РАЗДЕЛ 3. Освоение
правовых и организационных основ деятельности
органов социальной защиты населения
и органов Пенсионного фонда РФ
3.1 Социальная
защита населения
Социальная защита — система
мероприятий, осуществляемых государственными
и общественными организациями по обеспечению
гарантированных минимальных достаточных
условий жизни, поддержанию жизни и деятельного
существования человека.
Государственные формы:
- Доступное здравоохранение;
- Льготы;
- Доступное образование;
- Пенсионное обеспечение;
- Система социального
обслуживания и предоставления
социальных услуг;
- Меры социальной поддержки;
Негосударственные формы:
- Добровольное социальное
страхование;
- Благотворительность;
- Частные системы здравоохранения
и др.
Социальная защита включает
три основных формы: социальное обеспечение,
социальное страхование и социальную
помощь.
В Российской Федерации за социальную
защиту отвечает Министерство труда и социальной
защиты Российской Федерации, которое на данный момент возглавляет Максим Анатольевич Топилин.
Система социальной защиты
включает действие бюджетных и внебюджетных
фондов на федеральном, региональном и
местном уровнях.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную
защиту в РФ:
- Пенсионный фонд Российской
Федерации.
- Фонд социального страхования
Российской Федерации.
- Фонд обязательного медицинского
страхования.
Государственная система социального
обеспечения предоставляет собой комплексное
образование, состоящее из множества относительных
систем. Эти системы взаимосвязаны и взаимовыгодны.
Несмотря на отсутствие единой государственной
системы органов социального обеспечения,
они функционируют.
3.2 Нормативно-правовые
акты, регулирующие работу органов социальной
защиты населения
Правовым инструментом реализации
социальной роли государства являются
конституционные права и свободы граждан,
причем Конституция содержит лишь обязательный
на всей территории страны минимум социальных
гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя
из своих материальных и других возможностей,
расширять круг этих социальных гарантий:
может быть, увеличен размер индексации
пенсии или детского пособия из местного
бюджета, предоставлено право бесплатного
проезда на общественном транспорте для
всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ[1] - «Права
и свободы человека и гражданина» - отличается
общей демократической направленностью,
разрабатывает основы правового статуса
личности. Содержащиеся здесь права и
свободы приведены в максимальное соответствие
с «Декларацией прав и свобод человека
и граждан», со всеми международными пактами
о правах человека, в частности с «Всеобщей
декларацией прав человека», принятой
ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней
Конституции, центр тяжести лежит не на
предоставлении прав гражданину со стороны
государства, а на признании государством
естественных прав человека, которые принадлежат
ему от рождения, уважение и защита которых
- задача государства. В системе конституционных
прав и свобод (их насчитывается около
10 видов) на первый план выдвигаются личные
(статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного
достоинства, на неприкосновенность, свободу,
на тайну частной жизни, на жилье и т. д.
Подчеркивается, что нормы Конституции
РФ, закрепляющие права и свободы, являются
всеобщими - распространяются на всех
граждан в равной степени. Нужно отметить,
что наряду с конституционными в действующем
законодательстве учитываются и нормы
международного права. Применительно
к данной работе хотелось бы выделить
один из основополагающих документов
в международном праве по вопросу о социальной
защите населения, который вплотную реализует
на практике провозглашенные права и свободы.
Это Конвенция международной организации
труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая
в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены
слова «социальная защита», содержится
перечень видов соцзащиты и определяется
их уровень. На базе данной Конвенции во
многих странах принято национальное
законодательство по вопросам соцзащиты.
Социальная сфера как совокупность
социальных отношений испытывает на себе
регулирующее воздействие практически
всех отраслей права. Нормы права закрепляют
равный доступ всех граждан к материальным
и духовным благам, устанавливают принципиально
единые условия обеспечения пенсиями
и пособиями и всеми другим видами социального
обеспечения независимо от классовой
принадлежности гражданина.
Главная идея социального обеспечения
- идея социальной справедливости. Государство
не может игнорировать то обстоятельство,
что не все члены общества в силу тех или
иных причин в состоянии обеспечить нормальный
уровень жизни себе и своей семье, а потому
оно берет на себя заботу о полном или
частичном обеспечении нетрудоспособных,
семей с большим числом иждивенцев, о развитии
соответствующих сфер (здравоохранения,
просвещения, культуры и т. д.).
