Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о рекламе.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

Данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Сфера применения ФЗ «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, сообщения властных органов, если такие сообщения не содержат сведения рекламного характера,  вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В большинстве государств мира регулирование в области рекламы осуществляется на базе саморегулируемой организации, которые работают на основе кодекса Международной торговой палаты (МТП) или с учетом его положений принимают национальные кодексы практики рекламы. В России уже были попытки создать саморегулируемые организации в рекламе. Так, первый вариант Российского рекламного кодекса был разработан Рекламным советом России (РСР) в 2001 году.25 Он был сформирован на основе Кодекса МТП и "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации". Контроль за исполнением кодекса возлагался на Рекламный совет России и уполномоченные им органы саморегулирования. В 2003 году в связи с прекращением активной деятельности РСР работа по реализации кодекса была остановлена.

В настоящее время представители профессионального сообщества разработали Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Он был подписан 20 организациями рекламной и медийной индустрии. По их словам, принятие этого документа - первый шаг к формированию отраслевой саморегулируемой организации (СРО).26

Кодекс дополняет положения  действующего законодательства о рекламе. В нем подробно написано, что может  позволить себе рекламщик, а чего - нет. Есть отдельный раздел, посвященный  рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. В нем строго запрещено подрывать  авторитет родителей, внушать тинейджерам, что использование товара даст им преимущество перед сверстниками. Вообще никакая маркетинговая коммуникация (реклама, продвижение товара, стимулирование сбыта и прочее) не должна содержать информации, которая прямо или косвенно может ввести потребителя в заблуждение. Нельзя также злоупотреблять доверием людей.

Также кодекс запрещает использовать в рекламе информацию, нарушающую принципы морали и нравственности.

Конечно, пока этот документ не является обязательным для исполнения всеми участниками рекламного рынка, поскольку соблюдение моральных правил дело добровольное.

1.4. Акты в отношении  наружной рекламы: наружная реклама  Петрозаводска.

Наружная реклама составляет почти 14,5 процента всего рынка рекламы. Объем этого сегмента рынка за первое полугодие 2011 года, по данным АКАР, составил более 17 миллиардов рублей. Наружная реклама по объемам уступает только телевидению и печатным изданиям. За период с января по август 2011 года объем наружной рекламы вырос на 25 процентов по сравнению с этим же периодом 2010 года. По темпам роста она занимает третье место после рекламы в Интернете и на телевидении. 27

Таким образом, мы можем говорить о том, что помимо уже перечисленных источников регулирования рекламной деятельности существуют определенные стандарты в отношении распространения наружной рекламы. Одним из таких актов является ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения"28.

Данный стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений.

Стандарт устанавливает  общие технические требования к  средствам наружной рекламы и  правила их размещения, а также  требования к знакам информирования об объектах притяжения. Согласно данному документу под наружной рекламой следует понимать рекламу, распространяемую в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств, а под средствами наружной рекламы: технические средства стабильного территориального размещения рекламы.

Данные стандарты содержат в себе общие требования к наружной рекламе. Таким образом, наружная реклама не должна: вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным; ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства; иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта; издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

Согласно правилам размещения наружная реклама не должна размещаться  на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами; на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами,  на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах.

Наружная реклама в  Петрозаводске смогла пережить мировой  кризис и сейчас находится на пути восстановления и последующего развития. Если говорить о популярности тех  или иных рекламных конструкций, то в этом городе можно встретить вывески и крышные установки, световые короба, объемные буквы, козырьки и световые установки.  Как и в большинстве городов России, в Петрозаводске такая реклама для самого рекламодателя является каналом для коммуникации с конечным потребителем.

Согласно Постановлению  главы самоуправления г. Петрозаводска  от 06.02.2004 г. №29229, в целях систематизации и упорядочения рекламного и информационного пространства, организации деятельности по размещению средств рекламы и информации на территории города Петрозаводска была создана комиссия по размещению средств наружной рекламы и информации, а также утверждено положение о комиссии по размещению средств наружной рекламы и информации в  г. Петрозаводске.

Положение о комиссии по размещению средств наружной   рекламы  и  информации  в  г. Петрозаводске  разработано  в  соответствии с Федеральным законом  "О рекламе", Градостроительным  кодексом РФ и определяет задачи,  функции,  порядок формирования и  работы комиссии по размещению средств  наружной рекламы и информации в  г. Петрозаводске.

Комиссия создана для всесторонней оценки обстоятельств имеющих существенное значение для определения возможности и условий размещения средств наружной рекламы и информации на территории города.

