Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Содержание

Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18

3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая макроэкономика.docx

— 181.21 Кб (Скачать файл)

     

     Рисунок 1.5. Применение фискальной политики

     Примечание. Источник: [16, с.357] 

     В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной  рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо  противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

     В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство  в целях сглаживания циклических  колебаний, можно охарактеризовать ее как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических  явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных  процессов, а в период «перегрева»  экономики стремится сдерживать деловую активность. К. Эклунд в своей  книге «Эффективная экономика» приводит график (рис. 1.6), демонстрирующий вышесказанное.

     К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и  снижения налогов в период спада  и снижения расходов и повышения  налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию — во втором. Но приведенный  график характеризует и мероприятия  сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии  и сдерживания, а сама система (направление  воздействия) остается без изменений.

     

     Рисунок 1.6 Динамика антициклического регулирования

     Примечание. Источник: [16, с.358] 

    Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведения государства по отношению  к циклу, применялись и продолжают целенаправленно применяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитывать требования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующими явлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предпринимает. А эффективность этих шагов может быть реально оценена только по истечении определенного периода времени.

    Экономическую систему Беларуси последних 20 лет принято считать системой переходного типа. Трансформационным экономикам внутренне присущи неустойчивость, противоречивость, стремление к движению в том или ином направлении. Эти теоретические предпосылки позволяют предположить циклический характер развития экономики страны, детерминантами которого могут быть динамика инвестиций в основной капитал и денежной массы; состояние конъюнктуры российского рынка и политический цикл в самой республике.

    В последние годы большое внимание уделяется концепции нового качества экономического роста. В соответствии с этой общепринятой в современном  мире концепцией нового качества экономического роста, показательного для постиндустриального  информационного общества, усилия Республики Беларусь должны быть сосредоточены  на обеспечении развития экономики  одновременно по четырем главным  направлениям: а) социально ориентированном, нацеленном на оздоровление нации, формирование всесторонне развитого и социально  активного члена нового общества, б) наукоемком, в) ресурсосберегающем, г) экологозащитном. Эти направления  приняты за основу будущей сбалансированной структуры народного хозяйства  Республики Беларусь.

    К важнейшим предпосылкам, способствующим экономическому росту в республике, следует отнести:

    - благоприятное экономико-географическое  положение в центре Европы  на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных  систем между экономически развитыми  западноевропейскими странами и  регионами Евразии, обладающими  богатейшими природными ресурсами;

    - достаточно хорошую обеспеченность  земельными, лесными, водными ресурсами,  отдельными видами минерально-сырьевых  ресурсов, позволяющими удовлетворять  перспективные потребности в  калийной и каменной соли, известковом  и цементном сырье, тугоплавких  и керамических глинах, строительных, формовочных и стекольных песках, песчано-гравийных материалах, облицовочном  камне;

    - относительно высокий уровень  развития научно-технического и  производственного потенциалов;

    - обеспеченность трудовыми ресурсами  и квалифицированными кадрами. 

    В целом, экономический рост прогнозируется на основе данных анализа динамики макроэкономических показателей с  учетом факторов, влияющих на рост производства. При прогнозировании экономического роста используются различные методы. Прогнозирование позволяет решать ключевые проблемы развития экономики, её стабилизации, создании предпосылок устойчивого роста и служат для усиления целевой ориентации в регулировании социально-экономического развития Республики Беларусь.

    Важнейшими  внутренними факторами экономического роста в 2008 году в Республике Беларусь выступили возросшее потребление  домашних хозяйств и валовой экспорт, доля которых в 10,6% прироста ВВП составила  около 6,5 и 3,5 п.п. соответственно. Несмотря на отрицательное значение в приросте ВВП чистого экспорта, его влияние  на экономический рост было положительным. Выражалось это в стимулировании роста российского внутреннего  спроса на белорусские товары на основе увеличения экспорта и повышения  спроса на энергоресурсы.

