Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
- увеличение на 20% (384 ребенка-инвалида)
числа детей-инвалидов, получивших реабилитационные
услуги, по сравнению с 2008 годом (по предварительной
оценке 1920 детей-инвалидов получили реабилитационные
услуги);
- увеличение до 70% (55 детей ежегодно)
числа переданных на воспитание в семьи
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Всего детей-сирот 4548, из них
3734 ребенка проживают в семьях;
- увеличение числа детей и семей
с детьми, охваченных всеми видами отдыха,
оздоровления и занятости: в 2009 году - 73498,
в 2010 году - 73500, в 2011 году - 73600;
- повышение качества и доступности
социальных услуг для семей с детьми, в
первую очередь для семей с детьми-инвалидами;
- повышение уровня профессиональной
компетентности специалистов, работающих
с семьями и детьми (табл. 14).
Таблица 14 -Повышение уровня
профессиональной компетентности специалистов,
работающих с семьями и детьми, чел.
N п.
Наименование
структурного подразделения мэрии г. Новосибирска
Количество
специалистов, прошедших обучение
Темп
изменения, %
2009
2010
2011
2010
к
2009
2011
к
2010
2011
к
2009
1
Управление
физической культуры и спорта мэрии г.
Новосибирска
886
986
1086
111,3
110,1
122,6
2
Управление
социальной поддержки населения мэрии
г. Новосибирска
150
200
250
133,3
125
166,7
3
Комитет
по культуре и искусству мэрии
г. Новосибирска
200
200
200
100
100
100
4
Комитет
по делам молодежи мэрии
г. Новосибирска
130
140
150
107,7
107,1
115,4
5
Главное
управление образования мэрии
г. Новосибирска
3120
3200
3500
102,6
109,4
112,2
Итого
4486
4726
5186
100
100
100
По данным таблицы видно, что
наибольшее количество специалистов относится
к Главному управлению образования мэрии
г. Новосибирска. В целом, за период 2009-2011
гг. количество увеличивается.
Программа "Дети и город"
позволила придать социальное звучание
проблеме профориентации детей. Во многих
районах города вошли в практику организации
выставок профессионального мастерства,
создание методических кабинетов по профориентации.
На промышленных и других предприятиях
проводятся конкурсы "Мастер - золотые
руки", "День открытых дверей".
Но проблема остается по-прежнему актуальной.
Оснащение учебных комбинатов устарело
и мало пригодно для обучения детей новым
специальностям, востребованным на рынке.
Мало изменилось состояние материально-технической
базы школьных мастерских, детских кружков
учреждений культуры, спортивных сооружений.
Реализация Программы позволит
изменить искаженное отношение людей
к вопросам создания семьи, рождения и
воспитания детей. Большое внимание в
Программе уделено практической части,
то есть адресной помощи учреждениям,
принимающим участие в воспитании, а также
в духовно-нравственном и физическом оздоровлении
подрастающего поколения.
Заключение
Процесс демографической и
семейной модернизации, захвативший в
ХХ веке все развитые страны и Россию,
привел к тому, что центр тяжести социального
контроля над демографическим и семейным
поведением людей стал перемещаться с
институционально-коллективного уровня
на индивидуальный: контроль над личностью
со стороны государства, церкви или сельской
общины постепенно уступает место самоконтролю,
тем самым резко расширяется свобода индивидуального
выбора человека во всем, что касается
его личной жизни. По мере того как это
происходит, старая система отношений,
норм, институтов, приспособленная к прежним
методам контроля «извне», оказывается
в кризисе.
Падение рождаемости, уменьшение
числа зарегистрированных браков, распространение
свободных союзов и других форм совместной
жизни, ослабление прочности брака и увеличение
числа разводов и внебрачных рождений,
все более явное замещение семейной солидарности
солидарностью социальной, эмансипация
детей и пожилых, либерализация семейных
нравов, гибкость семейной морали — таковы
признаки новейших перемен, которые сказались
на всех стадиях формирования современной
семьи, затронули все стороны ее жизнедеятельности
и очень плохо вписываются в казавшиеся
незыблемыми архаические нормы человеческого
общежития. Нередко эти перемены воспринимаются
как свидетельства тяжелого кризиса современной
семьи и даже всего современного общества.
