Анализ системы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
Классификация государственного долга…………………………………….….4
Понятия государственного долга;………………………………….…..4
Сущность и значение государственного долга;…………………….….7
Причины и история возникновения государственного долга РФ;......10
Анализ государственного долга РФ…………………………………………....16
Анализ внешнего долга России;………………………………………..16
Анализ внутреннего долга России;…………………………………….22
Вывод по анализу бюджета России;…………………………………...25
Проблемы и стратегии управления государственным долгом………………..28
Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса; ……………………………………………………………………...28
Способы и методы управления государственным долгом;…….……..32
Проблемы управления государственным долгом в российской финансовой системе;…………………………………………………....37
Влияние государственного долга на развитие экономики современной России;……………………………………………………….…………..38
Заключение…………………………….………………......41
Список литературы…………………….…………….....…43
Приложение…………………………….…………….…....56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 437.07 Кб (Скачать файл)

· риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для  Российской Федерации изменения  стоимости заимствований в зависимости  от времени и объема потребности  в заемных ресурсах;

· риск ликвидности, связанный с  отсутствием у федерального бюджета  средств для полного исполнения своих обязательств в срок;

· кредитный риск;

· риск недостаточного спроса на облигации  в определенный момент времени, который  ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента.

Источником риска процентной ставки являются изменения условий на рынке  заимствований, которые в значительной степени находятся вне контроля исполнительного органа государственной  власти Российской Федерации.

Исходя из этого, основным подходом к минимизации данного риска  является отказ от использования  заимствований, которым присущ высокий  риск процентной ставки. Одним из вариантов  этого подхода является осуществление  заимствований с фиксированной  ставкой и с возможностью досрочного погашения.

Источником риска ликвидности  являются изменения макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов  и расходов федерального бюджета  и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному  контролю со стороны исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации.

Одним из подходов к минимизации  риска ликвидности является повышение  точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Российской Федерации.

Кредитный риск в определенной мере поддается контролю органам исполнительной государственной власти Российской Федерации. Вывод: Разработка данной стратегии  обусловлена изменениями финансово - экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления  долговой стратегии.

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация будет  стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

3.2. Способы и методы управления государственным долгом.

 Государственный долг - явление  неоднозначное и поэтому требующее  к себе пристального внимания  ученых и государственных деятелей.

Существование государственного долга  автоматически подразумевает обязанность  государства по управлению им. Под  управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий  государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации  выплат доходов по ним, проведению изменений  условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых  долговых обязательств.[8, с.153] Управление государственным долгом можно также  определить как совокупность мероприятий  государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

Таким образом, управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное  с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных  ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает  решение таких задач, как: минимизация  стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса, эффективное использование  мобилизованных средств, обеспечение  своевременного возврата кредитов, поиск  средств для выплаты долга, нейтрализация  негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение  задач, определенных финансовой политикой.

В систему управления государственным  долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии  государственных внутренних и внешних  заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное  использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным  долгом приобретает в условиях долгового  кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Рассмотрим на примере мирового опыта каковы же основные методы и  способы управления государственным  долгом.

К основным методам управления государственным  долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга.

Самым худшим вариантом, с точки  зрения подрыва престижа страны как  заёмщика, стало бы, безусловно, аннулирование  государственной задолженности  перед иностранными кредиторами. Такой  опыт есть, например, у России. Правительство  РСФСР в 1918 году отказалась платить  по всем обязательствам, внутренним и  внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание  молодого Правительства Советов, а  также небывалое падение престижа страны и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства  Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство Российской Федерации,

Другим методом, который более  приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод  представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно  применяют этот механизм пролонгации  своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов  и погашений по внешней части  государственного долга. Однако непременным  условием предоставления новых внешних  займов является хорошая репутация  страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая  и политическая стабильность. Опасность  этого метода управления долгом заключается  в том, что он может вовлечь  заёмщика в бесконечную спираль  наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять  новые займы. Рефинансирование может  дать краткосрочный экономический  эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что  если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Оптимальным на данный момент методом  управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией  долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения  обязательств.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства  в текущем году, если указанная  сумма включается в общий объем  реструктурируемых обязательств.[9, с.24]

Для наглядного примера рассмотрим случай с всемирно известной дорогой  соединяющей материковую Европу и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные заявки на финансирование проекта по реструктуризации долгового обязательства  англо-французской компании Eurotunnel. Компания являлась оператором железнодорожного туннеля, связывающего Великобританию и Францию под водами пролива  Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение кредиторов план по реструктуризации долга, который позволил сократить  выплату процентов по задолженности  до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы в компании начались еще в ходе строительства тоннеля в 80-е годы. Стоимость прокладки 51-километровой трассы, 80% которой проходит под водой, в два раза превысила первоначальные расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов. Строители увеличивали объемы долга, но из-за удешевления стоимости авиаперелетов  число пассажиров, перевозимых через  тоннель поездами, оказалось на треть  меньше запланированного. В итоге  франко-британская компания Eurotunnel была вынуждена уволить 30% сотрудников. Новый  управляющий совета директоров предложил  реструктурировать долг компании.

Механизм реструктуризации долга  позволил компании избежать банкротства. Более того, в 2007 году эксплуатация евротоннеля стала приносить  доход. Завершение в 2007 году строительства  высокоскоростной железнодорожной  ветки от Ла-Манша до лондонского  вокзала Сент-Панкрас значительно  увеличило число пассажиров Eurostar. Чистая прибыль компании Groupe Eurotunnel по итогам 2007 года составила 1,57 млн. USD. За первую четверть 2008 года до ходы компании выросли на 15% и составили почти 300 млн. USD.

Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности  и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен  долговых обязательств на собственность  должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных  предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет  привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может  проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важными объектами социально-экономической инфраструктуры. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходит наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.

Долг Украины за российский газ  в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть  долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные  контракты.

Консолидация - это изменение условий  займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные  обязательства консолидируются  в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией  понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом  старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных  ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных  займов, размещавшихся среди населения  по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа  с более низкой доходностью и  с увеличением вдвое (до 20 лет) срока  действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне  ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка - в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

Отсрочка погашения займа или  всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых  займов не имеет финансовой эффективности  для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство  уже выпустило слишком много  займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть  поступлений от реализации облигаций  новых займов направляется на выплаты  процентов и на погашение ранее  выпущенных займов. Чтобы разорвать  этот порочный круг правительство объявляет  об отсрочке погашения займов, которая  отличается от консолидации тем, что  не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы  облигаций продолжают получать по ним  свой доход).

Информация о работе Анализ системы управления государственным долгом РФ