Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты системы управления ЖКХ.
Провести сравнительный анализ существующих в России и за рубежом моделей управления, выявить возможность их модификации в современных российских условиях.
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив управления жилищно-коммунальным хозяйством в России 9
1.1 Определение и характеристики ЖКХ 9
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта управления ЖКХ 14
1.3 Проблемы и перспективы развития ЖКХ 26
2. Анализ системы управления ЖКХ на примере Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» городского округа г. Салават РБ 35
2.1 Характеристика ЖКХ г. Салават 35
2.2 Система управления ЖКХ г. Мурманска 42
2.3 Управляющие организации в Первомайском административном округе 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере г. Мурманска 55
3.1 Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций 55
3.2 Автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ 61
3.3 Мероприятия по решению проблемы неплатежей 65
Заключение 73
Иногда кажется, что жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
1) Разбалансированность
тарифов, когда, скажем, предприятие
водоснабжения становится
3) Неплатежи самого населения, которые, однако за последние годы стали гораздо стабильнее, и в 2003 году составляли уже менее 10%.
Наконец, (4) Долгосрочные соглашения в российских условиях пока крайне затруднительны. Спланировать договорные отношения на срок даже в 20 лет почти невозможно, поскольку связано с большими рисками из-за трудно прогнозируемого развития отрасли.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на очень низком уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства – сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате в ЖКХ практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производитель. ности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
Жилищно-коммунальное хозяйство и его состояние сегодня характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2008 г. 268,1 млрд руб., в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд руб.
Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций должны быть реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
На сегодня в России централизованные системы водоснабжения имеются в 1068 городах (98% от общего количества городов) и 1774 поселках городского типа (84%). Общая протяженность водопроводных сетей в городах и других населенных пунктах Российской Федерации составляет 458,6 тыс. км, из них 75,4 тыс. км. (17%) нуждаются в замене.
Коммунальная энергетика потребляет более 23% электрической и 46% тепловой энергии, производимой в стране. Производственная база коммунальной энергетики включает 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс. км тепловых сетей и 550 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает более 53%. Энергетические предприятия по форме собственности разделены на муниципальные (89%) и частные – в виде АО открытого и закрытого типа.
Что касается деятельности по содержанию и развитию объектов уличной и дорожной сети и сооружений, то на них осуществляют свою деятельность более 610 специализированных дорожных ремонтно-строительных организаций и служб эксплуатации мостовых сооружений. Объем средств, выделяемых на содержание и развитие объектов дорожно-мостового хозяйства за последнее время составляет примерно 12% от потребности. Постепенно начинается работа по платности пользования улично-дорожной сетью городов и других поселений.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 57 млн куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов увеличилась до 115 тыс. км, из них 14 тыс. км (14%) требуют капитального ремонта. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 10 млн куб. м в сутки.
После приватизации коммунально-бытового сектора ЖКХ обслуживание населения осуществляют предприятия различных форм собственности, на которых работают 108 тыс. чел., выполняющих объем работ (услуг) на сумму более 9,0 млрд руб. ежегодно.
В городах и населенных пунктах России в настоящее время работают 5,5 тыс. банно-прачечных организаций, более 2,9 тыс. предприятий ритуального обслуживания, около 2,0 тыс. коммунальных гостиниц. Сегодня в муниципальной форме собственности остался 21% предприятий бытового обслуживания. Деятельность приватизированных и акционерных предприятий в новых экономических условиях хозяйствования позволила снизить себестоимость услуг, повысить их качество и, тем самым, создать здоровую конкурентную антимонопольную среду в сфере бытовых услуг.
С каждым годом увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд, а также износ основных фондов отрасли. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в два раза ниже, чем в европейских странах. Расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы, устарели применяемые технологии. Из-за недостаточности финансовых ресурсов в ремонтно-эксплуатационном производстве велика доля ручного труда.
Поэтому сложившееся на сегодня положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено:
– неэффективностью принятых в свое время архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;
– огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48 млн чел., пользующихся льготами);
– недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов ЖКХ, как в период централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время, из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
– сложившейся неэффективной системой управления в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния.
Сегодня мы не имеем системы управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ – основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.
Также остро стоит вопрос о необходимости модернизации, реконструкции большей части объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов – примерно на сумму 4,5–5,0 трлн руб. Таких денег в ближайшей перспективе не будет ни в бюджете, ни у населения.
