Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы управления ЖКХ.
Провести сравнительный анализ существующих в России и за рубежом моделей управления, выявить возможность их модификации в современных российских условиях.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России 9
1.1 Определение и характеристики ЖКХ 9
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта управления ЖКХ 14
1.3 Проблемы и перспективы развития ЖКХ 26
2. Анализ системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ 35
2.1 Характеристика ЖКХ г. Салават 35
2.2 Система управления ЖКХ г. Мурманска 42
2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере г. Мурманска 55
3.1 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 55
3.2 Автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ 61
3.3 Мероприятия по решению проблемы неплатежей 65
Заключение 73
3) Мурманское муниципальное унитарное предприятие «Жилищная сервисная компания».
Создана в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 14.03.2005 г. №198 «О создании Мурманского муниципального унитарного предприятия «Жилищная сервисная компания».
Предприятие создано для организации процесса предоставления жилищных услуг населению и повышения их качества, улучшения комфортности проживания, поддержания в надлежащем состоянии жилищного фонда и инженерных коммуникаций в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления услуг, снижения необоснованных жалоб населения, и экономически обоснованного использования средств населения.
Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
Предприятия, обслуживающие объекты городского хозяйства:
Согласно публикациям в СМИ, состояние жилищно-коммунальной сферы города Мурманска в течение последних 15 лет имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, основной причиной которой является отсутствие достаточного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Расходная часть бюджета города Мурманска на 2006 года составляет 5173,4 млн. руб., в расчете на одного жителя это составляет 17 тыс. руб. в год. В общей сумме расходов бюджета расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (без учета социальной политики) составляют 11% или 589,4 млн. руб., в расчете на одного жителя это – 2 тыс. руб. в год. Для сравнения расходы на образование – 4 тыс. руб.
Первомайский округ – южный, самый большой по площади и численности населения в Мурманске. Население района по состоянию на 2009 год составляло 123 921 человек.
Перечень управляющих организаций осуществляющих деятельность в городе Мурманске в Первомайском округе:
1. ОАО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания»
На обслуживании 756 жилых дома в Первомайском административном округе, в том числе
– выбран способ управления непосредственно собственниками помещений – 435 домов
– по договору с КРГХ – 240 домов
– ТСЖ по договору с УК – 81 дом
2. ЗАО «Управляющая компания «Мурманремстрой»
На обслуживании 63 жилых дома, в том числе: 54 жилых дома в Первомайском административном округе, 9 жилых домов в Октябрьском административном округе, в том числе:
– выбран способ управления непосредственно собственниками помещений – 51 дом
– по конкурсу выбора управляющих организаций – 3 дома
– по договору с КРГХ – 9 домов
3. ЗАО «Север-Вод»
На обслуживании 9 жилых домов (пр. Кольский 128, 114/1, пр. Ледокольный 3,5,9, ул. Беринга 14,20,24,28)
– по конкурсу выбора управляющих организаций – 9 домов.
В течение 2008 года в Мурманской области прошли выборы способа управления домами. С марта 2005 года, когда был принят Жилищный кодекс, только в некоторых домах жильцы, проявив инициативу, создали товарищества собственников жилья и выбрали небольшие обслуживающие компании. Большинство собственников домов не ощутили своего нового статуса и обслуживались прежними муниципальными трестами.
Переломным стал 2008 год.
Администрации городов
В Мурманске в каждом административном округе управлять домами стали три большие компании: «Севжилсервис» (Ленинский округ), «Жилцентр» (Октябрьский округ) и «Жилищно-сервисная компания» (Первомайский округ). Кроме них, несколько домов обслуживают такие фирмы, как «Жанр», «Аракс», «Жилспецстрой» и др.
На рис. 2.2 представлена диаграмма, характеризующая способы управления, выбранные в Первомайском округе.
Рис. 2.2. Способы управления ЖКХ в Первомайском округе
Предприниматели должны были принести в ЖКХ конкуренцию, повысить качество услуг. Правда, пока жильцы не ощутили преимуществ. Грязные, неотремонтированные подъезды и кучи мусора во дворах остаются явлениями сегодняшнего дня.
В последнее время
количество жалоб от населения только
растет. И жалуются в основном на
крупные фирмы. С одной стороны,
это свидетельство роста
Жильцы, недовольные работой управляющих компаний, обращаются в Государственную жилищную инспекцию, прокуратуру и суды. Но кардинально повысить качество услуг в ЖКХ можно, только создав условия для эффективной работы. Новый глава Мурманска Сергей Субботин говорил, что в ЖКХ надо развивать конкуренцию, создавать равные условия для малого и среднего бизнеса, а не только для крупных фирм. Тем более что малый бизнес в отдельных случаях более ответственно подходит к работе.
ЖКХ долгое время было отраслью, которую реформы обходили стороной. Сейчас в эту сферу пришли новые отношения. Но многое здесь зависит от желания и умения местных властей создать прозрачный и доступный для всех фирм рынок.
Направления деятельности по управлению ЖКХ Управления Первомайского административного округа:
1) Работа с обращениями граждан
Для оперативного решения вопросов по обращениям граждан руководителями управления ежемесячно проводятся выездные приемы граждан в жилищных участках предприятий, обслуживающих жилой фонд, и в микрорайонах с наиболее высоким процентом износа жилищного фонда: «Жилстрой», «Дровяное», «Абрам – Мыс».
2) Благоустройство
В соответствии с адресной программой ремонта объектов внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры на территории округа в 2008 г. выполнены:
В ходе месячника по санитарной очистке освобождено от мусора 3238092 мІ территории.
Отделом территориального развития за отчетный период согласовано 237 разрешений на производство земляных работ и аварийных разрытий. По истечению сроков выполнения аварийных работ восстановлено благоустройство на 106 объектах. В ходе месячника по озеленению территорий г. Мурманска в округе высажено 587 деревьев лиственных пород, 75 кустарников и завезено 115 куб. м. плодородного грунта. На территории Первомайского округа активно ведется строительство жилых домов коттеджного типа, образованы две новые улицы – «Огни Мурманска» и «Южная». Продолжается коттеджная застройка в районе проезда Ледокольного и микрорайона Абрам-Мыс. По просьбе жителей микрорайона Абрам-Мыс обустроен родник, урегулирован вопрос автобусного движения. Силами МУП «МАДЭП» установлен остановочный модуль на берегу залива для пассажиров рейсового катера, следующего в Мурманск.
3) Работа по снижению задолженности населения за ЖКУ
В адрес неплательщиков управлением округа совместно с управляющими компаниями направлено 1878 предупреждений о срочном погашении задолженности.
В адрес неплательщиков
за ЖКУ направлено 2319 предупреждений
о срочном погашении
С собственниками жилых помещений постоянно ведется работа по выбору способа управления многоквартирными домами. 323 жилых дома (43%) выбрали управляющую компанию. ТСЖ Создаются при активном участии администрации, как собственника жилых и нежилых (муниципальная собственность) помещений в многоквартирных домах.
Огромные текущие расходы
на ЖКХ и необходимость
Для формирования системы многовариантного развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов.
Этот комплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсоберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.
Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификация деятельности жилищно-коммунальных предприятий. Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования предприятий ЖКХ при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.
Таким образом, в структуру управления ЖКХ города Салавата входят следующие органы управления:
Перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан: