Наследственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение и выявление проблемных моментов в российском наследственном праве.
В соответствии с целью следует сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть историю развития наследственного права;
- изучить основные понятия и принципы наследственного права;
- выявить и предложить возможные пути решения проблемных вопросов наследственного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Общие положения наследственного права
Развитие законодательства о наследовании…………………...........5
Основные понятия и принципы наследственного права…………...17
Глава II. Отдельные проблемные вопросы наследственного права в РФ
Актуальные вопросы наследования по закону………………… …..23
Актуальные вопросы наследования по завещанию………….……..34
Актуальные вопросы объекта наследования…………………..........50
Заключение…………………..…………………………………………...……..62
Список литературы………………………………………………………...…..67

Вложенные файлы: 1 файл

Наследств.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

10 февраля 1930 г. функция  по принятию мер по охране  наследственного имущества была  возложена на нотариальные конторы,  до этого этим занимались финансовые органы.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. внесла значительные изменения  в жизнь государства и каждого  гражданина. Трагедия затронула всех: и военнослужащих, и гражданских  лиц. Гибель военнослужащих и лиц, проживавших  на охваченных военными действиями и оккупированных территориях, массовое передвижение граждан в связи с эвакуацией не давало возможности в нормальном порядке решать огромное количество проблем, в том числе осуществлять наследование. 15 сентября 1942 г. СНК СССР принял Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время", которым разрешалось удостоверять завещания командованию воинских частей и начальникам госпиталей. Н.В. Рабинович в 1949 г. писал: "Упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован самой жизнью. В условиях военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении, разумеется, не могла быть обеспечена воинам нашей армии возможность участия нотариальных органов в засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Участие командования или начальника госпиталя в засвидетельствовании завещания являлось в этих случаях вполне достаточной гарантией достоверности и правильности последнего"8. На практике приостанавливалось течение шестимесячного срока для принятия наследства "впредь до прекращения соответствующих обстоятельств" (невозможности явки наследников вследствие призыва в армию, вследствие эвакуации и т.п.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. были освобождены от налога с имущества, переходящего в порядке наследования, наследники лиц, погибших при защите Родины. 14 марта 1945 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О наследовании по закону и завещанию", где расширялся круг наследников и устанавливались очереди призвания к наследованию по закону.

Гражданский кодекс РСФСР, принятый 11 июня 1964 г., вступивший в силу с 1 октября 1964 г.  и действовавший в части наследственного права с некоторыми изменениями и дополнениями более 35 лет (до 1 марта 2001 г.), расширил круг возможностей наследования по закону и по завещанию, установленный ГК 1922 г. Вместе с тем в нем законодатель продолжал исходить из потребительского назначения имущества, находящегося в личной собственности граждан. Здесь, наверное, уместно отметить, что советское законодательство прямо запрещало извлекать доходы, не относящиеся к трудовым (ст. 13 Конституции Союза ССР 1977 г., ст. 13 Конституции РСФСР 1978 г., ст. 111 ГК РСФСР 1964 г.). Земля принадлежала только государству. Исключительность права государственной собственности на землю была закреплена в основных законах как Союза ССР, так и всех его республик. Законодательство не допускало "использование имущества для частной хозяйственной деятельности, систематического извлечения нетрудовых доходов"9. Для примера можно привести только название Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. "О безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или приобретенных гражданами на нетрудовые доходы". Кроме того, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. предусматривал ответственность за использование жилого дома для получения нетрудовых доходов: такой жилой дом подлежал безвозмездному изъятию в фонд местного совета народных депутатов. Помимо запрета на извлечение "нетрудовых доходов" советское законодательство устанавливало пределы количества и размеров объектов, находящихся в собственности одного гражданина. Так, ст. 106 ГК РСФСР указывала на то, что у гражданина или совместно проживающих супругов на праве собственности мог находиться только один жилой дом (или его часть). Кроме того, названная статья устанавливала предельный размер жилого дома (или его части), принадлежащего гражданину на праве личной собственности: жилая площадь дома не должна была превышать 60 квадратных метров (исключение могло быть сделано только для некоторых категорий граждан с разрешения исполнительного комитета городского совета народных депутатов). В тех случаях, когда гражданин, например, по наследству получал второй жилой дом, то "собственник вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен быть собственником в течение одного года продан, подарен или отчужден иным способом" (ст. 107 ГК РСФСР). Указанные ограничения не имели под собой никаких, кроме идеологических, оснований и, по выражению Е.А. Суханова, "были крайне неэффективны и даже вредны для общества". Одним из последних нормативных актов, касающихся данного вопроса, было Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июля 1986 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", которым перед органами государственного управления прямо ставилась задача усиления контроля за использованием гражданами жилых домов и помещений исходя из того, что они не могут использоваться для личной наживы и в других корыстных целях.

