Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения  обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов  по нему.

Ещё одним методом управления государственным  долгом является его частичное или  полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения  значительных финансовых трудностей у  страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный  банк и МВФ осуществляли руководство  программой HIPC, в рамках которой  было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и  Уганда приняли участие в программе  как страны с низким ВВП и чрезмерно  высоким уровнем задолженности.

Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать  иракский внешний долг. Общий внешний  долг Ирака составляет 140 млрд. USD. которые  были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. USD. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

В 1992 году было списано 50% чистой приведенной  стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем  доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено  прежде всего политическими соображениями  ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

В данной курсовой работе уже много  сказано о методах управления государственным долгом. А какие  же ещё элементы и направления  есть в системе управления государственным  долгом?

Одним их элементов управления государственным  долгом является регламентирование  допустимых пределов роста долга  в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга  по отношению к валовому внутреннему  продукту. Уровень задолженности  в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран  с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно  отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный  бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение  государственного долга с уровнем  бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых  стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения  между уровнем бюджетных доходов  и государственным долгом.

Следующим важным направлением в системе  управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего  и внешнего долга. При высоком  уровне внешнего долга, по сравнению  с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как  последний является основным источником поступления валюты для расчета  с иностранными кредиторами. Эта  сторона в управлении внешним  долгом оказалась весьма важной для  России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной  валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены  меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т.п.

В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление  специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных  выше случаях, данный инструмент имеет  различные схемы применения. Один из них -- приватизация предприятий  отечественными инвесторами для  пополнения бюджетных доходов, которые  в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий  иностранными инвесторами также  с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных  облигаций на акции приватизируемых  предприятий. Так в ряде стран  Евросоюза форсировали осуществление  приватизационных программ с целью  снижения размеров государственного долга  до допустимого критерия в 60% ВВП; при  том, что в этих случаях выручка  от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может  использоваться для снижения долга  правительства. Среди стран Евросоюза  с наибольшими поступлениями  в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом  году около 40 млрд. дол. В Испании  значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях  снижения процентных платежей. В Австралии  для снижения государственного долга  постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую  сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии  половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.

Таким образом:

1.Управление государственным долгом - это совокупность действий и  мероприятий государства в лице  уполномоченных органов по погашению  займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

2.При управлении государственным  долгом необходимо учитывать  ряд показателей, которые не  должны превышать пороговой оценки.

3.Важное значение имеет расходование  заимствованных средств

4.Правильное управление государственным  долгом ведёт к экономическому  росту страны.

 

 

3.3.Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе.

Следует начать с особенностей, связанных  с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.

1. На государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы.  Это задолженность предприятиям  АПК, организациям, осуществляющим  северный завоз, переоформленная  в казначейские векселя, облигационный  заем для погашения товарных  обязательств и задолженности  перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

2. Отсутствует средне- и долгосрочное  планирование, в том числе при  подготовке проекта федерального  бюджета, состава и объема государственного  долга, а также графиков его  погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный  период, невозможно проводить перспективный  анализ ситуации.

3. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет). Управление государственными  пассивами на первом этапе  требует обеспечения единообразного  подхода к отражению в бюджете  операций с долговыми обязательствами  государства.

4. Понятия внутреннего и внешнего  долга постепенно смыкаются. Этот  процесс ускоряется при использовании  такой формы заимствования, как  выпуск ценных бумаг, в том  числе номинированных в валюте. Присоединение Российской Федерации  к статье 8 Устава МВФ и переход  к конвертируемости рубля по  текущим операциям ускорят процесс  "срастания" двух видов государственного  долга. С выпуском еврооблигаций  и их размещением среди как  нерезидентов, так и резидентов  совершенно иной характер приобретает  задача маневрирования рублевыми  и валютными пассивами.