Матери и дети – это те категория
населения любой страны, которые нуждаются
в особой поддержке и заботе со стороны
государства, т.к. от них напрямую зависит
будущее страны, ее демографический статус,
количество работоспособного человеческого
ресурса – и в целом экономическое, социальное
и культурное процветание государства.
Тем более в настоящее время, когда с каждым
годом население России снижается, и, если
не принимать решительных мер, то по прогнозам
исследователей к 2050 году население России
составит приблизительно 101 миллион человек
– сегодня же эта цифра составляет около
143 миллионов. В последнее десятилетие
сократилось количество браков, резко
снизилась рождаемость. Вырос коэффициент
смертности у женщин репродуктивного
возраста, по-прежнему велика младенческая
и материнская смертность. Существующая
система социальной помощи семьям малоэффективна,
в том числе и потому, что она ориентирована
в основном на женщину-мать, а не на обоих
родителей, то есть на семью в целом - семья
же должна быть защищаема как единое целое.
Итак, в ходе проведенного исследования
были получены следующие выводы:
1. Семья, материнство и
детство охраняются в нашей
стране Конституцией, международными
и национальными правовыми актами.
В целях реализации норм конституционного,
трудового, семейного и иных отраслей
права, направленных на охрану
материнства и детства, полномочными
государственными органами принимаются
программы по совершенствованию существующих
механизмов и претворению в жизнь международных
деклараций.
2. Материнство – это
реализованная способность женщины
к рождению, выкармливанию, воспитанию
детей. В понятие «материнство»
входят гарантированные законом
права женщины по воспитанию,
уходу и общению с детьми. В
свою очередь, «ребенок» определяется
действующим законодательством
как лицо, не достигшее 18 лет (несовершеннолетний),
вне зависимости, состоят ли его
родители в браке или нет.
3. Охрана материнства
и детства – это созданные
государством условия, направленные
на обеспечение необходимых условий
для рождения, выживания и защиты
детей, их полноценного развития
и для реализации семьей всех
ее функций в жизни общества.
Сюда входят как соответствующие
законодательные акты, так и действенные
механизмы их реализации, а также
гарантии по осуществлению и
защите прав матери и ребенка
в различных сферах жизнедеятельности.
4. Семейное законодательство,
исходя из международных принципов
реализации интересов матери (отца)
и ребенка, регулирует в своих
нормах семейные права детей
и родителей в целях укрепления
семьи. Семейное законодательство
стремится установить в семье
такие отношения, при которых
нашли бы свое удовлетворение
интересы личности (родителей и
детей) и были созданы необходимые
условия, обеспечивающие достойную
жизнь и свободное развитие
каждого члена семьи, воспитание
детей.
5. Трудовой кодекс РФ
закрепляет и защищает трудовые
права беременных женщин, матерей
с детьми и несовершеннолетних
работников, гарантируя им защиту
в случае нарушения их конституционного
права на труд. Специальные и
особые нормы, регулирующие трудовые
отношения данных категорий работников
явились знаком того, что государство
особенно заботится о судьбе
будущих поколений граждан. Нормы
иных отраслей права (уголовного,
административного, права социального
обеспечения и др.) также максимально поддерживают
и защищают интересы рассматриваемых
групп. Санкции и наказание за нарушение
их прав должны быть жесткими и безоговорочными.
В рамках государственной политики
по поддержки материнства и детства применяется
программно-целевой метод.
За 2007 – 2009 гг. значительно увеличилось
финансирование соответствующих целевых
программ. Принят ряд федеральных законов,
обеспечивающих гарантии поддержки семей,
имеющих детей.
В настоящее время действует
ряд целевых программ по поддержке детства:
- федеральная целевая
программа «Дети России» на 2007
– 2010 годы;
- областная целевая программа
«Дети Новосибирской области»
на 2008 – 2012 годы;
- городская целевая программа
«Дети и город» на 2009 – 2011 годы.
