Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования российской Федерации

Институт  экономики и права (филиал)

ОУП ВПО «Академия  труда и социальных отношений»

в г. Севастополе

 

 

 

 

 

Кафедра«Финансы и кредит»

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»

на тему «Анализ системы управления государственным долгом РФ»

 

 

Выполнила

Студентка гр. 1 ЭБ

……

Проверила

К.э.н., доцент кафедры

«Финансы и кредит»

………

 

 

Содержание:

    • Введение…………………………………………………...2
  1. Классификация государственного долга…………………………………….….4
    1. Понятия государственного долга;………………………………….…..4
    2. Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
    3. Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
  1. Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
    1. Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
    2. Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
    3. Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
  2. Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
    1. Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
    2. Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
    3. Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37 
    4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
    • Заключение…………………………….………………......41
    • Список литературы…………………….…………….....…43
    • Приложение…………………………….…………….…....56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетный кодекс Российской Федерации  предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства  Правительства Российской Федерации  в российских рублях, а внешний - обязательства в иностранной  валюте.

В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составлял 139 млрд. долларов, в начале 2004 года - 126,8 млрд. долларов. По данным Банка России за I квартал 2006 г. внешний долг вырос  на 6,3 % (16,3 млрд. долларов). Рост происходил, несмотря на досрочное погашение  долгов Парижскому клубу кредиторов. Указанная тенденция наблюдается  вследствие принципиально разных методик  расчета объема внешнего долга, применяемых  Банком России и Министерством финансов. Последнее учитывает в составе  внешнего долга лишь средства, заимствованные органами государственной власти России и бывшего СССР (федеральными и  региональными), в то время как  Банк России учитывает в составе  российского внешнего долга и  задолженность банковского сектора, и нефинансовых предприятий (включая  компании с государственным участием). Тем не менее, по данным Министерства финансов России в первом квартале 2006 года внешний государственный  долг уменьшился на 1,3 млрд. долларов и  составил на 1 апреля 75,2 млрд. долларов.

Таким образом, рост внешнего долга  происходит именно за счет роста внешней  задолженности банковского сектора  и нефинансовых предприятий, а также  органов денежно-кредитного регулирования, в то время как долги федерального правительства постоянно снижаются  и досрочно погашаются.

Доля государственного внешнего долга  в процентах к величине валового внутреннего продукта за последние  годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54 %, в 2003 году - 32%. В 2004 году соотношение  величины внешнего долга к ВВП  составляло примерно 27%, в 2006 году - 10,63% ВВП (274,7 млрд. долларов). По данным Министерства финансов РФ внешний долг составит в 2007 году - 9,78 %, в 2008 году - 9,16% и в 2009 году - 8,71% ВВП. При этом внешний долг составит 60,2% в общем объеме госдолга. В 2009 году этот показатель снизится до 42,6% за счет увеличения доли внутреннего  долга.

Около 45 % внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего  СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Данные обязательства  не являются рыночными. В связи с  этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Для формирования благополучной экономической  и финансовой ситуации перед Российской Федерацией стоит ряд задач:

сокращение объемов внешних  долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

рефинансирование внешнего долга  за счет внутренних заимствований без  существенного ухудшения структуры  долга по срокам платежей;

повышение эффективности использования  заемных средств.

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния  и изменения объема и структуры  государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга  Российской Федерации.

В последние годы проблема внешней  задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно  развитых стран в настоящее время  являются свыше 140 государств мира.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в  стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя  экономические преобразования, прибегают  к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных  займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем. Однако, отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних  лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является наиважнейшей для ее рассмотрения, обсуждения и осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а так же по возврату ранее предоставленных средств и активов другим странам.

 

 

  1. Классификация государственного долга
    1. Понятия государственного долга

 

Осуществление государственных  заимствований и предоставление государственных гарантий ведет  к формированию государственного долга.

Таким образом, государственный  долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  проценты по ним) перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права, включая и обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ.

Государственный долг РФ –  это долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией.

Федеральные органы государственной  власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Государственные кредиты  предоставляются за счет бюджетных  средств экономическим субъектам, региональным и местным органам  власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государством кредитов ведет к формированию государственных финансовых активов  или долгу перед государством.

Разница между государственным  долгом и финансовыми активами представляет собой чистый государственный долг. Он как результативная величина показывает, в каком качестве в большей  степени выступает государство  на финансовых рынках – в роли заемщика или кредитора (рис. 1.1).


 

рис.1.1.  Схема образования государственного долга

 

Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц, включая  начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная  стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных  им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате  доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно существующим уровням  государственной власти различают  государственный долг Российской Федерации  и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют  муниципальный долг.

 

Долговые обязательства  РФ могут существовать в форме:

1. Кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени РФ как заемщика с  кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2. Государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

3. Договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

4. Договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5. Соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет.

Долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия  к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга.

Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие  из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией,  
гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц. Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. 

Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