Дальнейшее формирование новой жилищной и коммунальной политики невозможно без активного участия государства. Поэтому одним из основных приоритетов правительства в экономических преобразованиях в России является реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ сегодня является:
– политизированность проблемы реформирования ЖКХ;
– документы по реформе ЖКХ для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;
– на отрасль ЖКХ отрицательно сказываются неурегулированные межбюджетные отношения;
– на муниципальном и субфедеральном уровне отсутствует понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, предприятия ЖКХ неэффективно используют средства, ценообразование, качество предоставления работ и услуг;
– сохраняется психология иждивенчества граждан как в организации самоуправления в жилищной сфере, так и в нежелании платить вовремя и обращаться за субсидиями и др.
На федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: сначала был 1998 г., потом – 2003 г., затем – 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления часто блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли. Результат может быть отрицательный для большинства территорий Российской Федерации и населения, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических.
Главной целью основных
направлений преобразований в ЖКХ
является наведение порядка в
этом сложном хозяйстве, снижение необоснованных
затрат предприятий ЖКХ, разработка
механизмов социальной защиты малоимущих
категорий населения и
В результате проводимых
реформ в ЖКХ активно осуществляется
разграничение функций
Уже сегодня в России около 60% муниципального жилищного фонда обслуживается на договорной основе. В Москве этот показатель составляет 96%.
Существенный потенциал формирования эффективных форм управления жилищно-коммунальным хозяйством заложен в создании различных форм объединений собственников, в частности объединений жильцов в товарищества собственников жилья (ТСЖ), являющихся альтернативой монополии ДЕЗов. Такие объединения призваны контролировать весь процесс коммунального обслуживания и самостоятельно выбирать организацию, которая предоставит наиболее выгодные условия коммунального обслуживания. Принят Федеральный закон «О товариществах собственников жилья». В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства ТСЖ позволяют собственнику жилья эффективно осуществлять контроль качества предоставляемых услуг. В целом ТСЖ и ЖСК обслуживают не более 8% жилого фонда.
Одной из причин нежелания
собственников квартир
Для выхода из создавшегося положения необходима концентрация направляемых на развитие отрасли инвестиционных ресурсов, которая необходима в достаточном для модернизации инфраструктуры объеме. Стратегической задачей реформы ЖКХ является создание реальных предпосылок для прихода частных инвесторов в отрасль. Необходимо создать такие институциональные условия, которые позволили бы совместно участвовать государственным и частным организациям в финансировании инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так как ЖКХ характеризуется стабильным спросом и практически гарантированным сбытом продукции и услуг, по своей природе она привлекательна для инвестиций.
Система финансовых отношений между государством и предприятиями ЖКХ должна строиться на неукоснительном соблюдении взаимных обязательств, что будет способствовать сокращению просроченной задолженности в целом в экономике. Следовательно, повышение инвестиционной привлекательности отрасли диктует необходимость реструктуризации накопленной задолженности в ЖКХ, а также ликвидацию задолженности федерального бюджета перед бюджетами муниципальных образований по возмещению убытков от содержания объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Возможность привлечения
в жилищно-коммунальное хозяйство
частных и государственных
В соответствии с программами энергосбережения в домах началась установка приборов учета и регулирования потребления ресурсов (воды, тепла, газа), установка автономных систем теплоснабжения.
Проводимая ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве определила новый подход к механизму формирования и утверждения цен и тарифов на услуги ЖКХ.
Стимулирование притока инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает, прежде всего, пересмотр сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль государственных и частных средств, усиление финансового контроля и поддержку конкуренции в отрасли.
Перспективными вложениями средств в модернизацию ЖКХ могут быть такие механизмы, как концессия, приватизация или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России идет в тесной взаимосвязи с созданием механизмов социальной защиты населения путем предоставления малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, реформа ЖКХ являясь составной частью преобразований российской экономики, включает в себя как политику коммунальных услуг и оплаты жилья, систему социальных гарантий, так и вопросы повышения эффективности управления и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство в настоящий период переживает сложный период времени. Вот почему основные стратегические цели и первоочередные меры по совершенствованию системы управления ЖКХ необходимо сегодня рассматривать на комплексной основе, позволяющей обеспечивать реализацию основных направлений антикризисных преобразований; вырабатывать и предлагать производству современные организационно-экономические и социально-психологические механизмы эффективной управленческой деятельности, использовать на всех уровнях рыночные структуры в качестве координирующих инструментов.