История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

С принятием Конституции РФ у субъектов РФ появилась возможность решать по собственному усмотрению целый ряд вопросов в области государственного устройства.

Ни для кого не секрет, что нормотворчество в субъектах РФ находится в стадии становления и принятые органами государственной власти субъектов РФ правовые акты, а также правовые акты органов местного самоуправления содержат значительное число ошибок, что приводит в ряде случаев к нарушению прав граждан. Такая юридическая практика ставит под угрозу создание в Российской Федерации демократического государства, высшей ценностью которого являются правовые возможности человека. Специфическим институтом охраны конституций (уставов) субъектов РФ является конституционный контроль, который осуществляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы в 16 субъектах РФ, из них в 13 республиках, 2 областях и г.Санкт-Петербург.

Становление региональной конституционной юстиции осуществлялось в сложных социально-политических и экономических условиях, при борьбе трех ветвей власти, порой ставилась под сомнение легитимность конституционных (уставных) судов. Процесс создания органов конституционной юстиции в субъектах РФ не носил синхронного характера. От закрепления в Основном законе до реального создания суда проходил довольно длительный период.

В настоящее время, конституционный  контроль уже обрел ряд проблем, требующих решения. В частности, это вопросы совершенствования статуса, законодательного регулирования деятельности на федеральном уровне, проблемы инстанционности конституционных судов и т.д..

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ в  условиях реформирования российского  государства и его правовой системы, обуславливает актуальность исследования данных судов. Соответственно, требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки проблема, связанная с судопроизводством, а также роли данных судов в укреплении основ федерализма в Российской Федерации и повышении эффективности деятельности единой судебной системе страны.

Рассмотрение практики работы конституционных (уставных) судов субъектов РФ ставят немало вопросов. Особую остроту приобретают проблемы правового статуса, компетенции органов конституционного правосудия, проблемы регулирования судебного процесса, проблемы исполнения решений органов конституционного правосудия. 

В последнее время  в юридических литературах появилось  много литературы, связанные с  проблемами регионального конституционного правосудия. К этой теме обращались такие видные ученые и юристы-практики, как Кряжков В.А., Митюков М.А., Павликов С.Г., Лазарев Л.В., а также судьи Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Объектом исследования является общественные отношения, связанные с судопроизводством конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, содержащиеся в федеральных и  региональных законодательствах, определяющие статус, порядок формирования, закрепление  полномочий, порядок принятия обращения к рассмотрению, рассмотрение дел и вынесение итогового решения, а также порядок исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов  субъектов РФ.

Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:

1. провести анализ  нормативных правовых актов, регламентирующих  деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на  федеральном, так и на региональном  уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;

2. исследовать взаимосвязи  между основами государственного  устройства, правовым положением  отдельных субъектов РФ;

3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.

 Методологической  основой исследования послужили  такие методы как специально-юридический,  сравнительно-правовой, исторический  и другие приемы обобщения  научного материала и практического  опыта. 

Данная дипломная работа посвящена исследованию проблем регионального конституционного правосудия в России. С учётом изложенного, избранная тема представляется крайне актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ

 

Современный этап развития органов конституционного контроля характеризуется созданием конституционных и уставных судов субъектов РФ. При этом создание конституционных и уставных судов субъектов РФ имеет свои исторические и научно-теоретическое предпосылки.

Практическая реализация идеи о конституционном правосудии на федеральном уровне стала отправной точной в деле образования специализированных органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Это процесс был начат в 1989 - 1990 гг. Первоначально он был связан с созданием или декларированием в ряде автономных республик РСФСР, по примеру союзного и федерального уровня, квазисудебных органов правовой защиты Конституции - комитетов конституционного надзора с постепенной их переориентацией на новую форму - конституционные суды.

На характер этого процесса огромное влияние  оказал подписанный в марте 1992 г. Федеративный договор, распространивший принцип федерализма на всю территорию России. Статус субъектов Федерации  согласно договору получили наряду с  республиками, автономной областью и автономными округами простые административно-территориальные образования - края, области, города федерального значения. Республики избавились от приставки "автономные"1.

В дальнейшем съезд народных депутатов Российской Федерации избрал в октябре 1991 года 13 судей Конституционного Суда РФ, сформировав таким образом первый в истории Российского государства специализированный орган конституционного контроля. Создание федерального Конституционного Суда положило начало конституционному правосудию в Российской Федерации.

Конституция РФ скорректировала во многом ассиметричную  модель российского федерализма. Статья 5 Конституции РФ установила принцип равноправия субъектов РФ независимо от их видов, определила форму Основных Законов субъектов РФ – конституции в республиках и уставы в других субъектах РФ. От названий учредительных актов субъектов РФ в их конституциях и уставах в сфере правовой охраны Основных Законов субъектов РФ появились названия органов конституционного правосудия – конституционные или уставные суды.

В практическом плане в подавляющем большинстве  республик в сфере правовой охраны Конституции был взят курс на создание специализированных органов конституционных  судов. Республики проводили этот курс активнее, поскольку в Конституции РФ они именуются государствами и посредством введения конституционного правосудия стремились быстрее приобрести все необходимые черты своей государственности.

О конституционных судах  в субъектах Федерации впервые  на федеральном уровне говорилось в Концепции судебной реформы от 24 октября 1991 г2. Таким образом, в истории становления конституционного правосудия в субъектах РФ выделяется три этапа:

1) рождение идеи и  создание первых республиканских  конституционных судов (1991-1993).

