Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

На первом этапе (1985-1991гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитов начала перестройки» и  займов советских внешнеэкономических  объединений) образовалась большая  часть внешнего государственного долга  СССР - более 100 млрд. долларов. Кризис экономики  первых лет перестройки и невозможность  выплаты краткосрочных долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта  по долгам СССР. В результате либерализации  цен и обесценения рубля в  начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным  сбережениям граждан (вклады в Сбербанке  и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления).

На втором этапе (1992-1993гг.) новое  российское руководство прибегло к  займам у международных финансовых организаций для смягчения социальных последствий экономических реформ. Чтобы не оказаться в международной  финансовой изоляции, в апреле 1993г. Правительство Российской Федерации  заявило о взятии на себя всех обязательств по погашению внешнего долга СССР.

Третий этап (1993-1995гг.) ознаменован  созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ  привело к стремительному росту  объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).

В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло  резкое увеличение как внутреннего  долга России (в первую очередь  за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно  привлекавшихся с конца 1996г., когда  Россия получила высокие кредитные  рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних  заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства  отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа.

Пятый этап - 1998г. - долговой кризис. Объявленный  российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга - до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.

В 1998-2002гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать  долг, правительство предприняло  усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть  коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.

На последнем по времени седьмом  этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов  позволил России не только обслуживать  внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности  с использованием средств Стабилизационного  фонда.

 

 

2.Анализ государственного  долга РФ

2.1.Анализ внешнего долга  России

Внешний долг Российской Федерации  состоит из совокупности долгов: Органов  государственного управления, нового Российского долга, долга бывшего  СССР, Органов денежно кредитного регулирования, долгов банков и долгов прочих секторов.

Специалисты сходятся в том, что в ближайшее время наиболее остро станет вопрос о погашении  государственного долга, на сей раз  не государственного а корпоративного В 90-х годах внешний долг России был пугающе велик. См. оценку внешнего долга РФ в приложении А.1.

Оценка внешнего долга  Российской Федерации в период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.

Проанализировав статистику государственного внешнего долга Р.Ф. с 2002г. мы наблюдаем уменьшение государственного долга:

Дата

внешний гос.долг (млрд.руб)

01.01.2002

4067,75

01.01.2003

3999,77

01.01.2004

3509,83

01.01.2005

3195,94

01.01.2006

2159,60

01.01.2007

1379,56

01.01.2008

1100,05

01.10.2009

1121,55

   

По данным Минфина за январь-октябрь 2009 года дефицит федерального бюджета  РФ составил 1 трлн. 506,03 млрд. рублей (4,7% ВВП). Дефицит бюджета РФ за январь-сентябрь 2009 года составил 1 трлн. 351,25 млрд. рублей (4,7% ВВП), за январь-август 2009 года равнялся 1 трлн. 180,9 млрд. рублей (4,7% ВВП), за 7 месяцев 2009 года -- 923,82 млрд. рублей, за I полугодие 2009 года -- 753,6 млрд. рублей, за январь-май -- 510,72 млрд. рублей, за январь-апрель -- 369,82 млрд. рублей, за январь-март -- 29,7 млрд. рублей при том, что за январь-февраль  был зафиксирован кассовый профицит бюджета в размере 116,29 млрд. рублей. Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1 трлн. 697,19 млрд. рублей или 4,1% ВВП. ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн. 468,8 млрд. рублей.

Согласно ст.93 Бюджетного кодекса РФ "Источники финансирования дефицита бюджета":

1. Источники финансирования  дефицита бюджета утверждаются  органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о  бюджете на очередной финансовый  год по основным видам привлеченных  средств.

2. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком  России долговых обязательств  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований при их первичном  размещении не могут быть источниками  финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники  в следующих формах:

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской  Федерации;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- поступления от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности;

сумма превышения доходов  над расходами по государственным  запасам и резервам; - изменение  остатков средств на счетах по учету  средств федерального бюджета;

2) внешние источники в  следующих формах:

- государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых  организаций, предоставленные в  иностранной валюте, привлеченные  Российской Федерацией.

Внешний долг (млрд. долл. США)

Совокупный внешний долг России на 1 октября 2009 года составил 479,4 миллиарда долларов. На 1 июля этот показатель достигал 475,6 миллиарда долларов. Таким  образом, за третий квартал 2009 года внешний  долг страны увеличился на 11,8 миллиарда  долларов. Рост внешнего долга РФ был  вызван, в первую очередь, увеличением  долга финансовых организаций страны. В течение третьего квартала 2009 года задолженность органов денежно-кредитного регулирования возросла с 11 миллиардов долларов (на конец второго квартала) до 16,6 миллиарда долларов.

