Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.
Следует также отметить, что некоторые законы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ содержат в себе иные полномочия, которые могут применяться конституционными (уставными) судами в практической деятельности в связи с обеспечением правового статуса личности. Принимая во внимание, что законы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ имеют свойство повторять друг друга, иные полномочия конституционных (уставных) судах субъектов РФ, содержащиеся в этих законах, в некоторой степени выходят за рамки ранее предложенных правозащитных полномочий. К их числу следует отнести:
1) рассмотрение запросов о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта РФ решения о назначении и проведении республиканского, областного или местного референдума (Кабардино-Балкарская республика, Республика Марий Эл);
2) дача заключений о соответствии внутрифедеральных, международных договоров республики конституции (уставу) субъекта РФ и Конституции РФ;
3) разрешение споров
о компетенции между органами
государственной власти и
4) рассмотрение дел о конституционности не вступивших в силу международных, межрегиональных договоров (соглашений) субъекта РФ;
5)вынесение предложения
о приостановлении действия
6) вынесение представления
об обращении внимания
7) реализация конституционными
(уставными) судами субъектов
РФ права законодательной
8) осуществление проверки конституционности актов правоприменительной практики органов исполнительной власти субъекта РФ (республики Ингушетия, Саха (Якутия));
9) представление председателем конституционного (уставного) суда субъекта РФ интересов суда в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, а также выступление с заявлениями по уполномочию конституционного (уставного) суда;
10) ежегодное направление в органы государственной власти субъекта РФ послания о состоянии конституционной законности в субъекте РФ.38
Глава 3. Общий порядок рассмотрения дел конституционными (уставными) судами субъектов РФ
§1. Обращение в конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь частью судебной системы Российской Федерации, осуществляют свою деятельность на основе общих для данной системы демократических принципов и правил судопроизводства.
Для рассмотрения любого дела судами конституционного контроля как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо прежде всего повод. Поводами к рассмотрению конституционным судом вопроса, входящего в его компетенцию, являются обращения в форме запроса, ходатайства и жалобы. В большинстве случаев право обращения в конституционный (уставный) суд имеют высшее должностное лицо и правительство субъекта РФ, законодательный орган и группа депутатов (отдельные депутаты) субъекта РФ, верховный (областной, краевой) и арбитражный суд субъекта РФ, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Специальный закон субъекта РФ может в общей форме определять круг субъектов, которые могут обратиться в конституционный (уставный) суд, например, «правомочные на то органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица и граждане»39. Однако региональный законодатель может указать конкретный перечень субъектов, имеющих право инициировать процедуру рассмотрения дела, в том числе, расширив круг субъектов, имеющих право на обращения. В частности, в г. Москвы таким правом будут наделены мэр и Правительство г. Москвы, Московская городская дума, Московский городской суд, Уполномоченный по правам человека в г. Москве, Арбитражный суд г. Москвы, мировые судьи и прокурор города, главы муниципальных образований и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований.
Уполномоченный по правам человека наделен правом обращения в конституционные суды в республиках Башкорстан, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, в уставные суды Красноярском крае, Калининградской, Курганской, Свердловской областях и г. Москве. В Республике Саха (Якутия) таким правом наделены Главный федеральный инспектор по Республике и Нотариальная палата Республики. В республиках Бурятия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания право обращения в конституционный суд предоставлено общественным объединениям. Законы республик Кабардино-Балкарская и Северная Осетия – Алания предоставляют право обращения в конституционный суд в порядке абстрактного нормоконтроля и гражданам. И все же самый широкий круг субъектов определен в законе Республики Карелия, где это может сделать любое физическое или юридическое лицо. Самый малочисленный состав субъектов установлен законодателем Санкт-Петербурга. Здесь с запросом могут обратиться только губернатор, Законодательное собрание, группа депутатов из пяти человек и органы местного самоуправления.40
Жалоба представляет
собой специфическую форму
В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. сформулированы следующие требования, которым должна удовлетворять жалоба, чтобы быть принятой Конституционным Судом РФ к рассмотрению:
- материально-правовое: жалоба допустима, когда речь идет о законе, затрагивающем конституционные права и свободы граждан;
- процессуально-правовое: жалоба на
нарушение законом
При этом, исходя из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и практики Конституционного Суда РФ, обжалуемый закон или иной нормативный правовой акт может быть помимо суда применен и иным правоприменительным органом.42
При переносе указанных положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» на региональный уровень общий подход законодателей субъектов РФ в отношении обращений граждан в конституционные (уставные) суды субъектов РФ можно сформулировать следующим образом: правом на обращение в органы конституционного правосудия субъектов РФ с жалобой на нарушение их прав и свобод обладают граждане, объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законами и иными нормативными правовыми актами, примененными или подлежащими применению в конкретном деле.
