Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.
Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56
На первом этапе (1985-1991гг.) в результате
массированных внешних
На втором этапе (1992-1993гг.) новое
российское руководство прибегло к
займам у международных финансовых
организаций для смягчения
Третий этап (1993-1995гг.) ознаменован созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ привело к стремительному росту объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).
В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа.
Пятый этап - 1998г. - долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга - до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.
В 1998-2002гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.
На последнем по времени седьмом
этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов
позволил России не только обслуживать
внешний долг в полном объеме, но
и перейти к стратегии
2.Анализ государственного долга РФ
2.1.Анализ внешнего долга России
Внешний долг Российской Федерации состоит из совокупности долгов: Органов государственного управления, нового Российского долга, долга бывшего СССР, Органов денежно кредитного регулирования, долгов банков и долгов прочих секторов.
Специалисты сходятся в том, что в ближайшее время наиболее остро станет вопрос о погашении государственного долга, на сей раз не государственного а корпоративного В 90-х годах внешний долг России был пугающе велик. См. оценку внешнего долга РФ в приложении А.1.
Оценка внешнего долга Российской Федерации в период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.
Проанализировав статистику государственного внешнего долга Р.Ф. с 2002г. мы наблюдаем уменьшение государственного долга:
Дата |
внешний гос.долг (млрд.руб) |
01.01.2002 |
4067,75 |
01.01.2003 |
3999,77 |
01.01.2004 |
3509,83 |
01.01.2005 |
3195,94 |
01.01.2006 |
2159,60 |
01.01.2007 |
1379,56 |
01.01.2008 |
1100,05 |
01.10.2009 |
1121,55 |
По данным Минфина за январь-октябрь 2009 года дефицит федерального бюджета РФ составил 1 трлн. 506,03 млрд. рублей (4,7% ВВП). Дефицит бюджета РФ за январь-сентябрь 2009 года составил 1 трлн. 351,25 млрд. рублей (4,7% ВВП), за январь-август 2009 года равнялся 1 трлн. 180,9 млрд. рублей (4,7% ВВП), за 7 месяцев 2009 года -- 923,82 млрд. рублей, за I полугодие 2009 года -- 753,6 млрд. рублей, за январь-май -- 510,72 млрд. рублей, за январь-апрель -- 369,82 млрд. рублей, за январь-март -- 29,7 млрд. рублей при том, что за январь-февраль был зафиксирован кассовый профицит бюджета в размере 116,29 млрд. рублей. Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1 трлн. 697,19 млрд. рублей или 4,1% ВВП. ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн. 468,8 млрд. рублей.
Согласно ст.93 Бюджетного кодекса РФ "Источники финансирования дефицита бюджета":
1. Источники финансирования
дефицита бюджета утверждаются
органами законодательной (
2. Кредиты Банка России,
а также приобретение Банком
России долговых обязательств
Российской Федерации,
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные
Российской Федерацией от
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи
имущества, находящегося в
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; - изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств
иностранных государств, банков
и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленные
Внешний долг (млрд. долл. США)
Совокупный внешний долг
России на 1 октября 2009 года составил 479,4
миллиарда долларов. На 1 июля этот показатель
достигал 475,6 миллиарда долларов. Таким
образом, за третий квартал 2009 года внешний
долг страны увеличился на 11,8 миллиарда
долларов. Рост внешнего долга РФ был
вызван, в первую очередь, увеличением
долга финансовых организаций страны.
В течение третьего квартала 2009 года
задолженность органов денежно-
Кроме того, в течение июля - сентября 2009 года увеличилась задолженность российских компаний - на 3,7 процента до 303,5 миллиарда рублей. В частности, объем кредитов вырос с 233,5 миллиарда долларов (на конец второго квартала) до 237 миллиардов долларов, а объем долговых ценных бумаг - с 9,4 миллиарда до 11,6 миллиарда долларов соответственно.
По состоянию на 1 ноября 2009 г. структура госдолга выглядела так:
- государственный внешний
долг Российской Федерации (
- задолженность перед
официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не
- задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба - 1,78%;
- задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ- 1,28%;
- коммерческая задолженность бывшего СССР -1,18%;
- задолженность перед
международными финансовыми
- задолженность по
- задолженность по ОВГВЗ - 1,71%;
- задолженность по гарантиям
Российской Федерации в
Наибольшая часть российского госдолга приходится на задолженность по еврооблигационным займам. С 1 января по 1 ноября 2009 года ее величина в долларах сократилась на 1,5 млрд. долларов (5,4%) -- с 27,7 млрд. долларов до 26,2 млрд. долларов.
Объем выплат по погашению внешнего долга за 2009год .
Сравнивая структуру государственного
внешнего долга на 1 октября 2008 года
и на 1 октября 2009 года, можем заметить,
что в 2009 году Государственный внешний
долг Российской Федерации в млн
долларов США уменьшился на 4,8%, в
евро - на 7,02%. Задолженность перед
официальными кредиторами - членами
Парижского клуба в 2009 году в млн
долларов США увеличилась на 10,7%,
в евро уменьшилась на 24,2%. Задолженность
перед официальными кредиторами -не
членами Парижского клуба в 2009 году
в млн долларов США уменьшилась
на 7,04%, в евро возросла на 27,07%. Задолженность
перед международными финансовыми
организациями в 2009 году в млн
долларов США уменьшилась на 1,76%,
в евро - на 10,4%. Задолженность по
ОВГВЗ (Облигации внутреннего
Внешние займы
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 28.11.2009) Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние
заимствования Российской Федерации
осуществляются в целях финансирования
дефицита федерального бюджета, а также
для погашения государственных
долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления
2008 год |
2009год |
Темп роста,% | |
внешние займы(млрд.долларов США) |
10,4 |
9,5 |
91,34615385 |
Россия на 1 января 2009 года
занимала 18 место в рейтинге по внешним
долгам. Задолженность составляла 487400
млн.долларов США на 4 октября 2009 года.
(% к ВВП - 21,90%) "Я не думаю, что
на первом этапе можно говорить о
сумме более 5 млрд (долл.). Россия не
занимала с 1998г., поэтому нельзя выйти
с большим объемом. Необходимо рынок
готовить, и это не столько решение
проблемы дефицита. Говорить о реальном
возмещении дефицита за счет средств,
которые мы берем из Резервного фонда
РФ, пока не приходится", - сказал Алексей
Кудрин."Порядок ведения
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.
Цели создания Стабилизационного фонда определяются:
· такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;
· особенностями проводимой в последние годы экономической политики.
К новым явлениям в области
погашения задолженности
Почти 18 миллиардов долларов % в этом году должна выплатить Россия за пользование кредитами. Всего же в 2010 в счет внешнего долга наша страна отдаст 106 миллиардов 400 миллионов долларов. Общая сумма долга на 1 января составляла более 469 с половиной миллиардов, изкоторых 125 с половиной -- это займы банков.
Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