Он характеризовался признанием на федеральном уровне возможности существования таких органов в субъектах Федерации и их учреждением (на конституционном уровне и на практике) в ряде республик Российской Федерации.

 Уже к осени 1993 г. конституционные суды были созданы или их создание предусматривалось в конституциях республик Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарской Республики, Мордовии, Саха (Якутии), Татарстана и Чеченской Республики. В некоторых республиках (Дагестан, Татарстан) принимаются специальные законы об организации и деятельности конституционных судов. Особенность этого процесса в республиках состояла в том, что конституционные суды, а точнее их учреждение, являлись инициативой самих субъектов Российской Федерации. Конституционные суды дополняли государственность республик и рассматривались ими в качестве инструмента углубления обретенной независимости.

2) образование специализированных  органов конституционного контроля  в республиках и областях после  принятия Конституции РФ 1993 г. (1994-1996).

На данном этапе были закреплены основополагающие начала относительно конституционного правосудия. Речь идет о регулировании конституционного контроля на федеральном уровне, не затрагивая уровень субъектов Федерации. Здесь мы имеем дело с фактом, когда Конституция РФ молчит. Вопрос состоит в следующем: Конституция РФ молчит за создание конституционных и уставных судов субъектов Федерации или против этого? Данный факт вызвал споры в юридической науке. По мнению М.А. Митюкова3, хотя Конституция РФ не содержит прямых указаний по созданию конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ее положения могут рассматриваться как конституционные основания для форсирования создания органов конституционной юстиции на уровне субъектов. Следует поддержать эту позицию, поскольку из конституционной характеристики нашей страны как демократического правового государства федеративного государства вытекает, что конституционный контроль в субъектах только усилит эти характеристики России. Поскольку субъекты имеют право на собственные учредительные акты - конституции и уставы, это предполагает и наличие своего механизма их правовой защиты, в том числе посредством признанного на конституционном уровне конституционного судопроизводства.

Однако были и другие точки зрения, которые в большей  степени опирались на анализ ст. 71 Конституции РФ, отнесшей судоустройство к ведению Российской Федерации. Отсюда следовал вывод, что, поскольку Конституция РФ не оговорила образование конституционных и уставных судов в субъектах Федерации, последние не могут образовывать их самостоятельно. Поэтому, как справедливо отмечала Т.Г. Морщакова4, приведенная конституционная норма получила неоднозначное толкование и сыграла роль сдерживающего фактора в развитии конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации.

Второй этап формирования органов конституционной юстиции  характеризуется продолжением процесса создания конституционных и уставных судов. Наиболее фундаментальное свое выражение он нашел в законодательной  деятельности республик Бурятия, Карелия, Коми, где основы организации и деятельности конституционных судов были закреплены в конституциях, приняты законы о таких судах, сформирован их персональный состав и рассмотрены первые дела.

В республиках Адыгея, Марий Эл статус конституционных  судов закрепляется в конституциях, формируется состав судей этих судов.

В Республике Хакасия, Алтайском  и Красноярском краях, Амурской, Воронежской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Свердловской, Томской и Тюменской  областях лишь закрепляются основы организации  и деятельности конституционных (уставных) судов в их учредительных актах.

В создании конституционных (уставных) судов в субъектах РФ в это время стали наблюдаться и негативные тенденции. Так, в 1994 г. был учрежден Конституционный Суд Республики Мордовия. Однако, не проработав и года, он был упразднен.

3) возникновение конституционных  и уставных судов на основе  Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. « О судебной системе РФ» (1996-настоящее время). 

Этот Закон поставил точку в дискуссии о том, имеют ли право субъекты РФ создавать свои органы конституционной юстиции: его ст. 27 предоставила субъектам РФ право иметь свои конституционные (уставные) суды.

Наиболее полно и  всесторонне основные положения  названного Федерального конституционного закона, касающиеся статуса конституционных (уставных) судов, были проанализированы В.А. Кряжковым5. Они сводятся к тому, что данные суды есть часть судебной системы Российской Федерации, являются судами субъектов Федерации; создаются и упраздняются законами субъектов, причем их образование - не обязанность, а право субъектов РФ; рассматривают вопросы о соответствии законов субъекта РФ, нормативных актов органов государственной власти субъекта конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ, рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ, в пределах своих полномочий выносят решения, которые не могут быть пересмотрены иным судом, финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ; председатель, заместители председателя, другие судьи конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральный конституционный  закон "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 г.6 стал дальнейшим шагом по пути практического создания конституционных и уставных судов в субъектах РФ. На основе этого Федерального закона такие органы в 1998 г. образуются в Республике Марий Эл, Свердловской области; в 2000 г. - в Санкт-Петербурге; в 2003 г. - в Республике Тыва, Калининградской области.

Определенные изменения  происходят в организационной сфере  ранее действовавших специализированных органов конституционного контроля. Это касается преобразования существовавших ранее в некоторых республиках комитетов конституционного надзора в конституционные суды. В 2000 г. такие комитеты в республиках Адыгее, Северной Осетии-Алании, Татарстане были преобразованы в конституционные суды. В Иркутской области в 1998 г. принято решение о преобразовании Уставной палаты в Уставный суд, но он пока так и не образован.

Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