Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о рекламе.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в законе отсутствует  подробное регулирование рекламы, распространяемой в Интернете. Установление ограничений и привлечение к  ответственности нарушителей правил рекламы в сети Интернет осложнено по следующим причинам: отсутствие территориальных границ действия и временных рамок функционирования сети, сложность идентификации правонарушителя, фиксации и доказывания факта правонарушения и др. Однако развитие современных технологий и международного права позволит решить эти проблемы. Поэтому перед законодателем и правоприменителями в настоящее время стоят задачи установления разумных ограничений распространения рекламы в компьютерных сетях, обоснования и апробации способов и методов пресечения правонарушений и применения ответственности.

2.2. Актуальные проблемы законодательства о рекламе.

В законодательстве о рекламе, так же как и в любом другом, существует ряд правовых проблем, связанных  с применением норм этого законодательства, противоречий между отдельными нормами  законов и пробелов в законодательстве. Рассмотрим некоторые из них.

Группа нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  области рекламы, не удовлетворяет  всем признакам, присущим отрасли законодательства. Обычно под отраслью законодательства понимается массив нормативных актов  в определенной сфере, не достигший  уровня отрасли права, хотя и обладающий определенной степенью единства и достаточно большим числом нормативных актов, входящих в него. Таким образом, законодательство о рекламе пока нельзя оценить как отрасль законодательства по причине небольшого количества нормативных актов, входящих в его состав (разрозненные нормы отдельных законов и всего один специальный Закон «О рекламе», не охватывающий политическую рекламу), а потому можно рассматривать сегодня лишь как складывающуюся комплексную отрасль российского законодательства.39 Разрозненность норм отдельных законов о рекламе и не до конца сформировавшееся законодательство можно отнести к первой проблеме правового регулирования рекламной деятельности.

В свою очередь отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, выражающихся, прежде всего, в нарушении прав и законных интересов значительной части населения - потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике. 40Так, мы можем говорить о том, что несовершенство законодательства о рекламе позволяет судам трактовать их весьма вольно.

Еще одна проблема, вызывающая наиболее острые дискуссии в научной среде, - проблема определения компетенции федерального центра, региональных властей и муниципальных образований в области правового регулирования рекламной деятельности.41 При этом вопрос не является сугубо теоретическим, о чем, в частности, свидетельствует вынесение Конституционным Судом РФ Постановления от 4 марта 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе"42. Согласно данному постановлению, если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Россииской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (ч. 2, 4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления также вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. В этих условиях определенную актуальность приобретает надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующих рекламную деятельность.

К сожалению, в Федеральном  законе «О рекламе» не урегулированы отношения участников рынка размещения рекламы в сети Интернет. Достаточно быстрое внедрение Интернета в регионах Российской Федерации, в том числе в сельской местности, влечет все большее увеличение заинтересованности предпринимателей в использовании Интернета для рекламы товаров и услуг. Отдельным блоком можно выделить активный рост такого направления в распространении рекламы, как реклама посредством направления электронных рекламных писем. Таким образом, необходимо обеспечить законодательную защиту потребителей от недостоверной, недобросовестной, ненадлежащей рекламы в сети Интернет.

Путем решения данных проблем  является унификация рекламного законодательства, т.е. сосредоточения всех правовых норм, регулирующих рекламную деятельность, в одном правовом акте.43 И тогда каждый закон будет рассматриваться в связи со своей системой законоположений.

 

2.3. Нарушение законодательства  о рекламе

Нынешним законодательством предусмотрены три вида юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы: гражданско-правовая, административная и уголовная.44

В предпринимательстве наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность. Любые юридические лица и граждане, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; компенсации морального вреда; публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Суть контррекламы — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. 45Суды рассматривают дела на основе общих норм гражданского права и процесса, в частности ст. 8—16 и 393—406 ГК РФ, предусматривающих основания ответственности и способы защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе выделил особую административную ответственность. Ее несут рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы (ст. 14.3). В случае выявления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установлен- ном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, а точнее, от их имени — руководители этих органов и их заместители. 46Порядок рассмотрения дел устанавливается Правительством РФ, ранее это делал сам федеральный антимонопольный орган.

Бичом многих крупных городов стало несанкционированное самовольное расклеивание на стенах домов, столбах, деревьях, остановках общественного транспорта и внутри самого транспорта частных объявлений рекламного характера. Такое противоправное деяние может оцениваться применительно к ст. 6.4 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влекущее наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10, на должностных лиц — от 10 до 20, на предпринимателей — от 10 до 20, на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 47(ст. 23.13 КоАП РФ).

Уголовную ответственность определяет ст. 242 УК РФ. Согласно ей за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера наступает различная ответственность, в том числе лишение свободы на срок до двух лет.