Основной    задачей    деятельности    комиссии  является соблюдение  прав  и  охраняемых  законом интересов всех субъектов, участвующих  в  процессе   распространения  наружной рекламы,  при определении   возможности  и  условий размещения  средств наружной рекламы и информации на территории города.

Для  выполнения  возложенных  задач комиссия осуществляет следующие функции:

- рассматривает  заявки  на распространение  наружной  рекламы на всех видах средств   размещения наружной рекламы  и информации,  за исключением  вывесок,  кронштейнов,   указателей  на стенах зданий и опорах  контактной сети, рекламы в витринах и окнах зданий;

- оценивает допустимость  и согласование условий размещения  средств наружной рекламы и  информации на территории города;

- вырабатывает рекомендации  по выдаче разрешительных документов  на размещение средств наружной рекламы и информации;

- готовит предложения  по привлечению к ответственности  за факты нарушения установленного  порядка распространения наружной  рекламы, совершенствованию процесса  рассмотрения  заявок  и  организации  размещения объектов наружной  рекламы;        

- рассматривает иные вопросы, возникающие в сфере распространения наружной рекламы и информации в г. Петрозаводске.

Организационное обеспечение  деятельности комиссии осуществляет управление архитектуры и градостроительства комитета по вопросам управления муниципальным  имуществом и землепользования администрации г. Петрозаводска. Заседания  комиссии  проводятся по мере необходимости, но не реже одного  раза  в  месяц.

В данной главе была рассмотрена правовая характеристика рекламы как вида предпринимательской деятельности, общие требования к рекламе, история развития рекламной деятельности, а также становление законодательства о рекламе, современная система законодательства и акты, в отношении наружной рекламе, в том числе и в г. Петрозаводске.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что анализ отношений, связанных с производством, размещением и распространением рекламы, показывает, что они носят имущественный характер (имеют экономическое содержание, обусловленное приобретением (отчуждением) соответствующего блага (рекламы) являются обязательственными (основываются, как правило, на соответствующих видах гражданско-правовых договоров между участниками рекламной деятельности) и относительными (конкретному лицу (лицам) в рамках соответствующего договора противостоит конкретное обязанное лицо (лица), а в случае, если реклама является объектом авторского права и смежных прав, то некоторые связанные с ней правоотношения приобретают абсолютный характер (исключительные права лица на результаты интеллектуальной деятельности).

 

Глава 2. Актуальные проблемы законодательства о рекламе. Особенности, тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

2.1. Особенности правового  регулирования рекламной деятельности  в зависимости от способа ее  распространения

Реклама в телепрограммах и телепередачах

Правовое регулирование  рекламы в телепрограммах и телепередачах  направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой – на обеспечение  интересов телекомпаний, для которых  доходы от рекламы являются важнейшим  условием нормального функционирования.

Действующий Закон о рекламе  сократил общий объем рекламы  не телевидении и ввел правила  ее детального регулирования.

В законе выделяются два  способа телерекламы:

1) прерывание телепрограммы  или телепередачи рекламой –  остановка трансляции телепрограммы  или телепередачи для демонстрации  рекламы;

2) совмещение рекламы  с телепрограммой способом «бегущей  строки» или иным способом  ее наложения на кадр транслируемой  телепрограммы.

Правила, установленные законом, можно разделить на общие для  любых видов телерекламы, специальные  и исключения из установленных правил.

К общим правилам распространения  рекламы на телевидении можно  отнести следующие:30

1) общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.;

2) не допускается прерывание  рекламой и совмещение с рекламой  религиозных телепередач и любых  других телепередач продолжительностью  менее 15 минут, а также телепередач,  транслируемых в соответствии  с Федеральным законом от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения  деятельности органов государственной  власти в государственных средствах  массовой информации» 31;

3) не допускается распространение  рекламы в дни траура, объявленные  в Российской Федерации.

Специальные правила установлены  в зависимости от способа распространения  телерекламы и вида передачи, в  которой осуществляется распространение  рекламы.32

Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:

1) прерывание телепередачи  или телепрограммы рекламой должно  предваряться сообщением о последующей  трансляции рекламы, за исключением  прерывания спонсорской рекламой;

2) не допускается прерывать  рекламой, в том числе спонсорской,  трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах  и телепередачах в соответствии  с законодательством о выборах  и референдуме;

3) при трансляции рекламы  уровень ее звука, а также  уровень звука сообщения о  последующей трансляции рекламы  не должен превышать средний  уровень звука прерываемой рекламой  телепрограммы или телепередачи.

Для рекламы, распространяемой способом наложения на кадр транслируемой  телепрограммы, установлены следующие  запреты: реклама не должна занимать более чем 7 процентов площади  кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера.

Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