Кроме того, в течение  июля - сентября 2009 года увеличилась  задолженность российских компаний - на 3,7 процента до 303,5 миллиарда рублей. В частности, объем кредитов вырос  с 233,5 миллиарда долларов (на конец  второго квартала) до 237 миллиардов долларов, а объем долговых ценных бумаг - с 9,4 миллиарда до 11,6 миллиарда  долларов соответственно.

По состоянию на 1 ноября 2009 г. структура госдолга выглядела  так:

- государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) - 36,54%;

- задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся  предметом реструктуризации - 1,04%;

- задолженность перед  официальными кредиторами - не  членами Парижского клуба - 1,78%;

- задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ- 1,28%;

- коммерческая задолженность  бывшего СССР -1,18%;

- задолженность перед  международными финансовыми организациями  - 3,75%; государственный внешний долг  заимствование погашение

- задолженность по еврооблигационным  займам - 25,21%;

- задолженность по ОВГВЗ  - 1,71%;

- задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте - 0,58%.

Наибольшая часть российского  госдолга приходится на задолженность  по еврооблигационным займам. С 1 января по 1 ноября 2009 года ее величина в долларах сократилась на 1,5 млрд. долларов (5,4%) -- с 27,7 млрд. долларов до 26,2 млрд. долларов.

Объем выплат по погашению  внешнего долга за 2009год .

Сравнивая структуру государственного внешнего долга на 1 октября 2008 года и на 1 октября 2009 года, можем заметить, что в 2009 году Государственный внешний  долг Российской Федерации в млн  долларов США уменьшился на 4,8%, в  евро - на 7,02%. Задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба в 2009 году в млн  долларов США увеличилась на 10,7%, в евро уменьшилась на 24,2%. Задолженность  перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США уменьшилась  на 7,04%, в евро возросла на 27,07%. Задолженность  перед международными финансовыми  организациями в 2009 году в млн  долларов США уменьшилась на 1,76%, в евро - на 10,4%. Задолженность по ОВГВЗ (Облигации внутреннего государственного валютного займа) в 2009 годы в млн  долларов США увеличилась на 77,7%, в евро - на 21,58%.

Внешние займы

"Бюджетный кодекс Российской  Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 28.11.2009) Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также  для погашения государственных  долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

 

2008 год

2009год

Темп роста,%

внешние займы(млрд.долларов США)

10,4

9,5

91,34615385

       

Россия на 1 января 2009 года занимала 18 место в рейтинге по внешним  долгам. Задолженность составляла 487400 млн.долларов США на 4 октября 2009 года. (% к ВВП - 21,90%) "Я не думаю, что  на первом этапе можно говорить о  сумме более 5 млрд (долл.). Россия не занимала с 1998г., поэтому нельзя выйти  с большим объемом. Необходимо рынок  готовить, и это не столько решение  проблемы дефицита. Говорить о реальном возмещении дефицита за счет средств, которые мы берем из Резервного фонда  РФ, пока не приходится", - сказал Алексей  Кудрин."Порядок ведения Долговой книги РФ "- нормативный документ Минфина за подписью министра Кудрина.

Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.

Цели создания Стабилизационного  фонда определяются:

· такой спецификой постсоветской  экономикой, как сильная ее зависимость  от экспорта углеводородов и от соответствующих  мировых цен;

· особенностями проводимой в последние годы экономической  политики.

К новым явлениям в области  погашения задолженности относится  договоренность правительства РФ с  Парижским клубом о досрочном  погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение  четырех месяцев 2005г., или на 40% всего  долга Парижскому клубу. Это дало нам экономию около миллиарда  долларов на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже  отправлена Парижскому клубу из средств  Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит  Германия, т.е. приблизительно 1/3. Парижский  клуб, согласившись на досрочное погашение  внешнего долга России, хотел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла. У России в  отличие от западных стран внешняя  задолженность в форме банковского  кредита играет значительно большую  роль, чем в виде облигаций и  акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают  облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с  Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует  отметить также низкую эффективность  внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано  с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом.

Почти 18 миллиардов долларов % в этом году должна выплатить Россия за пользование кредитами. Всего  же в 2010 в счет внешнего долга наша страна отдаст 106 миллиардов 400 миллионов  долларов. Общая сумма долга на 1 января составляла более 469 с половиной миллиардов, изкоторых 125 с половиной -- это займы банков.

Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