С началом экономических преобразований в стране законодательство, регулирующее отношения собственности, предусмотрело значительное сокращение экономически необоснованных пределов осуществления права собственности. Законы "О собственности в СССР", "О собственности в РСФСР" раздвинули возможности осуществления права собственности. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации, развивая и упорядочивая нормы, содержащиеся в названных Законах, в части первой (вступившей в силу 1 января 1995 г.) установил право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Современное гражданское  законодательство предоставляет гражданам  право иметь в собственности любое имущество, за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут принадлежать гражданам (например, нельзя иметь атомную бомбу). При этом в отличие от законодательства, действовавшего до начала 90-х гг. XX в., количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются. Одним из самых распространенных оснований возникновения права собственности граждан является наследование. Конституция РФ в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, указывает на то, что "право наследования гарантируется" (ч. 4 ст. 35). В свою очередь, Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 218 устанавливает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Как указывалось, в отличие от других институтов гражданского законодательства разд. VII "Наследственное право" ГК 1964 г. действовал без малого четыре десятилетия, не претерпевая изменений, несмотря на то, что с начала 90-х гг. XX в. коренным образом (и неоднократно) претерпевали изменения понятия "право собственности", "юридические лица" и т.д.

Первоначально не планировалось разбивать и принимать Кодекс по частям. Был подготовлен текст всего документа. Однако впоследствии по разным причинам было принято решение принимать его, разделив на части: первоначально на две, потом на три, а затем на четыре. Безусловно, каждое деление откладывало решение проблем сотен тысяч граждан, сталкивающихся с принятием или решением о передаче имущества по наследству. Думается, особенно несправедливо было наличие только двух очередей граждан - наследников по закону, а при их отсутствии и отсутствии завещания - переход наследуемого имущества государству. В начале 2001 г. при (очередной) доработке и согласовании проекта части третьей ГК РФ рабочей группой по подготовке проекта было принято решение внести поправки в ст. 532 "Наследники по закону" ГК РСФСР. Изменения увеличивали количество очередей по закону до четырех. Цель такого решения была тройная. Первая - основная - возможность наследования дядей, тетей (третья очередь), а также прабабушками и прадедушками наследодателя (четвертая очередь). Вторую цель условно можно назвать "разведка боем", т.е. готовить парламент, другие ветви власти и общественное мнение к необходимости изменения наследственного права. Третья - проанализировать практику применения новых норм.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" был принят Государственной Думой 11 апреля 2001 г. и опубликован в "Российской газете" 17 мая 2001 г. Цель была достигнута, и власть, и общество ждали существенного изменения регулирования наследственных отношений. Что касается анализа практики применения норм, то и здесь при принятии Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" была учтена необходимость придания обратной силы нормам по отношению к кругу наследников, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей ГК РФ (1 марта 2002 г.) либо если указанный срок истек, но наследство не было принято, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию. В июне 2001 г. Президент РФ внес проект части третьей ГК РФ на рассмотрение в Государственную Думу. Первое чтение, т.е. утверждение концепции законопроекта, состоялось 12 июля 2001 г., с докладами и ответами на вопросы выступили первый заместитель министра юстиции А.Б. Карлин, председатель Комитета по законодательству П.В. Крашенинников, заведующий кафедрой Московского государственного университета Е.А. Суханов и первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права А.Л. Маковский. Абсолютным большинством голосов проект был принят в первом чтении. Практически сразу же после принятия в первом чтении Исследовательский центр частного права при Президенте РФ (Центр, где сосредоточена основная часть работы над Гражданским кодексом РФ) опубликовал текст проекта. Ко второму чтению поступило более 50 поправок, из которых половину Комитет по законодательству на заседании рекомендовал к принятию. Состоялось второе чтение, которое утвердило рекомендованные Комитетом поправки и текст законопроекта. На основании Регламента Государственной Думы процедура третьего чтения любого законопроекта предполагает правовую и лингвистическую экспертизу и, как правило, не вызывает каких-либо затруднений. Однако применительно к части третьей ГК РФ трудности возникли. Ряд депутатов высказались за переход по наследству личных неимущественных прав авторов тех или иных произведений; думается, что это было просто недоразумение, которое не смогли развеять депутаты, принимавшие участие в заседании, а докладчик - председатель Комитета - в зале отсутствовал. В итоге пришлось второй раз возвращаться к рассмотрению в третьем чтении. Недоразумения были устранены, и 1 ноября Государственная Дума приняла часть третью Гражданского кодекса РФ. В Совете Федерации обсуждения прошли без осложнений, и 14 ноября 2001 г. закон был одобрен. 26 ноября 2001 г. Президент РФ подписал часть третью Гражданского кодекса РФ10.

