Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы управления ЖКХ.
Провести сравнительный анализ существующих в России и за рубежом моделей управления, выявить возможность их модификации в современных российских условиях.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России 9
1.1 Определение и характеристики ЖКХ 9
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта управления ЖКХ 14
1.3 Проблемы и перспективы развития ЖКХ 26
2. Анализ системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ 35
2.1 Характеристика ЖКХ г. Салават 35
2.2 Система управления ЖКХ г. Мурманска 42
2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере г. Мурманска 55
3.1 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 55
3.2 Автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ 61
3.3 Мероприятия по решению проблемы неплатежей 65
Заключение 73
В настоящее время
производственная структура жилищно-
Жилищная и коммунальная сфера оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, так как потребность в расходах на ее устойчивое функционирование в бюджетах городов составляет от 40 до 60%. Кроме того, фактическое финансирование из всех источников составляет 55–70% от потребности, что осложняет качественное обслуживание населения по вопросу жилищно-коммунального хозяйства.
Как единый объект управления ЖКХ уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровнях власти и относится к компетенции органов местного самоуправления. В регионах сегодня около 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий осуществляют коммунальное обслуживание городов и поселений. На них работают более 4,2 млн человек или 5,9% от общей численности занятых.
На территории города ЖКХ обеспечивает функционирование жилищного хозяйства, водоснабжения, водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и др.
В настоящее время ЖКХ РФ находится в кризисном состоянии, которое характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов и снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Выделяются следующие особенности ЖКХ:
Из этих особенностей вытекает необходимость управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства в рамках муниципальных образований с использованием системного подхода в решении проблем.
Характерные черты современного российского ЖКХ:
Также можно добавить к особенностям ЖКХ в России непроработанность структуры управления в системе ЖКХ, в частности, отсутствие четкого разграничения функций структурных подразделений, затратное ценообразование, отсутствие его независимого контроля, отсутствие маркетинга, незаинтересованность работников жилищно-коммунальной сферы в результатах своей деятельности.
Причины нереализованности замысла реформы при изменениях в других секторах экономики:
1) обнищание населения,
что привело к невозможности
повышения цен до
2) значительное снижение бюджетных возможностей;
3) пренебрежение использованием
системного управления жилищно-
Жилищно-коммунальное хозяйство обладает выделенными в теории организации системными свойствами, а именно:
Системными признаками
жилищно-коммунального
1) множество составляющих его подотраслей;
2) единство основной цели всех составляющих – предоставление услуг потребителям в части жизнеобеспечения;
3) наличие взаимосвязи между подотраслями;
4) наличие многоуровневой иерархической структуры;
5) относительная
Д.М. Жуков определяет жилищно-коммунальное хозяйство города как «сложную социально-экономическая систему, обеспечивающую жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.» Специфика ЖКХ, по его мнению, состоит «в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ».
По существующему
В то же время ЖКХ несет на себе бремя обязательств далеко не муниципальных и не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета (социальная защита населения, обеспечение услугами ЖКХ бюджетозависимых потребителей и др.). Сегодня предприятия ЖКХ вынуждены эксплуатировать заведомо неэффективное оборудование и жилье, построенное несколько десятков лет назад по неэффективным технологиям, когда идеология энергосбережения и энергоэффективности еще не были приоритетом государства.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что жилищно-коммунальный комплекс является структурно сложной иерархической системой, следовательно, из этого вытекает необходимость управления им в рамках муниципальных образований, используя системный подход и учитывая закономерности в его развитии.
Российское жилищно-
Система управления ЖКХ,
сложившаяся еще в
Реформа ЖКХ начата в
России более десяти лет назад. За
это время удалось кое-что
В СМИ и в науке существуют различные мнения и точки зрения по поводу осуществляемого нынешним правительством реформирования этого сектора; много внимания уделяется проблемам поиска оптимальных путей реализации реформы. Чиновники утверждают, что реформа ЖКХ идет более или менее результативно: во-первых, почти удалось отойти от бюджетного финансирования отрасли, начать поэтапный переход к рыночным принципам хозяйствования (пусть и не в полной мере); во-вторых, разделить функции подрядчика и заказчика. (Ранее жилищные тресты, объединявшие низовой уровень ЖКХ – жилищные участки, в разное время и в разных городах называвшиеся ЖРЭУ, ЖЭУ, ЖЭК и т.п., сами оказывали услуги населению, осуществляли сбор платежей, контролировали качество и объемы выполненных работ. Контроль со стороны местных органов власти был формальным.) Сегодня в городах России создано около 3 тыс. служб заказчика (управляющие компании), которые взяли на себя функции по сбору платежей с населения, принятию от жилищных предприятий и оплате фактически выполненных объемов работ.
