Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

Все это говорит о необходимости  продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное - уметь  эффективно его использовать на благо  отечественной экономики. Для этого  нужны глобальные и эффективные  инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система. Текущая  ситуация в области государственных  заимствований характеризуется  проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и  внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов  активного управления долгом с целью  сокращения расходов на его обслуживание. При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости  от реального финансового состояния  и потребностей развития) снижает  потенциал этого важнейшего института  развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано  единой, целостной системы управления государственным долгом.

Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей  государственных заимствований. Вне  правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует  согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного  проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

приведение Федерального закона «О бюджетной классификации» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса  Российской Федерации в части, касающейся вопросов государственного долга;

разработку и принятие федерального закона о государственном долге  Российской Федерации;

разработку и утверждение нормативных  документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних  финансовых активов;

разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и  долговой политики и др.

С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно  в реальности располагало. Поначалу в соответствии с привычками недавнего  советского прошлого припадали к  печатному станку. После «дефолта»1998 года, тяжелое финансовое положение  страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели  к неспособности государства  выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как  основную сумму долга, так и нарастанием  долга уже по процентам.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем  в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с  функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Существует определенный характер взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики  страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.

В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности  в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными  резервами и валютной конвертируемости. Увеличение в условиях реального  бремени платежей по внешнему долгу  подтверждается практикой ряда стран. Одним из элементов управления внешним  долгом страны является разработка программы  внешних заимствование.

Ограничителем размеров внешних заимствований  может служить установка на поддержание  в определенных пределах показателей  долговой зависимости, используемых в  мировой практике, в том числе  на основе сопоставления задолженности  и долговых платежей с ВВП и  экспортом.

Таким образом, можно сделать следующий  вывод из сложившейся ситуации:

понятие и сущность государственного внешнего долга тесно переплетаются  с бюджетной сферой и кредитными отношениями;

большую часть российского долга  составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних 10 лет часто возникал вопрос о  реструктуризации задолженности;

погашению и обслуживанию долга  в настоящее время уделяется  приоритетное значение;

правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный  в бюджете механизм создания финансового  резерва, и заявления руководства  страны о досрочном погашении  обязательств перед кредиторами.

Для создания более структурированного и планомерного регулирования внешним  государственным долгом правительством Российской Федерации будут предприниматься  следующие действия:

создание системы эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным  долгом;

для сглаживания платежей в предстоящие  годы провести опережающие погашения  части долговых обязательств;

необходимость в создании особого  агентства по управлению государственным  долгом.

При последовательном проведении указанных  мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса  будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста  будут высокими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации  от 19 декабря 2006 г. №238 – ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ. (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). Утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008–2010 гг.
  3. Российская газета.-2000.-5янв.-С. 18; 18янв.-С. 15.
  4. Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». – М.: Финансы и статистика, 2008 г.
  5. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2008
  6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». 
  7. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 г. 
  8. Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, 319 с
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 639 с
  10. Деньги Кредит Банки под редакцией Белоглазовой, Юрайт 2007 г.; 620 с.
  11. Иванова Е.Е. Управление внешним долгом Российской Федерации. Правовые аспекты.  
  12. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 
  13. Деньги Кредит Банки под редакцией Жукова, Москва, Юнити-Дона, 2009 г.; 567 с.
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  15. http://protown.ru - Федеральный портал  
  16. Бескова И.А. Управление государственным внутренним долгом в РФ: Автореферат диссертации. – М.: ВЗФЭИ, 2002 
  17. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. 
  18. Российская газета // Затяжное дно. - 2009. - № 5023. 
  19. http://www.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов.
  20. http://www.cbr.ru/ - официальный сервер Центрального Банка Росси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

Рисунок А.1.- Оценка внешнего долга Российской Федерации в период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.

 

 

 

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

1 июля 2009 г.

1октября 2009 г.

1 января 2010 г.

Органы государственного управления

29,5

27,4

30,0

31,2

31,3

Федеральные органы управления

28,2

26,2

28,5

29,5

29,5

Новый российский долг

23,6

21,7

24,1

25,0

26,3

кредиты международных финансовых организаций

4,5

4,3

4,1

3,9

3,8

МБРР

3,8

3,6

3,5

3,3

3,2

прочие

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

прочие кредиты

1,4

1,2

1,1

1,1

1,0

ценные бумаги в иностранной  валюте

17,3

15,9

18,4

19,4

20,3

еврооблигации, размещенные  по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

1,7

1,4

1,7

1,8

1,8

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности  перед Лондонским клубом кредиторов

15,1

14,0

16,3

17,3

18,1

ОВГВЗ - VII транш

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

0,1

0,1

0,1

0,2

0,8

прочая задолженность

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Долг бывшего СССР

4,6

4,4

4,4

4,5

3,2

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

задолженность перед бывшими  социал. странами

1,4

1,4

1,4

1,4

1,3

задолженность перед прочими  официальными кредиторами

1,9

1,9

1,9

1,9

1,8

ОВГВЗ - III, IV, V транши

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочая задолженность

1,2

1,2

1,2

1,2

0,0

Субъекты Российской Федерации

1,3

1,2

1,5

1,7

1,8

кредиты

1,1

1,0

1,1

1,1

1,1

ценные бумаги в российских рублях

0,2

0,2

0,4

0,5

0,7

Органы денежно-кредитного регулирования

2,8

2,5

3,9

12,2

14,6

кредиты

0,0

0,0

0,9

0,0

2,4

наличная национальная валюта и депозиты

2,8

2,5

3,1

3,2

3,4

 

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

1 июля 2009 г.

1 октября 2009 г.

1 января 2010 г.

прочая задолженность (распределение  СДР)

     

9,0

8,9

Банки

166,3

146,4

141,7

135,9

127,2

Прочие секторы

280,9

270,2

292,3

297,6

298,5

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами и  предприятиями прямого инвестирования

31,0

31,5

41,8

45,0

45,7

кредиты

236,1

225,6

233,7

233,3

234,7

долговые ценные бумаги

8,2

7,6

8,8

12,5

13,9

задолженность по финансовому  лизингу

2,8

2,9

2,9

2,8

2,8

прочая задолженность

2,8

2,6

5,1

3,9

1,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  динамики показывает, что государственный  долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга  произойдет в основном за счет роста  государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению  с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля  государственного внутреннего долга  в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Динамика  объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 -2013 годах представлена на следующей  диаграмме.

 

 

 

 

Рисунок А.2- Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 - 2013 годах.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

        Расчет показателя ликвидности бюджета осуществлен без учета средств, предусматриваемых на возможное исполнение государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, так как исполнение государственных гарантий в 2009 году и первом полугодии 2010 года не осуществлялось, а страховые случаи по гарантиям в 2011 - 2013 годах могут и не наступить.

 

 

 

 

Рисунок А.3- Динамика показателя ликвидности бюджета в 2009 - 2013 годах представлена на следующей диаграмме (трлн. руб.)

 

 

 

 

Севастополь

2012

 


Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