Необходимо рассмотреть основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные правовые  и экономические подходы практикуются  в отношении внешнего долга  бывшего СССР, принятого на себя  Российской Федерацией, и вновь  возникающего долга Российской  Федерации. Если правовой режим  первого задан спецификой заключенных  международных договоров, то использование  особых экономических подходов  и порядка отражения второго  в бюджетной отчетности вряд  ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная  с долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. Как  показали проверки, проведенные  Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской  Федерации по обслуживанию внешнего  долга и управлению долговыми  активами бывшего СССР и агент  правительства по обслуживанию  внутреннего валютного займа  РФ в течение 1992-1996 гг. до сих  пор функционирует вне пределов  правового поля и крайне посредственно  справляется с возложенными на  него функциями. Статус Внешэкономбанка  можно привести в соответствие  со сложностью и значимостью  решаемых им задач только путем  внесения изменений в федеральное  законодательство.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими  внешними долгами и активами, необоснованно  закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

 

 

3.4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России.

Среди проблем современной бюджетной  политики проблема государственного долга  занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и  на направления финансовой и бюджетной  политики.

«Начиная с середины 80-х годов  власти, СССР пошли по пути крупных  внешних заимствований для финансирования импорта продовольствия, потребительских  товаров, а также машин и оборудования. Это часто случается с режимами, неспособными из-за экономических и  иных причин удержать власть. В итоге  всего за шесть лет - с 1985 года по конец 1991 - государственный внешний долг СССР увеличился более чем в три раза: с 31 до 96,6 млрд. долл. США. Заимствования по принципу "бери, что дают", привели к тому, что к моменту распада СССР совершенно неуправляемой стала структура задолженности: срочными оказались долговые обязательства, общая сумма которых достигла 30 процентов от суммы долга». "Российская газета" - Федеральный выпуск №4493 от 16 октября 2007 г.

Экономическую ситуацию РФ серьезно осложнила проводившаяся в 1996-1998 гг. политика российских властей по управлению государственным долгом, направленная на замещение долговых инструментов, номинированных в рублях, внешними заимствованиями, потому что  они были значительно дешевле  внутренних. В результате внешний  долг России вырос более чем вдвое.

Постоянный рост государственного долга неизбежно приводил к увеличению абсолютных и относительных расходов на его обслуживание. Процентные расходы  возросли с менее чем 2% совокупных расходов федерального бюджета в 1992 г. до почти 35% в январе - июле 1998 г.

Таким образом, кризис конца XX века достаточно сильно повлиял на структуру государственного долга современной России.

Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48 % - до 459,6 млрд. долл., говорится  в материалах ЦБ РФ. Задолженность  органов госуправления за год  уменьшилась на 16,2 % до 37,4 млрд. долл., а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618 % до 163,7 млрд. долл.

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что на 1 января 2008 года корпоративный долг РФ составлял 430 млрд. долл. (33 % ВВП). Из этой суммы  почти 90 % приходится на долг российских корпораций и банков по кредитам иностранным  банкам. Такая зависимость при  ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивости создает риски, в том числе и для бюджетной  системы. Именно на это Счетная палата обращала внимание Правительства и  Президента, и С. Степашин полагает, что соответствующие меры будут  приняты.

Внешний долг России за 1 квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд. долл. до 44,1 млрд. долл. задолженность перед странами - членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд. долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими  в Парижский клуб - 2,2 млрд. долл. Перед  бывшими странами Совета экономической  взаимопомощи - 1,65 млрд. другим странам  бывший СССР задолжал 0,7 млрд. долл. Задолженность  перед международными финансовыми  организациями составила 4,8 млрд., по еврооблигационным займам - 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа - 4,5 млрд. долл.

По состоянию на конец 2009 года объем  государственного долга РФ составляет порядка 10 % ВВП. «Это ниже всех в «большой двадцатке» и в «большой восьмерке» и один из самых низких в мире. Это наш нераскрытый потенциал, который сейчас начнет раскрываться», - считает министр финансов, Алексей  Кудрин. По его словам, «размер заимствований  в объеме порядка трех процентов  ВВП не является критическим для  нашей экономики». Сейчас, сказал Кудрин, спрос на российские долговые бумаги достаточно высок: «У нас много желающих вложить ресурсы в стабильные бумаги РФ» "Российская газета" - Федеральный выпуск №5023 (199) от 21 октября 2009 г. .

Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