Реформирование ЖКХ
началось в нашей стране без модели,
необходимой законодательной
Ситуация усугубилась колоссальным противоречием между красивой сказкой о либеральной рыночной экономике и жестокой действительностью. Надежда на либерализацию как стимулятор самоорганизации позитивных экономических преобразований ЖКХ является заблуждением и по умыслу, и по незнанию. Мировая практика показывает, что без участия государства как гаранта социальной справедливости рыночные отношения быстро приобретают криминально-бюрократический характер. Это ведет к ослаблению государства и к обнищанию населения.
В настоящее время в обществе существует несколько концепций реформирования ЖКХ, рассмотрим кратко основные из них.
1. Официальная правительственная программа.
Основная идея – уменьшение доли государства в оплате услуг ЖКХ и перекладывание этих платежей на население; адресная социальная поддержка малоимущих; введение т.н. «персональных жилищных счетов», с которых жильцы должны «эффективно» расходовать средства, привлекая наилучших поставщиков коммунальных услуг; внедрение конкурентных методов в системе коммунального обслуживания.
Эта программа не выдерживает никакой критики, что, видимо, понимают и в самом правительстве. Населению предлагают оплачивать 100% цены услуг, рассчитанной по затратному принципу безотносительно к их качеству, плюс издержки на низкую эффективность и воровство чиновников. Стимулов для повышения качества нет – множество индивидуальных разрозненных плательщиков квартплаты не в состоянии стать эффективными заказчиками ЖКХ-услуг, это продолжают делать все те же государственные организации – ДЕЗ, РЭУ и т.д.
Вопрос о создании эффективного собственника даже не формулируется. Идея собрать 100% квартплаты, очевидно, обречена на провал, потому что для этого нет эффективного механизма. Сейчас, когда население оплачивает лишь 50% ЖКХ-услуг, число неплательщиков достигает 20%, при повышении квартплаты до 100% их число может достичь 50% – 60%, что вкупе с адресными социальными доплатами сведет на нет все усилия, доля государства в платежах не уменьшится. На сегодняшний день правительственную программу можно квалифицировать только как видимость реформ, как «псевдореформы».
2. Либеральная концепция реформирования ЖКХ.
Сущность этой концепции заключается в применении идей приватизации и либерализации ко всем объектам ЖКХ без учета их специфики, с главным лозунгом – приватизировать как можно больше и как можно быстрее, дальше рынок все сам расставит по своим местам. Фактически, это вульгарно – либеральный подход к реформам, который проявился и в сфере ЖКХ. Эта концепция сложилась в начале 90-х годов в среде т.н. «младореформаторов», когда к власти пришли люди, не обладающие серьезными экономическими знаниями.
В рамках этой «концепции» была проведена масштабная приватизация квартир в муниципальных домах, в результате чего в России сложился уродливый гибрид из различных форм собственности, не имеющий аналогов в мире – муниципальные дома с приватизированными квартирами. Теперь по количеству частных собственников жилья мы догнали и перегнали развитые страны, вот только реформа эта не решила ни одной проблемы ЖКХ, наоборот, породила массу новых. Это примерно то же самое, что пытаться повысить эффективность работы госпредприятия, передав его станки и машины в собственность рабочих и просто посторонних лиц.
3. «Московская модель» реформирования ЖКХ.
Московская модель в основных чертах совпадает с правительственной программой, за исключением одного момента: московские власти в отличие от федеральных более отчетливо понимают, что ЖКХ нужен эффективный собственник, хозяин, что пытаться добиться эффективного управления ЖКХ чиновничьими, бюрократическими структурами – бесперспективно. В качестве эффективного собственника в «московской модели» избраны товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие имущественным комплексом (кондоминиум), состоящим из самого дома, придомовой территории, строений и т.д.
Московские власти прилагают
много усилий, чтобы организовать
из муниципальных домов с
Кондоминиум – единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.