Программа "Дети России"
на 2007-2010 годы предусматривает решение
таких задач, как обеспечение безопасного
материнства и рождения здоровых детей,
охрана здоровья детей и подростков, профилактика
и снижение детской и подростковой заболеваемости,
инвалидности и смертности, создание системы
выявления и поддержки одаренных детей,
профилактика социального неблагополучия
семей с детьми, совершенствование системы
профилактики безнадзорности, обеспечение
полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов,
профилактика социального сиротства.
Реализация программы «Дети
России» приведет к экономии средств федерального
бюджета в 2011 году в размере около 22 млрд.
руб. В последующие десять лет отложенный
экономический эффект будет возрастать
и в 2020 году составит около 45 млрд. руб.
в год.
Финансирование программы «Дети
Новосибирской области» на 2008 – 2012 годы
предусматривает увеличение объемов финансирования
по нарастающему графику.
В настоящее время была завершена
работа по организационному и правовому
обеспечению мер обновленной демографической
политики, основными направлениями которой
в будущем являются: социально-экономическая
адресная поддержка семей, обеспечивающая
условия для рождения детей и их воспитания,
содействие в решении жилищных проблем
молодых семей, проведение широкомасштабной
пропаганды ценности семьи, реализация
эффективных мер по сохранению репродуктивного
здоровья. Важнейшим направлением демографической
политики будет сокращение смертности
населения. Предполагается, что к 2011 году
уровень рождаемости увеличится до 11,1
промилле; коэффициент смертности сократится
до 15,5 промилле; естественная убыль уменьшится
до 4,3 промилле.
Государство должно быть заинтересовано
в обеспечении прав детей, молодежи, матерей.
Государственная политика должна эффективно
работать по направлениям, охватывающим:
- поддержку молодых и
многодетных семей;
- социальную, правовую и
экономическую защиту семьи, в
целях обеспечения ее всестороннего
развития, включая поощрение роста
рождаемости;
- оказание социальной
помощи неполным семьям с низкими
доходами;
- социальную помощь детям,
оставшимся без попечения родителей;
- обеспечение всестороннего
физического, интеллектуального и
духовного развития детей и
молодежи.
Только при таких условиях государство
будет сильным, успешным, уважаемым.
Список использованных источников
1. Администрация Новосибирской
области. URL:www.adm.nso.ru
2. Агентство консультаций и
деловой информации. URL: www.akdi.ru/econom/program/demogr.html
3. Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова
Т.Л. Смертность и продолжительность жизни.
// Население России. – М.: Книжный дом "Университет".
– 2007
4. Благотворительный фонд защиты материнства
и детства. Институт демографических исследований.
URL: http://www.semya.org.ru/pro-family/info_program/info_program_justification/
5. Борисов В.А. Демография (учебник
для вузов) M NOTA BENE Медиа Трейд Компания
2005. 344 с.
6. Бреева Е.Б. Основы демографии:
Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая
корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 352 с.
7. Володин Н.Н. Новые технологии
в решении проблем перинатальной медицины.
2-й Российский конгресс «Современные
технологии в педиатрии и детской хирургии».
– М.: 2003.
8. Всемирная встреча на высшем
уровне в интересах социального развития.
Копенгаген. 5-12 марта 1995 г.
9. Всеобщая декларация прав
человека (принята на третьей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10
декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10
декабря 1998г.
10. Государственный комитет
статистики URL: ww.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo11.html
11. Григорьева И.А. Социальная
политика и социальное реформирование
в России. - СПб.: Питер, 2004. - С. 20-21.
12. Дети Сибири. Муниципальное
бюджетное учреждение. Городской центр
по профилактике социального сиротства
«Солнечный круг». Электронный ресурс.
URL: www.sibchildren.ru/journal/issue_83/article_166
13. Деловой портал Новосибирской
области URL:http://biz.newsib.ru/news/read/869/
14. Естественное рождение. Материнство
и право.URL://www.naturalbirth.ru/pravo/index.php
16. Закон Новосибирской области от 17.11.2006
№ 53-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных
средств на содержание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся
под опекой (попечительством), в приемной
семье». Подлежат ежегодной индексации
В 2008 году – Постановление губернатора
Новосибирской области от 16.05.2008 № 203 «О
коэффициенте индексации размеров денежных
средств на содержание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, выплачиваемых
опекуну (попечителю), приемной семье».
17. Институт демографических
исследований. URL www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1347