Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о рекламе.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

Первая попытка правового  регулирования содержания рекламы в России была предпринята в «потешных» листах главой русской православной церкви Патриархом Московским Иоакимом10, когда тот запретил покупать листы с изображением Спасителя, Богородицы. Светская власть также осуществляла регулирование лубочной продукции, так, указ Петра Великого от 21 января 1723 г. был направлен на пресечение ненадлежащего изображения лиц императорской фамилии.

После Октябрьской революции 1917 г. государство ввело монополию на рекламу, изъяло ее из рук частных предпринимателей и запретило размещать где-либо, кроме газет, издаваемых советской властью, все эти положения были закреплены в Декрете о введении государственной монополии на объявления от 8(21) ноября 1917 г.

В СССР профессиональный уровень  рекламы был достаточно низок, поскольку  считалось, что реклама создана  для того, чтобы обманывать и одурачивать  покупателей, навязывать им излишние потребности.11 Также во время СССР юридическая наука не уделяла должного внимания вопросам рекламы, основной причиной этого было отсутствие четкого подхода к определению рекламы.

Таким образом, можно говорить о том, что до 1991 года в законодательстве практически отсутствовали юридические  нормы посвященные рекламе. С 1991 года начались предприниматься попытки  правового регулирования рекламной  деятельности. Данный период характеризуется  фрагментарностью, отрывочностью нормативно-правовой базы, регулирующей данные правоотношения, правовые нормы содержались в различных актах, нормы общего характера отсутствовали.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»12 был принят в 1991г, в то же время были предприняты первые попытки правового регулирования рекламной сферы. Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 10 этого Закона. Кроме того, этой же статьей регулируется ответственность хозяйствующего субъекта за введение потребителей в заблуждение касательно отличительных свойств товара, а также ответственность за некорректное сравнение своих товаров с товарами других субъектов.

В декабре 1991 г. был принят Закон РСФСР "О средствах массовой информации"13, который запрещал злоупотреблять свободой слова, и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации, за нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, иных программ. Данный закон ограничил объем рекламы в печатных изданиях и телепрограммах. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 199314 года ввели запреты на рекламу неразрешенных методов лечения и лекарственных средств.

7 апреля 1992 года вступил  в силу Закон РФ "О защите  прав потребителей"15. Закон установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителей, а также ввел  ответственность  за нарушение прав потребителей на информацию.16 С принятием этого закона потребители получили  эффективный способ  защиты от недобросовестных продавцов.

В 1994 году множество финансовых компаний обанкротилось, и сотни  тысяч пострадавших вкладчиков винили государство в отсутствии законодательства о рекламе в финансовой сфере. В ответ на это в 1994 году был принят Указ Президента «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», который имел большое значение в то время, поскольку был первым актом посвященным рекламе. В настоящее время данный Указ утратил свою силу. Издание Указа положило начало следующему периоду становления и развития законодательства о рекламе, однако это вовсе не прекратило распространение недобросовестной рекламы и не устранило все существующие пробелы. Помимо этого в 1994 году в СМИ распространялась реклама, которая продвигала товары опасные для жизни и здоровья граждан. В стране увеличилось количество алкоголиков и курящих, поскольку в СМИ получила широкое распространение реклама алкогольных напитков и табачных изделий.

Таким образом, всей совокупности нормативных актов было недостаточно для того, чтобы эффективно регулировать рекламную деятельность, это и  стало причиной принятия Федерального закона «О рекламе» 18 июля 1995 года. Следующий период становления и развития законодательства о рекламе связан с принятием этого закона. В настоящее время действует новый ФЗ от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» с изменениями от 21.11.2011 г17.

1.3. Современная система  законодательства о рекламе в  РФ

В соответствии со ст.4 ФЗ «О рекламе», законодательство РФ о рекламе состоит из ФЗ «О рекламе», отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы также могут регулироваться иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.18

В данной работе будут проанализированы основные нормативно-правовые акты, которые  являются источниками рекламного законодательства. Все нормативно-правовые акты, которые содержат нормы о рекламе, можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят нормативные акты, которые регулируют рекламную деятельность как специфический, самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Эти нормативные акты регулируют не столько отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, сколько отношения, не связанные с рекламой. Следует отметить, что нормативные правовые акты, входящие в первую группу, устанавливают лишь общие правовые основы рекламной деятельности.

Первым таким источником является Конституция РФ, поскольку  на регулирование рекламной, как и любой другой предпринимательской, деятельности распространяется ряд конституционных положений. Согласно п.4 ст.29 Конституции РФ граждане имеют право искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.19 Кроме того, особое значение для рекламы как информации, которая распространяется на соответствующих рынках товаров, работ и услуг Российской Федерации, приобретает конституционный принцип поддержки и защиты добросовестной конкуренции, нашедший свое отражение в п. 1 ст. 8 и в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Конституция запрещает пропаганду и агитацию, которая возбуждает ненависть и вражду, пропаганду какого-либо превосходства, а также злоупотребление свободой массовой информации.

Следующим источником правого  регулирования рекламной деятельности является Гражданский Кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие на основе и по поводу рекламы; в нем содержатся важнейшие правовые основы института рекламы.

Реклама рассматривается  в двух формах: в качестве предложения делать оферты и в качестве публичной оферты (публичного предложения о заключении договора в рекламе). Данная конструкция была заимствована из ГК РФ, в ст. 437 которого реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение оферты, если иное прямо не указано в предложении, а содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Кроме того, о рекламе как о публичной оферте говорится в ст. 494 ГК РФ, которая является составной частью общих положений о розничной купле-продаже. В соответствии с ней предложение товара в его рекламе, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора купли-продажи.20

Поскольку отношения, возникающие в рекламной сфере, предполагают существование договорных отношений между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, то к данным правоотношениям также применяются нормы ГК, регулирующие сущность подобных договорных отношений. Кроме того, п. 1 ст.38 ФЗ «О рекламе» прямо предусматривает гражданско-правовую ответственность.

Еще одним источником рекламного законодательства является КоАП РФ. В  соответствии с п. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, ст. 14.3 и 28.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о рекламе в виде штрафа21.

Нередко объектами рекламирования выступают средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, к которым в первую очередь относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Особое значение для подобного рода рекламы приобретают нормы Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в частности, ст. 4 этого Закона, которая закрепляет исключительное право владельца товарного знака на пользование и распоряжение им, а также на запрещение его использования другими лицами.

Ст. 46 ФЗ ««О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий.22

Большое значение для деятельности непосредственных участников рекламного процесса имеют Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», а также целый ряд нормативно-правовых и подзаконных актов, принятых в соответствии и в развитие их норм, тесно связанных с соответствующими нормами закона о рекламе.

К данной группе также нужно  отнести Закон РФ «О защите прав потребителей». Рекламное законодательство заботится о защите интересов потребителей рекламы, о реализации их права на получение достоверной и полной информации о рекламируемых товарах, работах и услугах, а также их изготовителях, исполнителях, продавцах. Именно это обстоятельство влечет за собой тесную связь, существующую между отдельными нормами Закона о рекламе и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, основой которого является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Во вторую группу входят акты, целью которых является непосредственное регулирование рекламной деятельности, а также отношений, возникающих в области рекламы.

Основным нормативным  актом РФ, регулирующим отношения  в сфере именно рекламной деятельности, является Федеральный закон «О рекламе». Данный закон позволяет последовательно раскрыть общие требования, предъявляемые к рекламе, определить особенности способов распространения рекламы, выделить требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.

В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены  понятия "объект рекламирования", "товар", "социальная реклама", "антимонопольный орган".

В целях ограничения распространения  завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к  рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении  рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей  и продавцов.

К недобросовестной рекламе  дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении  рекламы которого установлены специальные  требования или ограничения, если она  осуществляется под видом рекламы  другого товара.

Федеральный закон содержит запрет на использование в рекламе  ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицами.23

Впервые установлены требования к рекламе товаров при дистанционных  способах их продажи, а также рекламы  с использованием стимулирующих  мероприятий.

Изменен порядок прерывания и совмещения радио- и телепрограмм с рекламой, а также требования, предъявляемые к объему рекламы  на телевидении и радио. Общая  продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том  числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой, наложения рекламы на кадр телепрограммы  не может превышать 15 % времени вещания в течение часа. При этом перерывы на рекламу не могут превышать 4 минуты. Предыдущая редакция Федерального закона устанавливала ограничение, согласно которому реклама не должна превышать более 20 % эфирного времени (за исключением специализированных телепередач).

Уточнены требования, предъявляемые  к рекламе оружия, вооружения и  военной техники, финансовых услуг  и ценных бумаг, алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий. Значительно  расширен круг требований, предъявляемых  к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В частности, такая реклама, адресованная неограниченному кругу потребителей, не должна содержать образов медицинских  работников, дающих рекомендации к  применению, создавать впечатления  ненужности обращения к врачу.

Дифференцирована ответственность  рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.

Целями закона являются: во-первых, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, во-вторых, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, в-третьих, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. 24

Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