В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" часть третья ГК РФ введена в действие 1 марта 2002 г.

 

 

 

 

    1. Основные понятия и принципы наследственного права

 

Прежде чем  перейти к непосредственному рассмотрению актуальных проблем наследственного права, будет логичным уяснить некоторые основные понятия и принципы наследственного права. И прежде всего, рассмотрим само понятие «наследственное право».

Термин "наследственное право" можно рассматривать в объективном и субъективном смысле11.

В объективном смысле наследственное право является совокупностью правовых норм, регулирующих процесс перехода прав и обязанностей умершего гражданина к другим лицам в порядке универсального и непосредственного правопреемства. Сюда же входят правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с открытием наследства, защитой, осуществлением и оформлением наследственных прав. Таким образом, наследственным правом регулируются и отношения, которые по своей сути не являются наследственными. Такие отношения возникают либо еще до открытия наследства (например, отношения, связанные с составлением завещания), либо после (например, отношения, связанные с разделом наследства).

В субъективном смысле под  наследственным правом принято понимать право лица быть призванным к наследованию, а также его правомочия после принятия наследства. Как было отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г., "право наследования включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и права наследников на его получение".

Наследование - необходимый  и важный институт гражданского права. Поэтому гарантия права наследования имущества, составляющего частную собственность физического лица, установлена ч. 4 ст. 35 Конституции РФ. Так, в ней сказано, что право наследования гарантируется. В данном случае законодатель ограничился только самой общей формулировкой. Более подробная регламентация содержится в нормах гражданского законодательства. При этом регулирование наследственных отношений как части однородных гражданско-правовых отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации. Наследственное право является компонентом особенной части гражданского права и в связи с этим регулируется в первую очередь соответствующим разделом ГК РФ12. Однако правовое регулирование отношений, связанных с переходом наследственного имущества после смерти умершего, осуществляется и другими разделами ГК, а также и другими федеральными законами, а в случаях, предусмотренных законом, - иными правовыми актами. Из этого, прежде всего следует, что указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (именуемые на основании п. 6 ст. 3 ГК иными правовыми актами) могут регулировать наследственные отношения только на основании прямого указания закона, причем таковым может быть любой закон, а не только ГК РФ. Таким образом, наследственное право как совокупность правовых норм регулируется не только частью третьей ГК РФ (раздел V), вступившей в силу с 1 марта 2002 г. и внесшей кардинальные изменения в систему наследственных отношений. Речь идет также и о других положениях ГК РФ, регулирующих отдельные положения наследственного права (например, нормы, регулирующие порядок перехода по наследству долей и паев в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ). При этом правовые нормы раздела V ГК РФ, посвященные наследственному праву, составляют неотъемлемую часть гражданского законодательства, регулирующего имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Они регулируют отношения, возникающие в связи со смертью наследодателя и открытием наследства. Кроме того, соответствующие нормы есть в Законах РФ "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О потребительской кооперации", "О производственных кооперативах" и др.13

Наконец, к наследственным правоотношениям применимы отдельные  положения Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Основ законодательства о нотариате, норм гражданского процессуального законодательства. К источникам регулирования наследственных отношений также относятся Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденные Приказами Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91, Приказ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".

Большое значение для правильного  разрешения споров о наследовании имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 2 в редакции Постановления Пленума от 25 октября 1996 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании".

Вопросы наследования обычно регулируются нормами внутреннего  законодательства, однако отдельные  вопросы регулируются многосторонними  и двусторонними международными соглашениями. Прежде всего следует  учитывать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (часть V), подписанную в Минске 22 января 1993 г. государствами - членами Содружества Независимых Государств. Указанной Конвенцией было предусмотрено, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество, а право наследования иного имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства.

В качестве примера можно  также привести Вашингтонскую конвенцию  о форме международного завещания  от 26 октября 1973 г. Вопросы наследования регулируются и в двусторонних договорах  о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Россией с другими странами.

Наследственное  право в объективном смысле базируется на сочетании двух основополагающих принципов:

- принципа свободы наследования;

- принципа охраны интересов  семьи и обязательных наследников.

Эти два принципа пронизывают  все наследственное право, на их основе происходит построение норм указанного института.

Информация о работе Наследственное право