Подсудность юридических дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого института гражданского процессуального права как подсудность, а именно рассмотреть его по видам и охарактеризовать каждый из них. Одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд, является подведомственность, после разрешения вопроса о которой заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды подсудности……………………………………………………………...4
2. Функциональная и родовая подсудность…………………………………………………6
2.1.Подсудность юридических дел мировому судье……………………………………..7
2.2. Подсудность юридических дел районному суду…………………………………….9
2.3. Подсудность судов субъектов Российской Федерации……………………………...9
2.4. Дела подсудные Верховному Суду РФ……………………………………………...12
2.5.Дела подсудные Военным судам……………………………………………………..13
2.6. Специализированные суды…………………………………………………………...15
3. Территориальная подсудность……………………………………………………………17
3.1.Общее правило территориальной подсудности……………………………………..17
3.2. Альтернативная подсудность………………………………………………………...19
3.3. Исключительная подсудность. ………………………………………………………22
3.4. Подсудность нескольких связанных между собой дел…………………………..…23
3.5. Договорная подсудность……………………………………………………………...26
4. Передача дела в другой суд……………………………………………………………….29
5. Последствия несоблюдения правил подсудности……………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому процессу.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

6) по разрешению споров между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

7) о расформировании Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации; 

8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

К подсудности Верховного Суда РФ федеральными законами могут быть отнесены и другие дела. Например, из систематического толкования положений подп. 2 п. 16 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании федерального закона.5 

 

2.5. Дела подсудные Военным судам.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему  военных  судов   входят   окружные  (флотские)

_________________________

5 "Гражданский процесс: Учебник", 5-е издание, переработанное и дополненное, под ред. В.В. Яркова "Волтерс Клувер", 2004

военные суды и гарнизонные военные  суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных  судах6 применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

1) гражданские и административные  дела о защите нарушенных и  (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими и  гражданами, проходящими военные  сборы, дела о преступлениях,  совершенных гражданами (иностранными  гражданами) в период прохождения  ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях,  совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Особенности подсудности дел военным  судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Для правильного определения подсудности дела военному суду необходимо принимать во внимание субъектный состав спорного отношения, чтобы в споре участвовали военнослужащий и орган военного управления или должностное лицо, а спорные правоотношения были связаны с прохождением военной службы. Если гражданин, уволенный с военной службы, а также гражданин, проходивший военные сборы, обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения военной службы, военных сборов,   то  такие дела   подсудны   военным   судам. Это подчеркнуто в   постановлении Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых  вопросах применения судами

___________________________

6 Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"

законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Не подсудны военным судам дела по спорам между военнослужащими, так как обязательным субъектом должен быть орган военного управления или воинское должностное лицо.

Военные суды имеют трехзвенную  структуру. Низшее звено - гарнизонные военные суды, в которых рассматривается и разрешается основная масса дел. Подсудность дел гарнизонному суду определяется так же, как подсудность районного суда в системе судов общей юрисдикции. Гарнизонные суды рассматривают и разрешают гражданские дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

 

2.6. Специализированные  суды.

В настоящее время в РФ существует специализированный суд общей юрисдикции. Таким судом является суд по интеллектуальным правам. 7 декабря 2011 года вступил в силу федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

Указом Президента РФ от 1 декабря 2012 года № 1580 председателем Суда по интеллектуальным правам была назначена Людмила Александровна Новосёлова. 21 января 2013 года Суд по интеллектуальным правам был зарегистрирован в качестве юридического лица. Председатель назначается Президентом РФ сроком на 6 лет. Рассматривает дела только коллегиально. Президиум - кассационная инстанция.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

2) дела по спорам о предоставлении  или прекращении правовой охраны  результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

- об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

- об установлении патентообладателя;

- о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Суд по интеллектуальным правам в  качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

1) дела, рассмотренные им по первой  инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных  прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам считается  образованным с момента назначения не менее половины судей от установленной  численности судей Суда по интеллектуальным правам.

Решение о начале деятельности Суда по интеллектуальным правам принимает  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом.8

 

 

 

__________________________

7 Суд по интеллектуальным правам [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.05.2013)

 

8 Суд по интеллектуальным правам [Электронный ресурс] / История создания: Историческая справка о суде. URL: http://ipc.arbitr.ru/about/about: (дата обращения: 10.05.2013)

3. Территориальная подсудность.

После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов  оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела. Таким образом, территориальной называется подсудность, определяющая пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы.

Именно правила территориальной  подсудности помогают определить, какой  из однородных судов данного звена  судебной системы компетентен рассматривать  и разрешать конкретное гражданское  дело по первой инстанции.

Гражданским процессуальным законодательством предусмотрены пять видов территориальной подсудности: общее правило территориальной подсудности, альтернативная, исключительная, договорная и подсудность по связи дел.

 

3.1. Общее правило территориальной  подсудности.

Общее правило территориальной подсудности содержится в ст. 28 ГПК. Суть его заключается в том, что иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Подсудность юридических дел определяется по общему правилу в тех случаях, когда иное не предусмотрено законом  или договором.

Поскольку критерием разграничения  одинаковых предметных полномочий судов  общей юрисдикции по общему правилу  выступает место жительства гражданина или место нахождения органа юридического лица, то вопрос о понятии «места жительства» и «места нахождения» юридического лица приобретает важное практическое значение. Например, п. 4. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 5 ноября 1998 г. в редакции от 06.02.2007 N 6 разъясняет, что дела о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы, рассматриваются, в случае подведомственности этих дел суду, с соблюдением общих правил о подсудности. Если исковое заявление о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы, принимается судом к производству в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения.9 

 

___________________________

9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ под  местом жительства гражданина 
понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно про- 
живает.  Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В практике применения судов общей  юрисдикции под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту жительства.

Таким образом, факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.10

Вместе с тем  Конституционный Суд РФ сформулировал  положение, согласно которому место  жительства гражданина может быть установлено  судом на основе различных юридических  фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. 11,12

Информация о работе Подсудность юридических дел