    В 2008 г. динамика ВВП со стороны предложения  формировалась за счет роста промышленного  производства: темпы роста ее добавленной  стоимости составили 114,4% к уровню 2007 г., что повлекло соответствующее  увеличение удельного веса промышленности в отраслевой структуре ВВП до 28,1%. Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ - прирост созданной в 2008 г. в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие - увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5% в 2007 г. до 9,4% в 2008 г. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлено высокими темпами роста произведенной в 2008 г. отраслью добавленной стоимости - 109,5%

    Увеличение  до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы  роста добавленной стоимости  в сфере услуг (например, транспорта и связи - 105,5%, торговли и общественного  питания - 118,2%), вызвало соответствующее  сокращение удельного веса сферы  производства услуг до 38,5%. По предварительным  оценкам, в 2008 г. доля чистых налогов  на продукты сократилась по сравнению  с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП.

    В 2009 г. экономика Беларуси функционировала  в сложных условиях мирового финансово-экономического кризиса. Основным каналом его отрицательного воздействия на социально-экономическое  развитие республики явилось существенное сокращение внешнего спроса на продукцию  белорусского производства, вызвавшее  уменьшение объемов внутреннего  производства, ухудшение финансового  состояния предприятий, замедление динамики роста доходов секторов экономики, их потребительского и инвестиционного  спроса и как следствие - негативное изменение общей макроэкономической ситуации в стране.

    Темпы роста ВВП в Беларуси за январь-декабрь 2009 г. составили 100,2% к уровню предыдущего  года, что гораздо ниже прогнозных значений (110-112%).

    В структуре конечного использования  ВВП удельный вес расходов на конечное потребление составил за три квартала 2009 г. 73,9%, в том числе потребление  домашних хозяйств - 56,6%, увеличившись по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. на 4,9 и 4,4 п.п. соответственно. При  этом в 1 квартале 2009 г. темпы роста  потребления домашних хозяйств составили 105,5% к соответствующему периоду  предыдущего года, во II - 99,4; в III - 97,8%, что обусловило отрицательный вклад  потребительского спроса в процентное изменение ВВП во П-Ш кварталах 2009 г.

    Важнейшим фактором поддержания макроэкономической динамики в Беларуси в 2009 г. выступало  валовое накопление, доля которого за три квартала 2009 г. достигла в  воспроизводственной структуре  ВВП 36,2%, в том числе накопление основного капитала - 35,1% (увеличение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - на 2,3 и 6 п.п. соответственно). При этом темпы роста инвестиций в основной капитал составили  в 2009 г. 108,6%, в том числе 107,6% в объекты  производственного назначения, доля которых в общем объеме инвестиций составляет 63,5%, непроизводственного - 111 % к уровню 2008 г.

    В ближайшей перспективе динамику экономического развития Беларуси будут  определять главным образом внешние  факторы - постепенное восстановление спроса на белорусский экспорт в  странах - основных торговых партнерах  республики, обусловленное выходом  этих стран из кризиса и соответствующим  возобновлением темпов их экономического роста. Важнейшим внутренним источником экономического роста в республике представляется потребительский спрос.

    Исследования  в области цикличности для  Беларуси могут быть применены в  качестве теоретического обоснования  при разработке мероприятий экономической  политики. Кроме того, полученные результаты позволяют осуществлять планирование деятельности отдельного предприятия  на определённой стадии развития макросреды; анализировать банками перспективную  кредитоспособность заёмщика в зависимости  от будущего состояния отрасли и  экономики в целом при долгосрочном кредитовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Применение фискальных мер антициклического  регулирования в РБ: анализ и  проблемы 

    В условиях рыночной экономики государственное  воздействие осуществляется прежде всего посредством денежно-кредитной  и фискальной политики. Фискальная политика является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования  экономики и применяется достаточно давно. Между тем, роль и значение фискальной политики в преодолении  последствий экономического кризиса, достижения экономического роста, решения  других макроэкономических проблем долгое время недооценивалось.

    Слово «фиск» в переводе с латинского языка  – это корзина. В Древнем Риме фиском называлась военная касса, в  которой хранились деньги. В конце  древнеримской эпохи фиском стала  называться государственная казна.

    Фискальная  политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

    По  существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных  средств через налоговую и  бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как  налогово-бюджетную политику.

    В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, инструменты  фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. (рис.2.1) 

       

    Рис.2.1. Виды фискальной политики 

    Стимулирующая фискальная политика применяется при  спаде (рис. 2.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.2.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

    Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную) [1, с 166, 167]. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

    Автоматическая  фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (встроенность их в экономическую  систему) автоматически стабилизирует  экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при  перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия  по бедности.

Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