К настоящему времени право обращения граждан и их объединений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ с жалобами на нарушение их конституционных прав и свобод закреплено в конституциях республик Адыгея, Бурятия, Дагестан, Коми, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Татарстан. В этих республиках как показывает практика, интенсивность работы достаточно высока. Например, в 1994 - 1998 гг. конституционными судами Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Уставным судом Свердловской области рассмотрено более трех десятков дел по жалобам граждан и их объединений.
Например, в Конституционный суд Республики Татарстан за пять лет, прошедших с момента образования, поступило свыше 300 заявлений от граждан и их объединений43. Все это яркое подтверждение востребованности органа конституционного правосудия со стороны общества.
Однако законодатели ряд субъектов РФ не предоставляют правом обращения в конституционные (уставные) суды граждан и их объединений. В частности, Конституция Республики Тыва не предусматривает права граждан непосредственного обращения в Конституционный суд Республики Тыва с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод.
В Конституционный суд Республики Тыва с 2003 по 2005 г. поступило 20 письменных обращений, а более половины из поступивших обращений остались нерассмотренными по формальным признакам, а именно, в силу того, что в Конституции республики не предусмотрено право непосредственного обращения граждан в Конституционный суд Республики Тыва в случае нарушения их основных (конституционных) прав и свобод. По мнению заместителя председателя Конституционного суда Республики Тыва А.П. Саая44, причиной стало то, что новая Конституция Республики Тыва, в соответствии, с которой сформирован Конституционный суд, была принята в республиканском референдуме в 2001 году. Полномочия Конституционного суда республики были установлены в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года. На тот период данная федеральная норма в республике воспринималась как носящая исчерпывающий характер.
Вместе с тем, концепция и содержание конституционной поправки находит понимание как со стороны Председателя Правительства Республики Тыва, так и со стороны части депутатов парламента. Положительную роль в таком понимании сыграла правовая позиция Конституционного Суда РФ выраженная в Определении от 6 марта 2003 г. № 103-О, согласно которой установленный в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. перечень вопросов, предусмотренный для рассмотрения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, нельзя считать исчерпывающим45.
В настоящее время Конституционным судом готовятся дополнения в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва», согласно которым правом на обращение с конституционной жалобой будет наделяться любой гражданин либо объединения граждан, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Разрешая вопрос о самой возможности
обращения граждан с
1. Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены в качестве высшей ценности, а следовательно, вопрос об эффективном обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина приобретает исключительное, приоритетное значение.
Права и свободы личности, являясь непосредственно действующими, должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и надлежащим образом обеспечиваться правосудием. Основная конституционная цель правосудия, вне зависимости от процессуальных форм его осуществления состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина.
Соответственно признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства, всех его органов и должностных лиц (в том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, являющихся органами государственной власти).
Нормы статьи 45 Конституции РФ провозглашают
гарантированность
2. Конституция РФ устанавливает, что любой нормативный акт органа государственной власти может быть обжалован в суд без каких-либо ограничений.
Именно конституционная юрисдикция является одним из наиболее эффективных средств защиты прав человека и гражданина. В результате конституционного (уставного) судопроизводства судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли бы быть нарушены. Акты конституционных (уставных) судов имеют такое нормативное содержание, которое по своему характеру и значению сопоставимо с законодательными актами высшей юридической силы. Значение правовых позиций конституционных (уставных) судов состоит также и в том, что в них нередко содержатся ориентиры для дальнейшей деятельности законодательных или нормотворческих органов, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Если граждане видят в суде эффективный инструмент восстановления нарушенных прав, их обращения в соответствующий институт судебной власти становятся все более и более многочисленными. Об этом свидетельствует статистика Конституционного Суда РФ. Как отмечает его судья Б.С. Эбзеев47, ежегодно в Конституционный Суд РФ обращаются не менее 10 - 13 тысяч человек и ежегодно число обращений в Конституционный Суд РФ становится на 1000 больше. Если на первом этапе деятельности Конституционного Суда РФ половину обращений составляли запросы органов государственной власти, а другую половину - конституционные жалобы граждан, то, по мере того как политические и правовые институты России приобретали необходимую устойчивость, обращений граждан становилось все больше, и сегодня 98% поступающих в Суд обращений составляют жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.
Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