Предметом особой заботы государства
должны стать социально слабые слои населения,
нетрудоспособные, особенно инвалиды.
3.3 Органы исполнительной
власти, осуществляющие социальную защиту
населения
Министерство труда и социального
развития Мурманской области (далее - Министерство)
является исполнительным органом государственной
власти Мурманской области, осуществляющим
функции по формированию государственной
политики Мурманской области и реализации
государственной политики, а также по
нормативно-правовому регулированию в
сфере социально-трудовых отношений, включая
вопросы социального партнерства, оплаты
труда работников государственных областных
учреждений Мурманской области, условий
и охраны труда, пенсионного обеспечения
лиц, замещавших государственные должности
Мурманской области и должности государственной
гражданской службы Мурманской области;
в сфере социального развития, включая
вопросы социальной защиты населения,
в том числе социальной защиты семьи, женщин
и детей, организации деятельности по
социальному обслуживанию населения,
предоставлению мер социальной поддержки
ветеранам, гражданам, уволенным с военной
службы, и членам их семей, гражданам пожилого
возраста и инвалидам, реабилитированным
лицам и лицам, подвергшимся политическим
репрессиям, по опеке и попечительству
в отношении совершеннолетних граждан,
функции по контролю в этих сферах, а также
функции по оказанию государственных
услуг.
Министерство является уполномоченным
органом по ведению единой региональной
информационной базы многодетных семей,
поставленных на учет в целях бесплатного
предоставления в собственность земельных
участков, и многодетных семей, которым
земельные участки предоставлены бесплатно
в собственность, а также органом опеки
и попечительства Мурманской области
в отношении совершеннолетних граждан.
Министерство руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, Уставом Мурманской
области, договорами Мурманской области,
законами Мурманской области, актами Губернатора
Мурманской области и Правительства Мурманской
области, нормативными правовыми актами
министерств Мурманской области, иными
правовыми актами, а также настоящим Положением.
Министерство осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
Мурманской области, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями.
Основными задачами Министерства
являются:
- Правовое, информационное и
организационное обеспечение формирования и реализации государственной
политики в сферах социально-трудовых
отношений и социального развития в пределах
полномочий исполнительных органов государственной
власти Мурманской области.
- Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда. Организация и обеспечение функционирования региональной системы управления
охраной труда.
- Формирование и реализация
государственной политики Мурманской области по оплате труда
работников государственных областных
учреждений.
- Решение в пределах компетенции
Министерства вопросов, связанных с альтернативной гражданской
службой.
- Подготовка предложений в уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти
о потребности в привлечении иностранных
работников и по объёмам квот на осуществление
иностранными гражданами трудовой деятельности в Мурманской области.
- Организация предоставления
социального обслуживания населению в соответствии с действующим
законодательством.
- Разработка и реализация в пределах
своей компетенции государственной социальной политики
по поддержке отдельных категорий граждан: ветеранов, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей, граждан
пожилого возраста и инвалидов, реабилитированных
лиц и лиц, подвергшихся политическим
репрессиям, многодетных семьей, отдельных
категорий граждан, работающих в сельских
населенных пунктах или поселках городского
типа, и иных категорий граждан в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством
Мурманской области.
- Участие в разработке и реализации
в регионе демографической и семейной
политики, укреплении системы профилактики
безнадзорности несовершеннолетних.
- Организация предоставления
государственной социальной помощи малоимущим
семьям, в том числе имеющим детей, и малоимущим
одиноко проживающим гражданам.
- Организация и межведомственная координация деятельности по осуществлению региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам до
величины прожиточного минимума.
- Организация предоставления дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные
должности Мурманской области и должности
государственной гражданской службы Мурманской
области, осуществление межведомственной
координации по данному вопросу.
- Организация предоставления гражданам субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных
услуг.
- Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
- Внебюджетные фонды,
как источники финансирования социальной
защиты населения
Внебюджетные
фонды – представляют собой совокупность
финансовых средств, находящихся в распоряжении
центральных или местных органов власти
и имеющих целевые назначения. В зависимости
от целевого назначения они делятся на
экономические и социальные, в соответствии
с уровнем управления государственные
и региональные.
К
социальным фондам относят: пенсионный
фонд, фонд обязательного социального
страхования, фонд обязательного медицинского
страхования.
