Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.
Введение
Тема, которой посвящена данная курсовая работа, на сегодняшний день является очень актуальной. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, той важной ролью, которую играет реклама в развитии рыночных отношений и добросовестной конкуренции. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования. Таким образом, развитие товарно-денежных и прочих экономических и гражданских отношений приводит к необходимости законодательного определения и обоснования рекламной деятельности.
В связи с этим особую
важность приобретают вопросы четкого
правового регулирования
Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы,
историю развития
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и
перспективы развития
Первая глава посвящена общей характеристике законодательства о рекламе и состоит из четырех параграфов. В первом параграфе данной главы рассматривается понятие, признаки и общие требования, предъявляемые к рекламе. Чтобы раскрыть понятие рекламы я обратилась к основным чертам, а также к правовой природе данного термина. Во втором параграфе данной главы изучается история становления и развития рекламной деятельности и законодательства о рекламе. Третий параграф посвящен изучению и анализу современной системы законодательства о рекламе, перечислены основные нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную сферу. В четвертом параграфе проанализированы акты в отношении наружной рекламы, в том числе и акты г. Петрозаводска.
Вторая глава посвящена
проблемам и особенностям законодательства
о рекламе и состоит из пяти
параграфов. В первом параграфе раскрываются
особенности правового
Характеристике данного вида предпринимательского права посвящено достаточно много литературы. Для написания своей курсовой работы я использовала в основном действующее законодательство, а также исследования современных ученых. Более полно, на мой взгляд, законодательство о рекламе описал Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. «Российское предпринимательское право»1, Жилинский С.Э. «Предпринимательское право»2, Спектор Е.И «Постатейный комментарий к Федеральному Закону о рекламе»3.
Глава 1. Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ.
1.1. Правовая характеристика рекламы как вида предпринимательской деятельности
Слово «реклама» происходит от латинского слова «reclame», что в переводе означает «кричать, выкрикивать». В те времена реклама представляла собой устное или письменное объявление, которое должно было расхваливать какой-либо товар или услугу. Развитию рекламы поспособствовало открытие человеком различных массовых средств коммуникаций, например, таких как книгопечатание. В середине XV столетия Иоан Гутенберг изобрел печатный станок, а спустя 20 лет на одном из них был получен первый оттиск самого настоящего печатного рекламного объявления.4 Вторым переворотом в рекламе было появление радио и телевидения.
В настоящие время, также как и в те времена, реклама это двигатель торговли, другими словами она сопровождает торговлю. Ее основная задача заключается в том, чтобы привлечь потребителей к конкретному товару и заставить их приобрести этот товар или услугу. Таким образом, можно сказать о том, что содержание понятия «реклама» осталось практически неизменным и означает любую информацию о потребительских свойствах товаров, услуг, распространяемую с целью создания спроса на них.5
Термин реклама обычно употребляется в трех значениях:
1) информация о товарах (работах, услугах), а также их производителях (продавцах, исполнителях);
2) продукт профессиональной деятельности, который создается в целях продвижения какого-либо товара на рынке;
3) распространение сведений о лицах или предметах с целью создания их популярности у потребителей (рекламирование).
В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».6
Важно отметить, что реклама тесно соприкасается с предпринимательством, поскольку она несет информацию о физических или юридических лицах, которые являются субъектами предпринимательской деятельности и о товарах, т.е. результатах (предметах) предпринимательской деятельности. Посредством рекламы, доведения информации до сведения неопределенного круга лиц обеспечивается продвижение товара, работы или услуги на рынке. Средствами доведения рекламы товаров, работ и услуг до потребителя является телевидение, кино, радио, наружная, почтовая реклама; отдельные издания (каталоги, плакаты, открытки) периодические издания (газеты, журналы, статьи).
Поскольку реклама является информацией, которая рассчитана на большую аудиторию, к ней предъявляется ряд общих и специальных требований: непосредственной распознаваемости, достоверности, добросовестности, этичности.
В первую очередь реклама должна распознаваться без использования технических средств и специальных знаний, иными словами она должна быть сделана таким образом, чтобы непосвященный потребитель не перепутал ее ни с чем другим, она должна быть понятной.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Исходя из этого, в рекламе не допускаются некорректные сравнения с другими товарами, запрещена реклама порочащая честь достоинство и деловую репутацию конкурентов. Недостоверной считается реклама, которая содержит ложные сведения о каких-либо характеристиках товара.
В соответствии с ч.4 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама не должна побуждать к противоправным действиям, призывать людей к насилию и жестокости.7 Также к общим требованиям, предъявляемым к рекламе, относится распространение рекламы на русском языке. Запрещено использовать в рекламе бранные слова. Если рекламируемая деятельность требует лицензии, то обязательно указывается номер лицензии.
Специальные требования касаются отдельных видов рекламы, например таких как, реклама табачных изделий и алкоголя, реклама финансовых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, реклама оружия и т.п.
Помимо понятия рекламы необходимо раскрыть и другие ключевые понятия. Так, ключевым понятием, пронизывающим весь понятийный аппарат и отсутствовавшим в Федеральном законе о рекламе 1995 г., является объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Термин «спонсорство» имелся и в Федеральном законе о рекламе 1995 г., но ничего не говорилось о том, что есть спонсорская реклама и кто есть спонсор. Федеральный закон о рекламе 2006 г. четко идентифицировал спонсорскую рекламу как распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Спонсором же выступает лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного либо иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
В Федеральном законе о рекламе 1995 г. шла речь о социальной рекламе, но не показывалась ее специфика, что допускало смешение социальной рекламы с другими видами рекламной информации. Федеральный закон о рекламе 2006 г. выделил две яркие особенности социальной рекламы. Первая — ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки'. Вторая особенность социальной рекламы — направленность на обеспечение интересов государства.8
Необходимо также
Может, конечно, сложиться ситуация, когда все три названных участника рекламных отношений выступают в одном лице (рекламодатель сам производит и распространяет рекламную информацию) или в двух лицах (рекламодатель сам лишь производит продукцию, а распространяет ее через других лиц; возможно и такое, что одно лицо по заданию рекламодателя производит и распространяет рекламную продукцию). Однако подобное случается редко, дилетантство здесь неуместно.
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель являются творцами рекламы, поэтому они могут быть объединены словосочетанием субъекты рекламной деятельности. Субъекты рекламной деятельности образуют как бы одну сторону рекламных отношений. Вторая сторона, куда нацелены их объединенные усилия, — потребители рекламы: лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Именно оказание ожидаемого влияния на потребителей составляет конечную цель субъектов рекламной деятельности.
Несмотря на то, что государство в новых экономических условиях предоставляет хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, оно все-таки должно обеспечить правовое регулирование рекламного рынка, иначе это может повлечь за собой серьезные негативные последствия.
Существует два способа
создания нормативной базы в регулировании
рекламной деятельности: первый способ
заключается в кодификации
Россия не пошла не по одному из этих путей, она выбрала свой «смешанный путь», в результат которого российское законодательство имеет Закон РФ «О рекламе», который является кодифицированным источником, а также ряд иных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты рекламной деятельности.
К основным целям, которые преследует законодательство о рекламе можно отнести защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителя в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц.
1.2. Становление и развитие
рекламной деятельности и
С X-XI вв. начинается история развития рекламы в России, уже в те времена русские купцы рекламировали свои товары при помощи зазывал, которые выходили на площадь и громко кричали обо всех достоинствах продаваемого товара. 9
Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