержки молодого поколения, необходимой для его более безболезненного вхождения в трудовую жизнь. Что касается такой категории получателей помощи, как отдельные семьи, то среди них больше всего нуждающихся составляют неполные семьи. Так, количество женщин, воспитывающих более одного ребенка, составляют около 22%, воспитывающих более одного – 10%. Характерным для Германии явлением можно считать и большое число отцов-одиночек (их около 20%).
Согласно немецкому законодательству социальную помощь не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, или тот, кто может заручиться помощью других, в первую очередь родственников или социальных организаций [7, с. 143].
Вопросами социальной помощи на местах занимаются округа и города районного значения. Помимо государственных организаций, ответственных за распределение социальной помощи, предложения в оказании социальных услуг могут поступать и со стороны негосударственных организаций в качестве свободной благотворительной помощи.
Система социальной защиты
охватывает также помощь семьям и
поддержку в получении
Большое значение в реализации требований социальной справедливости в условиях социальной рыночной экономики имеет оказание помощи в получении образования, что в конечном итоге будет способствовать экономическому развитию страны и увеличению ее человеческого капитала. Распространение социальной помощи на сферу высшего образования дает возможность получить соответствующее склонностям и способностям молодого человека образование при условии отсутствия финансовых возможностей для этого. Подобная помощь в получении образования может обеспечить одинаковые стартовые условия как для обеспеченных, так и для необеспеченных. Тем самым устраняются материальные, профессиональные и сословные привилегии, а общественный статус человека начинает определяться им самим и зависеть от его конкретных дел, которым общество дает свою оценку [7, с. 148].
Важной составляющей социальной политики Германии является проведение эффективной политики занятости, которая представляет собой важный инструмент поддержания социально-экономической стабильности в обществе. В качестве одного из элементов этой политики и всей социальной политики в целом существует система социального страхования безработице, направленная на смягчение последствий безработицы в виде финансовой поддержки потерявшим рабочее место, выделяемой на период поиска работы.
Право на получение пособия имеет каждый застрахованный безработный, зарегистрированный на бирже труда и ожидающий места работы, если до потери работы он проработал не менее 360 календарных дней с выплатой взносов по страхованию. Исчисление пособия по безработице производится на основе последнего заработка безработного и составляет 63% его суммы. В зависимости от семейного положения безработного, а также других обстоятельств сумма пособия может варьировать. Так, например, размер пособия для безработного, имеющего ребенка составляет 68% последнего вознаграждения за труд.
Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, то есть те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%.
Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — она слишком дорога, и ее финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем работа. Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу - из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере один миллион в состоянии выйти на рынок труда. Защита от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице «барьеры выхода», выгодные для имеющих работу, превращаются в «барьеры входа» для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм [8, с. 326].
Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.
На основе проведенной в 1992 году пенсионной реформы, вызванной такими факторами, как снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни, а также рост количества безработных, не платящих взносов обязательного пенсионного страхования, было произведено повышение возрастного ценза, необходимого для получения пенсионного обеспечения по старости. Общий возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был определен в 65 лет. Пенсионная реформа 1992 года предусматривала также ряд мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование методики расчета пенсий и их привязки к величине заработной платы и страховым взносам с учетом изменений в социально-демографической и экономической структуре общества.
Хотелось бы отметить, что в Германии существуют такие виды пенсий, предоставление которых связано не с достижением пенсионного возраста, а с наступлением других обстоятельств. К таким видам пенсионного обеспечения относятся пенсии, выплачиваемые вдовам (вдовцам) и сиротам. Размер первых составляет 60 % пенсии по нетрудоспособности, на которую имел бы право при жизни умерший супруг.
Финансирование пенсионного
страхования производится за счет взносов,
которые устанавливаются в
Система медицинского страхования и здравоохранения в Германии является необходимой составляющей социальной политики, проводимой на государственном уровне в целях обеспечения благоприятного социально-экономического и физического нации.
На сегодняшний день немецкая система здравоохранения, формировавшаяся в течение более 100 лет, является одной и наиболее эффективных в мире. Об этом говорят и показатели средней продолжительности жизни в Германии. Для мужчин средняя продолжительность жизни составляет 74,1 года, для женщин 80,3 года. Еще одной отличительной чертой немецкого здравоохранения являются хорошие результаты в области охраны материнства и детства. Это касается показателей младенческой смертности, количества рожденных детей с недостатком веса, а также связанной с беременностью и родами материнской смертности. Данные результаты были достигнуты в значительной степени благодаря широкому диапазону медицинских услуг, которое медицинское здравоохранение предлагает беременным женщинам. К этим услугам относятся не только необходимые обследования, но и медицинская помощь по дому, планирование семьи, оплата отпуска до и после родов. Наконец важным моментом немецкой системы здравоохранения является ее исключительная ориентация на пациента. Это выражается во-первых в том, что врач выступает в качестве первичной инстанции в системе здравоохранения, принимая на себя ответственность за обеспечение всех медицинских услуг, а во-вторых, в оказании медицинской помощи не только в кабинете врача, но и нередко дома у пациента [7, с. 122].
Важной частью здравоохранения Германии является система страхового финансирования. Медицинское страхование в Германии представляет собой классическую трехстороннюю схему организации страховой медицины, которая предполагает участие наемных работников, работодателей и государства. Кроме того, важными источниками финансирования здравоохранения в Германии являются средства добровольного медицинского страхования и личные платежи граждан. В процентном отношении наибольшая часть средств (60%), направляемых на нужды здравоохранения, приходится на обязательное медицинское страхование, 10 % – на добровольное медицинское страхование, 15% в структуре финансирования занимают государственные субсидии и около 15% – личные средства граждан. Особенностью системы обязательного медицинского страхования Германии является то, что качество медицинских услуг не зависит от объема взносов каждого человека, что позволяет производить солидарное выравнивание, когда обеспеченные несут расходы за малоимущих, а здоровые за больных. Это дает возможность обеспечить социальную защищенность, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой – не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их нести все бремя расходов из собственного кармана. Таким образом, в основе обязательного медицинского страхования лежит распределительный принцип финансирования [7, 124].
Анализ
реализации социальной
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы – обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда. В свою очередь это является инструментом ослабления социальной напряженности и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов и сглаживанию экономического неравенства.
Важнейшим компонентом
социальной политики Швеции и стержневым
элементом шведского «
В отличие от американской и других схожих с ней систем социальной защиты основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции составляет около 67% и является одним из самых высоких в мире) в полной компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и соответственно высокой политической и социальной стабильностью [7, с. 196].
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Согласно одной из целей шведской модели – равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. Уже в 1986 году в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей.
На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%) [7, с. 205].
Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран [9, с. 132].
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система пенсионного обеспечения в Швеции по своей всеобщности, т.е. равному праву для всех наемных работников при наступлении конкретных обстоятельств получить определенный вид обеспечения, а также качеству страховых услуг и многообразию их видов по праву считается одной из лучших в мире.