К
экономическим – дорожные фонды, фонд
воспроизводства минерально-сырьевой
базы.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход.
Эти
фонды создаются двумя путями:
1)
Выделение из бюджета определенных расходов,
имеющих особо важное значение;
2)
Определение собственных источников дохода.
К
доходам внебюджетных фондов относятся:
1)
Специальные целевые налоги и сборы;
2)
Отчисления от прибыли предприятий, учреждений,
организаций;
3)
Средства бюджета;
4)
Прибыль от коммерческой деятельности
учрежденных фондом предприятий;
5)
Займы.
Через
внебюджетные фонды осуществляется обязательное
социальное страхование.
Обязательное
социальное страхование – часть государственной
формы социальной защиты населения, спецификой
которой является осуществляемое в соответствии
с федеральным законом страхование работающих
граждан от возможного изменения материального
или социального положения, в том числе
по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное
социальное страхование представляет
собой систему создаваемых государством
правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения материального
и (или) социального положения работающих
граждан, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
иных категорий граждан вследствие признания
их безработными, трудового увечья или
профессионального заболевания, инвалидности,
болезни, травмы, беременности и родов,
потери кормильца, а также наступления
старости, необходимости получения медицинской
помощи, санаторно-курортного лечения
и наступления иных установленных законодательством
РФ социальных страховых рисков, подлежащих
обязательному социальному страхованию.
При
наступлении одновременно нескольких
страховых случаев порядок выплаты страхового
обеспечения по каждому страховому случаю
определяется в соответствии с федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования.
Источниками
поступлений денежных средств в бюджеты
обязательного социального страхования
являются:
–
страховые взносы;
–
дотации, другие средства федерального
бюджета, а также средства иных бюджетов
в случаях, предусмотренных законодательством
РФ;
–
штрафные санкции и пеня;
– денежные средства,
возмещаемые страховщикам в
результате регрессных требований
к ответственным за причинение вреда застрахованным
лицам;
–
доходы от размещения временно свободных
денежных средств обязательного социального
страхования;
–
иные поступления, не противоречащие законодательству
РФ.
3.5 Федеральные, региональные, муниципальные
программы в области социального обеспечения
В 2009 году Фонду было разрешено
предоставлять субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации на социальные программы,
связанные с укреплением материально-технической
базы учреждений социального обслуживания
населения и оказанием адресной социальной
помощи неработающим пенсионерам, являющимся
получателями трудовых пенсий по старости
и по инвалидности, в размере до 1200,0 млн
рублей.
На эти цели в бюджеты 83 субъектов
Российской Федерации было перечислено
1177,62 млн руб., из них 76 субъектам Российской
Федерации на укрепление материально-технической
базы учреждений социального обслуживания
населения перечислено 720,66 млн руб., на
оказание адресной социальной помощи
неработающим пенсионерам – 456,96 млн руб
в бюджеты всех субъектов Российской Федерации.
С участием средств Фонда в
прошедшем году в 64 субъектах Российской
Федерации проводился капитальных ремонт
различных объектов в 196 учреждениях социального
обслуживания населения, в 16 субъектах
осуществлено строительство 21 нового
объекта – спальных корпусов, бань, прачечных,
пищеблоков, котельных и др. Для оснащения
ремонтируемых и строящихся объектов
приобретено технологическое оборудование
и предметы длительного пользования для
38 учреждений в 19 субъектах Российской
Федерации.
Проведение этих мероприятий
позволило улучшить условия проживания
около 20 тысячам престарелых и инвалидов,
увеличить вместимость учреждений социального
обслуживания на 650 мест.
За счет предоставленных Фондом
средств органами социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации в 2009 году
оказана адресная социальная помощь более
357 тысяч неработающим пенсионерам. Нуждающимся
неработающим пенсионерам оказывалась
единовременная материальная помощь,
частично возмещались расходы пенсионеров
на газификации жилья, оказывалась материальная
помощь в связи с празднованием Дня Победы
и проведением Дня пожилого человека и
Дня инвалида.
Также Фонд принимал участие
в оказание материальной помощи неработающим
пенсионерам, близким родственникам погибших
при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также
пострадавшим при катастрофе поезда «Невский
экспресс» и родственникам погибших. В
первом случае помощь оказана 44 пенсионерам,
во втором – 15.