Количество штрафов, наложенных на рекламистов ФАС, растет. В прошлом году служба вынесла более 4,6 тысячи постановлений за нарушение законодательства о рекламе на сумму 165,5 миллиона рублей. В 2010 году сумма наложенных штрафов составила 122,7 миллиона рублей, в 2009 году - 87,4 миллиона. Тенденции в нарушениях законодательства о рекламе существенно не изменились в 2011 году. 12,5 процента всех нарушений связаны с распространением рекламы финансовых услуг, 9,4 процента - с рекламой алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий, 9,2 процента составляют нарушения в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг.48

2.4. Тенденции развития рекламного рынка

Основная проблема современной рекламы заключается в том, что она все сильнее вызывает раздражение, чем приводит к снижению её эффективности. Поэтому реклама будет становиться ненавязчивой, но привлекающей внимание.

Помимо этого, реклама будет более структурированной, простой и единой по формам размещения. Сейчас для всех очевидно, что многие газеты представляют собой огромное число рекламных листовок и кучи объявлений, в которой сложно найти что-то нужное и которая начинает тормозить эффективность рекламы и переносит негативное отношение к рекламе на негативное отношение к рекламоносителю, вредя его имиджу и ,как следствие, снижая привлекательность рекламы для рекламодателей. Выход заключается в упрощение восприятия.

Простейший способ сделать  рекламу наиболее эффективной —  не дать возможность потребителю  ее проигнорировать. Уже используется способ, делающий просмотр рекламы  неизбежным, - встраивание ее в продукт  потребления (книги, фильмы и пр.).

Среди основных тенденций, определяющих развитие российской наружной рекламы  в 2010 - 2012 гг., выделен рост привлекательности  рынков средних и малых городов  с точки зрения размещения рекламы. По итогам 2010 года в разрезе регионов наружная реклама Москвы по-прежнему занимает самую большую долю — 50,7% (в денежном выражении). На долю Санкт-Петербурга приходится 11,6%. Сегмент городов  с населением более 1 млн человек (11 городов) занимает 18,5%, на долю городов  с населением 500 тыс. - 1 млн человек  приходится 13,1%, на города с населением менее 500 тыс. человек — 6,1%. 49

Среди других тенденций, определяющих развитие российской наружной рекламы  в 2010 - 2012 гг., стоит отметить рост активности крупных рекламодателей и увеличение числа национальных рекламодателей в средних и малых городах. В первом полугодии 2011 года крупнейшие по инвестициям товарные категории («недвижимость и строительство»; «автомобили и сервис»; «пиво»; «оптово-розничная  торговля»; «финансовые услуги, банки») показали наиболее высокий рост – 45% (в то время как по отрасли средний  рост - 20,7%). В среднесрочной перспективе  также ожидается стабильная и  регулярная активность крупных рекламодателей ООН — увеличение инвестиций в  индустрию. Наружная реклама являлась приоритетным каналом в 2010 году для  ритейла, финансовых услуг и банковского  сектора, мобильной связи и недвижимости. Прогнозируется, что в ближайшие  годы лидерами в товарных категориях станут «оптово-розничная торговля», «недвижимость и строительство», «автомобили, сервис» и «финансовые  услуги, банки», демонстрирующие высокие  темпы роста рекламных бюджетов.

2.5. Перспективы развития  законодательства о рекламе

Законодательство о рекламе  продолжает развиваться и в настоящее  время, так в 2012 году предполагается внести ряд изменения в рекламное  законодательство. Законопроект №382736-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"50 и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"51, в разработке которого принимало участие отраслевое отделение ФМоС Деловой России по рекламе, получил одобрение в Общественной палате и у ряда заинтересованных общественных объединений.

15 февраля 2012 года в  Общественной палате Российской  Федерации прошло заседание Межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проекту федерального закона № 382736-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В заседании участвовали  представители профильных министерств, ведомств и общественных объединений - МВД, ФСО, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, "Деловой России", Союза архитекторов РФ, Ассоциации юристов России, а также участники рынка услуг по распространению наружной рекламы.

В 2012-2013 годах истекают сроки  действия большинства договоров  на размещение рекламных конструкций  на муниципальной и государственной  собственности, после чего права  на установку и эксплуатацию таких  конструкций могут быть приобретены  только на аукционах.52

Законопроект № 382736-5 направлен  на повышение роли органов государственной  власти и местного самоуправления, упорядочение и систематизацию установки  рекламных конструкций, что должно положительным образом сказаться  на архитектурном облике городов  и их туристической привлекательности.

Определение мест установки  рекламных конструкций органами местного самоуправления и государственной  власти городов федерального значения через принятие 5-ти летней схемы  их размещения, снизит загруженность  улиц рекламой, освободит от нее  памятники архитектуры, создаст  благоприятную и безопасную городскую  среду.

Утверждение схемы размещения рекламных конструкций распорядительным документом позволит избежать незаконной установки конструкций, а ее нормативное  закрепление на пятилетний срок, позволит осуществлять долгосрочное планирование бюджетных поступлений от договоров  на установку рекламных конструкций  на муниципальном и государственном  имуществе.

Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